02 ноября 2022 г. |
Дело N А56-65260/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Александровой Е.Н., Лущаева С.В.,
при участии от муниципального бюджетного учреждения муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области "Служба заказчика" Малащенко Е.О. (доверенность от 25.04.2022),
рассмотрев 02.11.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального бюджетного учреждения муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области "Служба заказчика" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2022 по делу N А56-65260/2021,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области "Служба заказчика", 188800, г. Выборг, ул. Выборгская, д. 30, ОГРН 1024700873394, ИНН 4704029885, (далее - Учреждение, МБУ "Служба заказчика") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (далее - Администрация) от 14.05.2021 N ВР-ИСХ1954/2021.
Решением суда от 04.04.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.07.2022, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе МБУ "Служба заказчика", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявленные требования.
По мнению подателя жалобы, поскольку Учреждение финансируется за счет средств муниципального бюджета и самостоятельно не осуществляет перевод денежных средств, то оно не могло причинить убытки бюджету муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, а вывод судов о том, что Администрация вправе требовать возмещения причиненных ей убытков с Учреждения, неправомерен.
В судебном заседании представитель МБУ "Служба заказчика" поддержал доводы жалобы.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, МБУ "Служба заказчика" является юридическим лицом - некоммерческой организацией и имеет все признаки юридического лица; по организационно-правовой форме является муниципальным учреждением по типу - бюджетное учреждение, имеющее открытые лицевые счета в комитете финансов администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области.
Учреждение создано в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Для реализации полномочий органов местного самоуправления Учреждение осуществляет работы и услуги в соответствии с Уставом Учреждения непосредственно для муниципальных учреждений образования, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта, муниципальных учреждений - юридических лиц в структуре органов самоуправления муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области.
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из местного бюджета муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области.
Комитетом финансов администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (далее - Комитет) в соответствии с приказом от 18.01.2021 N 3-о "О проведении внеплановой выездной проверки в МБУ "Служба заказчика" на основании обращения начальника УМВД по Выборгскому району ЛО Ильина Р.А. от 13.01.2021 N 86/432 в период с 22.01.2021 года по 17.02.2021 в отношении МБУ "Служба заказчика" проведена внеплановая выездная проверка финансово-хозяйственной деятельности в рамках договорных отношений между МБУ "Служба заказчика" и АО "СК-Выборг" за период с 01.01.2017 года по 31.12.2017.
В ходе проверки было выявлено нарушение положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету, а также составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В нарушение пункта 1 статьи 9, пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете), пунктов 14 и 16 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н) выявлено необоснованное расходование денежных средств в сумме 148 785 672,84 рублей в связи с отсутствием первичных учетных документов, данные которых подлежат регистрации в регистрах бухгалтерского учета - журнале операций N 4 расчетов с поставщиками и подрядчиками за 2017 г. (помесячно), журнале операций по прочим операциям за 2017 г. (помесячно), а именно:
- договоры на выполнение работ, заключенных между МБУ "Служба заказчика" и АО "СК-Выборг";
- документы, подтверждающие выполнение работ: акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3).
В нарушение пункта 1 статьи 10 Закона о бухгалтерском учете, пункта 11 Инструкции N 157н, данные первичных учетных документов (платежных поручений) не отражены в регистрах бухгалтерского учета (Журнале операций N 2 с безналичными денежными средствами (помесячно) в сумме 148 785 672,84 рублей.
По результатам проверки был составлен Акт проверки N 1 от 17.02.2021, выдано представление на устранение выявленных нарушений, а также причин и условий их совершения от 09.04.2021 N ВР-ИСХ-1440/2021.
Затем, 14.05.2021 Администрацией было выдано Предписание N ВР-ИСХ-1954/2021, в соответствии со статьями 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому