03 октября 2022 г. |
Дело N А26-6060/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 26.09.2022 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия и акционерного общества "Карельский окатыш" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2022 по делу N А26-6060/2021,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к акционерному обществу "Карельский окатыш", адрес: 186931, Республика Карелия, г. Костомукша, ш. Горняков, стр. 284, ОГРН 10211000879316, ИНН 1004001744 (далее - АО "Карельский окатыш", Общество), о взыскании 28 784 руб. задолженности по арендной плате за 2018, 2019, 2020 годы и об обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 22.01.2016 N 3 в редакции, предложенной Министерством.
Решением суда первой инстанции от 29.11.2021 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Апелляционный суд постановлением от 29.06.2022 изменил решение от 29.11.2021, иск удовлетворил частично, взыскав с Общества в пользу Министерства 2 214 руб. 11 коп. долга и отказав в удовлетворении остальной части иска.
Министерство не согласилось с постановлением апелляционного суда и обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт и оставить в силе решение суда первой инстанции от 29.11.2021.
Податель жалобы не согласен с выводом апелляционного суда о правомерности применения к нелесным насаждениям, занятым озерами, понижающего коэффициента 0,75, установленного абзацем третьим пункта 8 примечаний к Таблице 14 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310).
Общество также обратилось с кассационной жалобой, в которой выразило несогласие с выводами о необоснованном применении к спорным правоотношениям при расчете арендной платы поправочного коэффициента 0,5, установленного абзацем четвертым пункта 8 примечаний к Таблице 14 Постановление N 310.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Общества и Министерства, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Министерством (арендодателем) и Обществом (арендатором) был заключен договор аренды лесного участка от 22.01.2016 N 3 (далее - Договор), согласно которому Обществу передан в аренду лесной участок площадью 543,6 га, расположенный в квартале N 72 Костомукшского участкового лесничества (Костомукшское лесничество по лесоустройству), в целях разработки Корпангского железорудного месторождения.
По акту приема-передачи от 08.02.2016 лесной участок передан арендатору.
Срок действия Договора установлен на срок действия лицензии на пользование недрами - до 20.10.2022 (пункт 6.1 Договора).
Согласно пункту 5 Договора арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) на основе минимального размера арендной платы.
Расчет арендной платы приводится в приложении N 3 к Договору.
Федеральным агентством лесного хозяйства проведена проверка исполнения Министерством переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий, в ходе которой выявлено и отражено в акте от 21.08.2020 N 11/2020, что при расчете арендной платы для участков, занятых озерами, неправомерно применен понижающий коэффициент 0,75, а для участков, занятых тропами, неправомерно применен понижающий коэффициент 0,5, установленные пунктом 8 примечаний к Таблице 14 Постановления N 310.
В связи с этим Министерство письмом от 28.05.2021 направило в адрес Общества для подписания дополнительное соглашение к Договору, в котором произвело перерасчет арендной платы на сумму 28 784 руб. за 2018, 2019, 2020 годы.
Общество сообщило Комитету о несогласии с расчетом арендной платы и оставило дополнительное соглашение без подписания.
Поскольку дополнительное соглашение не было подписано Обществом, Министерство направило в адрес последнего претензионное письмо от 22.06.2021 о неполном расчете с бюджетом с требованием уплатить доначисленную арендную плату.
Невыполнение Обществом в добровольном порядке требований послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции признал исковые требования Министерства подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Апелляционный суд указал на отсутствие правовых и фактических оснований для удовлетворения иска о взыскании доначисленной арендной платы за период 2018 - 2020 годы в общей сумме 26 569 руб. 39 коп. в отношении лесных участков, занятых озерами, и обязании заключить дополнительное соглашение к Договору, в связи с чем изменил решение суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационных жалоб, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационных жалоб.
Согласно части 1 статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 ЛК РФ.
Частями 1 и 2 статьи 94 ЛК РФ установлено, что использование лесов в Российской Федерации является платным, за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.
В силу части 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 указанной статьи. При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка (часть 3 этой статьи).
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением N 310, по смыслу которого размер ставки платы находится в прямой зависимости от качественного и количественного состояния лесных насаждений, видов и целей использования лесного участка, от вида и объемов предоставляемых в пользование лесных ресурсов.
Абзацем четвертым пункта 8 примечаний к Таблице 14 Постановления N 310 установлено, что при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, занятых просеками, дорогами, болотами (за исключением разработки месторождений торфа), каменистыми россыпями, применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации (муниципального образования), с коэффициентом 0,5.
В рассматриваемом случае судами первой и апелляционной инстанций верно установлено, что согласно перечню и характеристикам выделов лесных участков, переданных в аренду по Договору, тропы отнесены к категории нелесных земель. Однако ввиду закрытого перечня объектов, для которых установлен понижающий коэффициент 0,5 при расчете арендной платы (просеки, дороги, болота, каменистые россыпи), и отсутствия в этом перечне троп не имеется оснований для применения в расчете арендной платы коэффициента 0,5 к площадям лесных участков, занятых тропами.
Поскольку применение в спорном периоде при расчете арендной платы коэффициента 0,5 к площадям лесных участков, занятых тропами, является ошибочным, суды признали обоснованными требования Министерства о взыскании с Общества задолженности по арендной платы в отношении означенных лесных участков в общей сумме 2 214 руб. 11 коп., в том числе 607 руб. 72 коп. за 2018 год, 731 руб. 58 коп. за 2019 года и 874 руб. 81 коп. за 2020 год.
Как установлено абзацем третьим пункта 8 примечаний к Таблице 14 Постановления N 310, при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений, или занятых рединами, применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации (муниципального образования), с коэффициентом 0,75.
Министерство, обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, исходило из того, что коэффициент 0,75 при расчете арендной платы применен ошибочно и исправление данной ошибки возможно путем обязания арендатора заключить дополнительное соглашение к договору в части его обязанности уплатить за 2018, 2019 и 2020 годы арендную плату, доначисленную без коэффициента 0,75.
Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 74.1 ЛК РФ изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и Лесным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или договором. При этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (пункт 4 статьи 451 ГК РФ).
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" судам разъяснено, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
В рассматриваемом случае судом апелляционной инстанции установлено, что арендная плата по Договору является регулируемой; часть лесного участка, переданного в аренду Обществу, занята озерами, в связи с чем на нем в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений.
В связи с этим апелляционный суд пришел к выводу о том, что арендная плата подлежала расчету с применением коэффициента 0,75, предусмотренного пунктом 8 примечаний к Таблице 14 Постановления N 310. Оснований для взыскания с Общества 26 569 руб. 39 коп. арендной платы в отношении лесных участков, занятых озерами, без учета понижающего коэффициента 0,75 в спорный период не имеется.
Установив отсутствие совокупности условий для внесения в Договор изменений, апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и отказал Министерству в удовлетворении исковых требований в соответствующей части.
Вопреки доводам Общества и Министерства, нормы материального права применены апелляционным судом по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Иное толкование подателями кассационных жалоб положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают выводы суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2022 по делу N А26-6060/2021 оставить без изменения, а кассационные жалобы Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия и акционерного общества "Карельский окатыш" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.