18 октября 2022 г. |
Дело N А26-4908/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боголюбовой Е.В., судей Власовой М.Г. и Елагиной О.К.,
рассмотрев 18.10.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стоматология "Дента-М" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2022 по делу N А26-4908/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс" (в настоящее время - общество с ограниченной ответственностью "Карельский экологический оператор"), адрес: 185034, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Онежской флотилии, дом 26, офис 22, ОГРН 1141001044788, ИНН 1001291523 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Стоматология "Дента-М", адрес: 186430, Республика Карелия, Сегежский район, поселок городского типа Надвоицы, улица Ленина, дом 7А, помещение 20, ОГРН 1171001000367, ИНН 1006027000 (далее - Общество), о взыскании 4 848 руб. 44 коп. задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 01.05.2018 по 31.08.2020, а также 929 руб. 56 коп. пеней за несвоевременное внесение платежей за период с 11.03.2020 по 30.06.2021 с последующим начислением пеней по дату фактического исполнения обязательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственная и проектная фирма "ЭКО-Маркетинг", адрес: 199004, Санкт-Петербург, 7-я линия В.О., дом 44, литера А, офис 510, ОГРН 5067847037704, ИНН 7801408972 (далее - Фирма).
Решением суда от 13.04.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2022, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит указанные судебные акты отменить и принять новый.
Податель жалобы указал, что судами не рассмотрен вопрос о соответствии контейнерных площадок требованиям СанПиН 2.1.7.2790-10; сделан ошибочный вывод о том, что медицинские отходы класса "А" могут накапливаться и храниться на любых площадках, которые выберет сама медицинская организация; не проверены расчеты начисления платы за вывоз ТКО, при этом согласно расчету Компании объем принимаемых ТКО в год/м.куб. рассчитан как 1,939 куб./год * 2 сотрудника = 3,88 куб.м/год, вместе с тем, среднесписочная численность работников Общества в спорный период составляла 1 сотрудник.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Компания с 01.05.2018 является региональным оператором по обращению с ТКО и осуществляет соответствующую деятельность на территории Республики Карелия на основании соглашения от 19.02.2018 об организации деятельности по обращению с ТКО, заключенного региональным оператором с Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.
На основании публичного договора от 24.01.2020 N 31-311 АСТ Компания оказала Обществу услуги по вывозу ТКО в период с мая 2018 года по август 2020 год на 4 848 руб. 44 коп.
Общество оказанные услуги не оплатило.
Пунктом 22 публичного договора от 24.01.2020 N 31-311 АСТ установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/300 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Ссылаясь на наличие задолженности и начисление пеней, Компания направила в адрес Общества претензию с требованием об их уплате.
Неурегулирование спора во внесудебном порядке послужило основанием для обращения Компании в арбитражный суд с настоящим иском.
Возражая против удовлетворения иска, Общество пояснило, что является медицинской организацией и образует не ТКО, а медицинские отходы класса "А", в связи с чем отказалось заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО и предложило Компании заключить договор на вывоз медицинских отходов класса "А". Кроме того, Общество указало, что вывоз медицинских отходов, образуемых в результате его деятельности, осуществляется Фирмой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Порядок обращения с отходами производства и потребления регламентирован Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), а порядок учета ТКО - Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505).
В соответствии со статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора (пункт 1). По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2).
Пунктом 4 Правил N 1156 предусмотрено, что обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 29.12.2016 N 471-П утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО в Республике Карелия (далее - Территориальная схема обращения с ТКО).
Сегежский район Республики Карелия включен в Территориальную схему обращения с ТКО.
Для реализации обязанности по оказанию услуги по транспортированию ТКО на территории Сегежского муниципального района региональным оператором по результатам электронного аукциона заключены договоры на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов от 28.04.2018 N 1аэф-18/223 на период с 01.05.2018 по 31.12.2018 и от 11.12.2018 N 04-19/223 на период с 01.01.2019 по 28.02.2022 с обществом с ограниченной ответственностью "АктивПро" (далее - оператор).
Правилами N 1156 регламентирован порядок заключения договора с региональным оператором, утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Пунктом 8.18 Правил N 1156 предусмотрено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Тарифы на услуги регионального оператора по обращению с ТКО утверждены постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 25.04.2018 N 29 "О тарифах общества с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс" на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (территория оказания услуг - Республика Карелия)".
