09 сентября 2022 г. |
Дело N А56-98425/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Фрунзенского района" Бокряжевой Н.А. (доверенность от 10.01.2022), от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Кривошеевой О.В. (доверенность от 10.01.2022),
рассмотрев 05.09.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2022 по делу N А56-98425/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Фрунзенского района", адрес: 192007, Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 239, лит. А, ОГРН 1089847266398, ИНН 7816445737 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А, ОГРН 1037867000115, ИНН 7841000298 (далее - Инспекция, ГЖИ), от 06.09.2021 N 06/21/368-Р.
Решением суда первой инстанции от 30.12.2021 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Апелляционный суд постановлением от 10.05.2022 отменил решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2021, признал недействительным предписание ГЖИ от 06.09.2021 N 06/21/368-Р.
Инспекция не согласилась с принятым постановлением, обратилась в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
В кассационной жалобе Инспекция указывает, что управляющая организация (Общество) не имела права изменять размер платы за содержание и текущее обслуживание общего имущества в многоквартирном доме и обязана была руководствоваться решениями общего собрания, оформленными протоколами от 19.05.2017 N 1/17, от 21.05.2018 N 1/18, от 16.05.2019 N 1/19, от 16.06.2021 N 1/21.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Общества, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, возражал против удовлетворения жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, Белградская ул., д. 6, корп. 2, лит. А (далее - МКД), на основании договора управления от 13.10.2006 и лицензии от 03.04.2015 N 78-000015.
На основании распоряжения от 10.08.2021 N 06/21/368-Р Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка соблюдения Обществом лицензионных требований при осуществлении управления МКД, в части начисления платы за содержание, текущий ремонт и управление многоквартирным домом; проверка инициирована в связи с обращениями собственника помещения в МКД от 28.07.2021 N ОБ-660-13/21, от 28.07.2021 N ОБ 660-14/21-0-1, от 28.07.2021 N ОБ-660-16/21-0-1.
В ходе проверки установлено и в акте от 06.09.2021 N 06/21/368-р отражено нарушение Обществом подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, в части неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, а также нарушение Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Общество в период с 2017 по 2021 год не исполняло решения общего собрания собственников МКД, оформленные протоколами от 19.05.2017 N 1/17, от 21.05.2018 N 1/18, от 16.05.2019 N 1/19, от 16.06.2021 N 1/21, и при начислении платы за услуги руководствовалось в соответствующие периоды положениями распоряжений Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 20.12.2016 N 260-р "Об установлении платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга", от 15.12.2017 N 200-р "Об установлении платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга", от 14.12.2018 N 215-р "Об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга", от 20.12.2019 N 255-р "Об установлении платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга на 2020 год", от 16.12.2020 N250-р "Об установлении платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга на 2021 год".
В соответствии с выданным предписанием от 06.09.2021 N 06/21/368-Р по результатам проверки Обществу надлежало устранить нарушения, изменить размер платы за жилищно-коммунальные услуги по лицевому счету квартиры 70 за период с января 2017 года по июль 2021 года в соответствии с решениями общего собрания собственников помещений МКД, оформленными протоколами от 19.05.2017 N 1/17, от 21.05.2018 N 1/18, от 16.05.2019 N 1/19, от 16.06.2021 N 1/21
Не согласившись с вышеуказанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности требований оспариваемого предписания. При этом суд указал, что Общество как специализированная коммерческая организация, а также участник гражданско-правовых отношений и сторона договора приняло на себя обязательства по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД, а также соответствующие предпринимательские риски. По мнению суда первой инстанции, именно заявитель в силу возложенных на него обязанностей должен принять необходимые меры для нормальной эксплуатации жилого дома, содержания общего имущества и предоставления жилищно-коммунальных услуг в соответствии с установленными требованиями законодательства. Соответственно Общество обязано самостоятельно принимать меры для осуществления указанных обязательств, а также определять способы и средства для надлежащего и качественного оказания услуг.
Апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции, признал оспариваемое предписание недействительным, указав, что обстоятельства, послужившие основанием для его выдачи, Инспекцией не установлены; выводы, сделанные в предписании, не соответствуют фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Проверив в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), правильность применения судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 данного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 означенного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 указанного Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу пункта 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 названной статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Из системного анализа приведенных нормативных положений части 7 статьи 156, части 4 статьи 158 ЖК РФ следует, что основным (первоочередным) способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений на законодательном уровне определено волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме путем принятия решения об этом на общем собрании.
Вместе с тем, как обоснованно указано апелляционным судом, в силу части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 10 Правил 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б"); доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения (подпункт "в"); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт "г"); постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (подпункт "д"); поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома (подпункт "е"); соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (подпункт "ж").
Пунктом 11 Правил N 491 предусмотрен примерный перечень мероприятий, входящих в содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 11(1) Правил N 491 минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 31 Правил N 491 при определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Управляющая организация обязана представить собственникам помещений в таком доме предложение о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме не позднее чем за 30 дней до дня проведения общего собрания собственников помещений в этом доме в целях принятия решения по вопросу об определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме посредством размещения такого предложения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В предложении управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения, а в случае, если размер такой платы превышает размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, установленный органом местного самоуправления (органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), - в том числе обоснование такого превышения, предусматривающее детализацию размера платы с указанием расчета годовой стоимости каждого вида работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с указанием периодичности их выполнения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень).
