18 октября 2022 г. |
Дело N А56-98246/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Баженовой Ю.С., Рудницкого Г.М.,
при участии от Тружинковского В.А. - Титова Ю.С. (доверенность от 15.02.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тружинковского Вячеслава Александровича на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2022 по делу N А56-98246/2021,
УСТАНОВИЛ:
Финансовый управляющий гражданина Большуткина Юрия Васильевича - Харыбин Дмитрий Николаевич (далее - Заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) о признании недействительной записи от 26.02.2021, внесенной Инспекцией в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) за государственным регистрационным номером 2217800655158 о регистрации прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью "Итера" (ИНН: 7838512970, Адрес: 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Кантемировская, д. 7, лит. А, пом./эт./пом. 3-Н/3/32; далее - Общество) в связи с ликвидацией.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Тружинковский В.А.
Решением суда первой инстанции от 04.03.2022 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Постановлением апелляционного суда от 13.07.2022 решение суда первой инстанции отменено, признана недействительной запись от 26.02.2021 за регистрационным номером 2217800655158 о ликвидации Общества.
В кассационной жалобе Тружинковский В.А., считая, что выводы апелляционного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебный акт принят с нарушением норм материального права, просит постановление отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель Тружинковского В.А. поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, что в силу положений статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего заявления ликвидатора о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с ликвидацией и приложенных к нему документов 26.02.2021 Инспекция приняла решение N 9366А о государственной регистрации ликвидации Общества.
Заявитель, утверждая, что является кредитором Общества, обратился в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции указал, что в силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании решения незаконным может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции, пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения требований заявителя.
Исследовав материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Порядок государственной регистрации юридического лица в связи с его исключением из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа установлен главой VII Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11, пункта 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 статьи 20 Закона N 129-ФЗ уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу (иного судебного акта, которым завершается производство по делу), по которому судом или арбитражным судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации.
Вместе с тем необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Таким образом, сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
Статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), регламентирующей порядок ликвидации юридического лица, предусмотрено, что при ликвидации юридического лица ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна принимать меры к выявлению его кредиторов и получению дебиторской задолженности; совершать действия, направленные на разрешение вопросов, касающихся расчетов с кредиторами, в том числе заблаговременно направлять им письменные уведомления с тем, чтобы последние имели реальную возможность реализовать право на предъявление требований в пределах установленного для этого срока; составить промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс, характеризующие имущественное положение и финансовое состояние ликвидируемого юридического лица.
Установленный статьями 61 - 64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидируемому должнику и его ликвидатору (ликвидационной комиссии) было достоверно известно о наличии неисполненных обязательств перед кредиторами, потребовавшими оплаты долга, в том числе путем инициирования судебного процесса о взыскании задолженности с учетом того, что ликвидатор (ликвидационная комиссия) не произвел расчет с ними и составил балансы без учета обязательств ликвидируемого должника.
В таком случае представление в регистрирующий орган ликвидационного баланса, не отражающего действительного размера обязательств перед кредиторами, следует рассматривать как непредставление документа, содержащего необходимые сведения, что в свою очередь, является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
В данном случае определением арбитражного суда от 09.02.2021 по делу N А56-16747/2017/сд.1 (дело о банкротстве Большуткина Ю.В.) принято к рассмотрению заявление финансового управляющего Харыбина Д.Н. о признании недействительным договора безвозмездного использования жилого помещения от 17.09.2017, заключенного между Большуткиным Ю.В. и ООО "Итера", и о применении последствий недействительности сделки в виде взыскания с ООО "Итера" в пользу Большуткина Ю.В. 2735520 руб.
02.03.2021 по данному требованию были приняты обеспечительные меры в виде запрета Инспекции и Обществу вносить в ЕГРЮЛ запись о ликвидации Общества.
Соответственно, ликвидация юридического лица в связи с наличием неразрешенного судом обособленного спора в рамках дела о банкротстве не могла быть завершена.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о наличии совокупности условий, предусмотренных статьей 198 АПК РФ для признания решения Инспекции недействительным, поскольку данное решение очевидно нарушает права и законные интересы заявителя и не соответствует требованиям закона. Следовательно, суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемое постановление законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2022 по делу N А56-98246/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Тружинковского Вячеслава Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), регламентирующей порядок ликвидации юридического лица, предусмотрено, что при ликвидации юридического лица ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна принимать меры к выявлению его кредиторов и получению дебиторской задолженности; совершать действия, направленные на разрешение вопросов, касающихся расчетов с кредиторами, в том числе заблаговременно направлять им письменные уведомления с тем, чтобы последние имели реальную возможность реализовать право на предъявление требований в пределах установленного для этого срока; составить промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс, характеризующие имущественное положение и финансовое состояние ликвидируемого юридического лица.
Установленный статьями 61 - 64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидируемому должнику и его ликвидатору (ликвидационной комиссии) было достоверно известно о наличии неисполненных обязательств перед кредиторами, потребовавшими оплаты долга, в том числе путем инициирования судебного процесса о взыскании задолженности с учетом того, что ликвидатор (ликвидационная комиссия) не произвел расчет с ними и составил балансы без учета обязательств ликвидируемого должника.
В таком случае представление в регистрирующий орган ликвидационного баланса, не отражающего действительного размера обязательств перед кредиторами, следует рассматривать как непредставление документа, содержащего необходимые сведения, что в свою очередь, является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 октября 2022 г. N Ф07-13713/22 по делу N А56-98246/2021