В силу пункта 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 этих Правил: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 23.03.2018 N 81 утвержден расчет объема ТКО исходя из нормативов накопления ТКО на территории Республики Карелия.
В силу положений части 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО.
В соответствии статьей 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинские отходы - это все виды отходов, в том числе анатомические, патологоанатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов (пункт 1). Медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на классы от "А" до "Г", где класс "А" - это эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (пункт 2).
Медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 3 статьи 49 Закона N 323-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 2 Закона N 89-ФЗ отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, в частности в спорном периоде постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 N 163 "Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами".
В таблице 1 СанПиН 2.1.7.2790-10 приведены характеристики морфологического состава отходов. Так, класс "А" (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к твердым бытовым отходам) - это отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными, такие как канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства, смет от уборки территории и другие отходы, а также пищевые отходы центральных пищеблоков и всех подразделений организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, кроме инфекционных, в том числе фтизиатрических и др.
В свою очередь, ТКО определяются как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд (статья 1 Закона N 89-ФЗ).
Указанное толкование норм права также подтверждается нормами права, относящимися к последующему периоду регулирования, так пункт 158 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", содержит уже прямое указание на применение Санитарных правил, предъявляемых к ТКО, к обращению с медицинскими отходами класса "А".
В соответствии с пунктами 7.1 и 7.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 транспортирование отходов класса "А" организуется с учетом схемы санитарной очистки, принятой для данной территории, в соответствии с требованиями санитарного законодательства к содержанию территорий населенных мест и обращению с отходами производства и потребления. При этом при транспортировании медицинских отходов указанного класса разрешается применение транспорта, используемого для перевозки твердых бытовых отходов.
Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться в том числе неустойкой.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
По смыслу статьи 330 ГК РФ с учетом разъяснений, приведенных в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, применив приведенные номы права, пришел к выводу о том, что медицинские отходы класса "А" могут быть отнесены к ТКО и к ним применяются нормы законодательства, связанные с заключением договора с региональным оператором. Вопреки утверждению Общества о вывозе медицинских отходов, образуемых в его деятельности, иной организацией, суд отметил, что согласно подписанному Обществом и Фирмой договору от 26.01.2017 N 15/17 вывозу подлежали бытовые отходы класса "Б", что подтверждено актам приема-передачи отходов за период с 01.05.2018 по 31.08.2020, а также самой Фирмой, которая указала, что вывоз отходов класса "А" ею не производился. Поскольку материалами дела подтвержден факт оказания Компанией спорных услуг Обществу и в отсутствие доказательств оплаты данных услуг последним, суд признал заявленные требования обоснованными и удовлетворил иск.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд округа не находит оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Как правильно отметили суды двух инстанций, доказательств вывоза образуемых Обществом медицинских отходов класса А Общество в материалы дела не представило, при этом по своим характеристикам эти отходы максимально приближены к ТКО.
Кроме того, Общество, используя помещение под стоматологический кабинет, не может не образовывать отходы, обращение с которыми также предполагает оказание услуг специализированным субъектом отношений в сфере транспортировки и утилизации ТКО.
Довод подателя жалобы о неправильном расчете объема образуемых им отходов со ссылкой на наличие лишь одного сотрудника, а не двух, как учитывала Компания, подлежит отклонению, поскольку сведения о приостановке деятельности Общества в материалах дела отсутствует, при этом из материалов дела следует, что в Обществе имеется директор, а также работает врач, осуществляющий стоматологическую практику. Кроме того, Компания многократно запрашивала у Общества сведения об объемах образуемых ТКО, однако получала лишь информацию об объеме образуемых отходов медицинских отходов.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и процессуальных нарушений, которые привели или могли привести к принятию неправомерных судебных актов, ими не допущено, суд кассационной инстанции не нашел предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых решения и постановления и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2022 по делу N А26-4908/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стоматология "Дента-М" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боголюбова |
Судьи |
Е.В. Боголюбова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 7.1 и 7.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 транспортирование отходов класса "А" организуется с учетом схемы санитарной очистки, принятой для данной территории, в соответствии с требованиями санитарного законодательства к содержанию территорий населенных мест и обращению с отходами производства и потребления. При этом при транспортировании медицинских отходов указанного класса разрешается применение транспорта, используемого для перевозки твердых бытовых отходов.
Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться в том числе неустойкой.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
По смыслу статьи 330 ГК РФ с учетом разъяснений, приведенных в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 октября 2022 г. N Ф07-14813/22 по делу N А26-4908/2021