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), устанавливают требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
Правилами N 170 установлен в том числе перечень работ по содержанию жилых домов (Приложение N 4), а также перечень работ, относящихся к текущему ремонту (Приложение N 7).
Таким образом, исходя из приведенных положений части 1 статьи 156, части 1 статьи 161 ЖК РФ, пункта 10 Правил N 491 плата за содержание жилого помещения (включающая в себя в том числе плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме) должна быть установлена не произвольно, а в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства, то есть в соответствии с Правилами N 170 и с Минимальным перечнем.
Как следует из материалов дела, решениями общих собраний собственников помещений в МКД, оформленными протоколами от 19.05.2017 N 1/17, от 21.05.2018 N 1/18, от 16.05.2019 N 1/19, от 16.06.2021 N 1/21, был утвержден размер платы за содержание, текущий ремонт и управление многоквартирным домом.
В рассматриваемом случае апелляционный суд обоснованно указал, что размер платы не отвечает требованиям части 1 статьи 156 ЖК РФ, был определен по предложению совета МКД произвольно в размере меньшем, чем установленный распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга размер платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга (в соответствующие периоды). При этом из состава платы в полном объеме исключены тарифы на услуги по очистке кровли от наледи и снега, на помывку фасадов, а плата за текущий ремонт установлена в размере 0 руб. за кв. м (с формулировкой "до освоения ранее собранных денег"); и снижены остальные тарифы.
Апелляционным судом принято во внимание, что определенный собственниками размер платы за содержание жилого помещения не может быть установлен произвольно (исходя из субъективного мнения собственников), а должен являться достаточным для надлежащего выполнения управляющей организацией требований к содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в соответствии с Правилами N 170 и Минимальным перечнем, учитывая, что за несоблюдение данных требований именно управляющая организация подлежит привлечению в том числе к административной ответственности.
Приводимые в кассационной жалобе доводы не опровергают обоснованность данного вывода суда.
В соответствии с Приложением N 4 к Правилам N 170 очистка кровли от снега и наледи относится к обязательным работам по содержанию общего имущества МКД. При этом, как следует из протоколов от 19.05.2017 N 1/17, от 21.05.2018 N 1/18, от 16.05.2019 N 1/19, от 16.06.2021 N 1/21, из состава платы за содержание общего имущества в полном объеме исключены тарифы на услуги по очистке кровли от наледи и снега с указанием "технически нельзя".
Как справедливо отметил апелляционный суд, Инспекцией в ходе проверки не установлено фактическое наличие или отсутствие возможности по проведению управляющей организацией обязательных работ по очистке кровли МКД от снега и наледи, а соответственно, не установлена обоснованность исключения собственниками помещений платы за указанный вид работ из состава платы за содержание жилого помещения.
Приложением N 7 к Правилам N 170 установлен перечень работ, относящихся к текущему ремонту, которые с учетом Минимального перечня подлежат обязательному выполнению управляющей организацией в рамках осуществления возложенных на нее договором управления обязанностей.
Условиями договора управления от 13.10.2006 (пункт 4.2.2) на управляющую организацию также была возложена обязанность по осуществлению текущего ремонта общего имущества МКД.
Между тем, как обоснованно указано апелляционным судом, Инспекция в ходе проверки не установила, является ли обоснованным тариф на текущий ремонт, определенный собственниками помещений МКД, в размере 0 руб. за кв. м (с формулировкой "до освоения ранее собранных денег"); не установила, имеются ли в наличии ранее собранные управляющей организацией денежные средства на текущий ремонт и как они были освоены в 2017 - 2021 годы (объем проведенных фактически ремонтных работ в спорном МКД в рамках текущего ремонта).
Из оспариваемого предписания также следует, что в ходе проверки Инспекцией установлено начисление Обществом платы за содержание жилого помещения не произвольно, исходя из собственных тарифов, а в соответствии с экономически обоснованными тарифами, введенными с учетом положений Правил N 491, Минимального перечня распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга в соответствующие периоды.
Апелляционный суд, руководствуясь приведенными нормативными положениями, с учетом фактических обстоятельств настоящего дела пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание от 06.09.2021 N 06/21/368-Р вынесено Инспекцией в отсутствие достаточных фактических и правовых оснований.
Доводы Инспекции, изложенные в кассационной жалобе, выводов суда апелляционной инстанции не опровергают, основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2022 по делу N А56-98425/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Приложением N 4 к Правилам N 170 очистка кровли от снега и наледи относится к обязательным работам по содержанию общего имущества МКД. При этом, как следует из протоколов от 19.05.2017 N 1/17, от 21.05.2018 N 1/18, от 16.05.2019 N 1/19, от 16.06.2021 N 1/21, из состава платы за содержание общего имущества в полном объеме исключены тарифы на услуги по очистке кровли от наледи и снега с указанием "технически нельзя".
...
Приложением N 7 к Правилам N 170 установлен перечень работ, относящихся к текущему ремонту, которые с учетом Минимального перечня подлежат обязательному выполнению управляющей организацией в рамках осуществления возложенных на нее договором управления обязанностей.
...
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2022 по делу N А56-98425/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 сентября 2022 г. N Ф07-12021/22 по делу N А56-98425/2021