01 сентября 2022 г. |
Дело N А05-7695/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Михайловской Е.А., Серовой В.К.,
рассмотрев 01.09.2022 кассационную жалобу администрации городского округа Архангельской области "Город Новодвинск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.02.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2022 по делу N А05-7695/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение Архангельской области "Новодвинская городская станция по борьбе с болезнями животных", адрес: 164902, Архангельская область, город Новодвинск, улица Ворошилова, дом 33, ОГРН 1042901200011, ИНН 2903006783 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к администрации городского округа Архангельской области "Город Новодвинск", адрес: 164900, Архангельская область, город Новодвинск, улица Фронтовых бригад, дом 6, корпус 1, ОГРН 1022901005764, ИНН 2903001697 (далее - Администрация), о взыскании 299 667 руб. 10 коп. расходов по содержанию животных без владельцев за период с 01.03.2019 по 31.12.2020 и 30 000 руб. расходов на оплату услуг представителя.
Решением суда от 18.02.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.05.2022, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 18.02.2022 и постановление от 04.05.2022, принять по делу новый судебный акт - об отказе в иске.
По мнению подателя жалобы, Администрация не несет бремя по содержанию имущества в виде безнадзорных животных и не является надлежащим ответчиком по делу; действующее законодательство не возлагает на органы местного самоуправления безусловную обязанность принимать в муниципальную собственность безнадзорных животных; органы местного управления муниципального образования "Город Новодвинск" не могут участвовать в осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в связи с отсутствием дополнительных источников финансирования расходов, связанных с реализацией права, предусмотренного пунктом 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ); заявленные требования о взыскании расходов на содержание безнадзорных животных не относятся к категории убытков по смыслу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ); соответствующие расходы связаны с осуществлением деятельности государственного бюджетного учреждения Архангельской области "Архангельская городская станция по борьбе с болезнями животных".
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Учреждение, учредителем которого в соответствии с положениями устава является Архангельская область в лице Инспекции по ветеринарному надзору Архангельской области, осуществляет организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
В 2019-2020 годах согласно карточкам учета безнадзорных животных N 36-40, 42, 3, 12, 4, 13/н15, 2/524, 2/526, 599 у Учреждения на содержании находились животные, отловленные на территории городского округа Архангельской области "Город Новодвинск", которые должны были быть приняты в муниципальную собственность.
В указанный период Учреждение понесло расходы на содержание безнадзорных животных в размере 299 667 руб. 10 коп.
Поскольку Администрация оплату содержания животных не произвела, Учреждение направило в ее адрес претензию от 13.05.2021 N 24 (том дела 1, листы 82-83) с требованием погасить образовавшуюся задолженность.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения Учреждения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 64, 71, 168 АПК РФ, руководствуясь статьями 137, 210, 230, 231, 1102 ГК РФ, нормами Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), а также Закона N 131-ФЗ, удовлетворили требования Учреждения в полном объеме.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, приходит к следующим выводам.
Согласно статье 137 ГК РФ к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.
В соответствии со статьями 230 - 232 ГК РФ лицо, задержавшее безнадзорный или пригульный скот или других безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника. На время розыска собственника животных они могут быть оставлены лицом, задержавшим их, у себя на содержании и в пользовании либо сданы на содержание и в пользование другому лицу, имеющему необходимые для этого условия. По просьбе лица, задержавшего безнадзорных животных, подыскание лица, имеющего необходимые условия для их содержания, и передачу ему животных осуществляют полиция или орган местного самоуправления. Лицо, задержавшее безнадзорных животных, и лицо, которому они переданы на содержание и в пользование, обязаны их надлежаще содержать и при наличии вины отвечают за гибель и порчу животных в пределах их стоимости.
Если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорного домашнего животного их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них. При отказе этого лица от приобретения в собственность содержащихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления.
В силу подпункта 82 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов осуществления полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 14.1 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.
Порядок отлова, учета, транспортировки, содержания и использования безнадзорных животных на территории Архангельской области утвержден постановлением правительства Архангельской области от 12.12.2012 N 572-пп (далее - Порядок N 572-пп).
Согласно пункту 4 Порядка N 572-пп учет и использование животных без владельцев осуществляют государственные учреждения Архангельской области, подведомственные инспекции по ветеринарному надзору Архангельской области. Отлов, транспортировку и содержание животных без владельцев осуществляют государственные учреждения самостоятельно и (или) с привлечением на договорной основе юридических и физических лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Порядка N 572-пп организация по отлову животных без владельцев, осуществившая отлов животного без владельцев, обязана возвратить его владельцу, а если владелец такого животного или место его пребывания не известны - представить не позднее трех дней с момента задержания информацию об обнаруженном животном без владельцев в подразделение полиции или в орган местного самоуправления городского округа или поселения Архангельской области, которые принимают меры к розыску владельца.
Пунктом 12 Порядка N 572-пп установлено, что работники организации по отлову животных без владельцев доставляют отловленных животных без владельцев в специальное отведенное помещение для содержания животных без владельцев (пункт временного содержания), где такие животные подлежат клиническому осмотру работником государственной ветеринарной службы Архангельской области в день отлова с целью выявления заразных и иных заболеваний.
