08 сентября 2022 г. |
Дело N А05-10708/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Аникиной Е.А.,
рассмотрев 07.09.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "ГТ Энерго" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.01.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2022 по делу N А05-10708/2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ГТ Энерго", адрес: 117292, Москва, Нахимовский пр., д. 52/27, 1 эт., комн. Б, оф. 27, ОГРН 1147746189843, ИНН 7703806647, (далее - АО "ГП Энерго", Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области, адрес: 163072, г. Архангельск, Комсомольская ул., д. 38, корп. 1, ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555 (далее - ГЖИ, Инспекция) об оспаривании предписания от 19.08.2021 N 09-09/365 об устранении выявленных нарушений.
Решением суда первой инстанции от 26.01.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.06.2022, Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. В обоснование своего довода ссылается на Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), отмечает, что размер платы за отопление в каждом месяце отопительного периода, в том числе неполных, (в рассматриваем случае за сентябрь) должен определяться исходя из утвержденного норматива потребления и с учетом фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги.
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, ГЖИ на основании распоряжения от 18.08.2021 N 09-01/1062 в период с 18.08.2021 по 19.08.2021 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обществом порядка определения платы за коммунальную услугу (отопление) за период с сентября 2020 года по май 2021 года.
По результатам означенной проверки составлен акт от т 19.08.2021 N 09-08/987, в котором отражено следующее.
АО "ГТ Энерго" является исполнителем коммунальных услуг по отоплению для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, расположенных в городе Вельске по следующим адресам: ул. Пушкина, д. 6а, кв. 5; пер. Попова, д. 9, кв. 2; ул. 50 лет Октября, д. 87, кв. 2 и д. 85, кв. 1; ул. Геологов, д. 21, кв. 1; а также в Вельском р-не, д. Горка Муравьевская, ул. Школьная, д. 8, кв. 8 (далее- МКД).
В отопительном периоде 2020-2021 годов управляющая компания фактически произвела начисление и выставила в платежных квитанциях плату за отопление потребителям, проживающих в указанных домах за период с сентября 2020 по май 2021 года включительно (то есть за 9 полных месяцев), тогда как во исполнение постановления Министерства ТЭК и ЖКХ АО от 24.06.2013 N 76-пн "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах, жилых домов, расположенных на территории муниципального образования "Вельский муниципальный район (с учетом внесенных изменений постановлением от 27.07.2020 N 49-пн) (далее - Постановление N 76-пн), должна была произвести такой расчет за период с сентября 2020 года по апрель 2021 года (за 8 месяцев), чем нарушила порядок определения размера платы за отопление, предусмотренный Правилами N 354.
При этом, Инспекция отметила, что поскольку указанные МКД не были оборудованы общедомовым прибором учета тепловой энергии, расчет платы за отопление Общество производило исходя из установленных нормативов потребления коммунальной услуги, сам порядок определения размера платы такого норматива, установленный на один календарный месяц отопительного периода напрямую зависел от количества месяцев установленного Постановлением N 76-пн отопительного периода (т.е за 8 месяцев) и рассчитывается по формуле 18, приведенной в пункте 18 приложения 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), путем деления суммарного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома в течение отопительного периода, на количество месяцев в отопительном периоде, в том числе неполных.
В связи с выявленными нарушениями Инспекцией вынесено предписание от 19.08.2021 N 09-09/365, согласно которому Обществу необходимо в срок до 15.01.2022 произвести перерасчет платы за отопление потребителям, приживающим в указанных МКД за май 2021 года в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Не согласившись с предписанием ГЖИ, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие у контролирующего органа правовых и фактических оснований для выдачи оспариваемого предписания. Суды констатировали законность, обоснованность и исполнимость предписания Инспекции.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статья 198, 200, 201 АПК РФ).
При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из следующего.
В силу частей 3 и 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), собственники помещений в жилых домах несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за отопление (теплоснабжение).
В соответствии со статьей 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с Федеральным законом о таком кооперативе.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, нормативов потребления коммунальных услуг (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению урегулирован Правилами N 354.
В том случае, если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться не позднее и заканчиваться не ранее дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия (пункт 5 Правил N 354).
Согласно пункту 42 (1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2 (1), 2 (3) и 2 (4) приложения 2 к названным Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Определение "норматива потребления коммунальной услуги" установлено в пункте 2 Правил N 354 - это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии прибора учета и в иных случаях, предусмотренных Правилами N 354.
Пунктом 18 приложения 1 к Правилам N 306 определена формула расчета указанного норматива, который представляет собой отношение количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии (жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии), к произведению общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах (общей площади жилых домов) и периода, равного продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде).
Постановлением администрации Вельского муниципального района Архангельской области от 10.09.2020 N 819 "О начале отопительного периода на территории Вельского муниципального района" определено, что отопительный период на территории сельского поселения "Муравьевское" начат 15 сентября 2020 года, а согласно Постановлению этой же администрации от 11.05.2021 N 456 - закончен 15 мая 2021 года.
При этом, как было указано выше, Постановлением N 76-пн установлено, что продолжительность отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных), определенного для установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период, для Вельского района составляет 8 календарных месяцев.
В виду того, что установление нормативного объема в расчете на день законом не предусмотрено, суды справедливо обратили внимание на необходимость разделения, полученного количество тепловой энергии на равные части, определив количество частей исходя из количества целых месяцев отопительного сезона (в нашем случае восемь месяцев).
Следовательно, в силу приведенных выше нормативных положений, граждане должны вносить плату за количество тепловой энергии, потребленной на отопление во время отопительного периода, восьмью равными платежами в течение восьми месяцев: с сентября 2020 года по апрель 2021 года.
Между тем, управляющая компания произвела начисление платы за отопление начиная с сентября 2020 года (как за полный месяц) по май 2021 года (включительно), то есть фактически за 9 месяцев, чем нарушило порядок определения размера платы за отопления, предусмотренный Правилами N 354.
Приведенным доводам Общества (об ином исчислении и необходимости включения платы за май) суды дали надлежащую оценку, указав, что они не могут быть приняты, как противоречащие цели установления норматива на отопление, представляющего собой усредненное вычисленное количество тепловой энергии, необходимое для обогрева одного квадратного метра жилья в течение месяца, полномочием на установление которого наделены соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным в заявлении, а затем и в апелляционной жалобе, были предметом исследования арбитражных судов двух инстанций и получили надлежащую правовую оценку, с которой суд округа согласен. Общество в материалы дела не представило какие-либо доказательства, опровергающие выводы судов и позволяющие признать незаконным оспариваемое предписание ГЖИ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.01.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2022 по делу N А05-10708/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "ГТ Энерго" в лице Вельского филиала - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета акционерному обществу "ГТ Энерго" (ОГРН 1147746189843, ИНН 7703806647; адрес: 117292, Москва, проспект Нахимовский, дом 52/27, этаж 1, комната Б, офис 27; адрес филиала: 165150, город Вельск, Архангельская область, улица Ломоносова, дом 19б) 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченную по платежному поручению от 09.06.2022 N 77614.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.