Отловленные животные без владельцев подлежат учету в день отлова. На каждое отловленное животное, доставленное в пункт временного содержания, оформляется карточка учета. Учет животных без владельцев ведется по форме реестра по учету животных без владельцев (пункт 14 Порядка N 572-пп).
В силу пункта 22 Порядка N 572-пп отловленные животные без владельцев содержатся в пункте временного содержания в течение 6 месяцев.
Согласно пункту 31 Порядка N 572-пп формами использования животных без владельцев являются: возврат животного их владельцам, уничтожение и утилизация животных без владельцев, передача в муниципальную собственность.
Таким образом, в соответствии с пунктом 31 Порядка N 572-пп одной из форм использования животных без владельцев является передача их в муниципальную собственность. Животные без владельцев, не возвращенные их владельцам, не подлежащие уничтожению и утилизации, передаются в муниципальную собственность муниципального образования Архангельской области, на территории которого отловлено животное (пункт 39 Порядка N 572-пп).
Как установлено судами, в 2019-2020 годах в организацию по отлову безнадзорных животных поступили животные, на которых оформлены карточки учета безнадзорных животных N 36-40, 42, 3, 12, 4, 13/н15, 2/524, 2/526, 599 и в отношении которых наступил срок для поступления их в муниципальную собственность.
На письменные обращения Учреждения от 18.01.2019 N 9, от 05.09.2019 N 113 о принятии в муниципальную собственность находящихся в пункте временного содержания животных Администрация ответила отказом.
Издержки на содержание данных животных за период по истечении 6-месячного срока, предусмотренного для передачи в муниципальную собственность, до 31.12.2020 Администрацией не возмещены.
Таким образом, как верно указано судами, и с учетом положений статьи 210 ГК РФ муниципальное образование, будучи собственником спорного имущества, которое при отсутствии каких-либо правовых оснований находилось у Учреждения по истечении 6-месячного срока для передержки, должно исполнить обязанности собственника, приняв надлежащие меры по содержанию этого имущества.
Согласно статье 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса.
Из материалов дела следует, что Администрация, которая по истечении 6-месячного срока содержания безнадзорных животных в пунктах временного пребывания должна была принять имущество в муниципальную собственность, от такого принятия уклонилась, равно как уклонилась и от содержания таких животных и несения затрат в самостоятельном порядке, тем самым сберегла за счет Учреждения денежные средства, которые она должна была бы потратить при надлежащем содержании спорного имущества.
Стоимость услуг по содержанию животных в 2019 году определена Учреждением исходя из норматива содержания, утвержденного распоряжением Инспекции по ветеринарному надзору Архангельской области "Об утверждении средней стоимости единиц услуг по осуществлению отлова, учета, транспортировки, содержания и использования безнадзорных животных на территории Архангельской области" от 29.12.2018 N 387-рв, который установлен в размере 71 руб. 11 коп. в день, а стоимость захоронения, уничтожения (или утилизации) отловленных безнадзорных животных определена на основании норматива, утвержденного этим же документом, в размере 440 руб. за одно животное. Стоимость содержания в 2020 году определена исходя из норматива содержания, утвержденного руководителем Инспекции по ветеринарному надзору Архангельской области от 27.12.2019, в размере 90 руб. за одно животное в сутки.
Довод Администрации о том, что она не несет бремя по содержанию имущества в виде безнадзорных животных и не является надлежащим ответчиком по делу, обоснованно отклонен судами как противоречащий вышеприведенным положениям статей 230, 231 ГК РФ, Порядка N 572-пп. По смыслу пункта 1 статьи 231 ГК РФ при указанном в абзаце втором данной нормы юридическом фактическом составе животные поступают в муниципальную собственность вне зависимости от воли и волеизъявления муниципального образования.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили иск.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для иной оценки выводов судов применительно к установленным ими обстоятельствам дела.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены ими.
Доводов о несогласии с выводами судов в части удовлетворения требований о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя кассационная жалоба не содержит.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.02.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2022 по делу N А05-7695/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации городского округа Архангельской области "Город Новодвинск" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Издержки на содержание данных животных за период по истечении 6-месячного срока, предусмотренного для передачи в муниципальную собственность, до 31.12.2020 Администрацией не возмещены.
Таким образом, как верно указано судами, и с учетом положений статьи 210 ГК РФ муниципальное образование, будучи собственником спорного имущества, которое при отсутствии каких-либо правовых оснований находилось у Учреждения по истечении 6-месячного срока для передержки, должно исполнить обязанности собственника, приняв надлежащие меры по содержанию этого имущества.
...
Довод Администрации о том, что она не несет бремя по содержанию имущества в виде безнадзорных животных и не является надлежащим ответчиком по делу, обоснованно отклонен судами как противоречащий вышеприведенным положениям статей 230, 231 ГК РФ, Порядка N 572-пп. По смыслу пункта 1 статьи 231 ГК РФ при указанном в абзаце втором данной нормы юридическом фактическом составе животные поступают в муниципальную собственность вне зависимости от воли и волеизъявления муниципального образования."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 сентября 2022 г. N Ф07-8680/22 по делу N А05-7695/2021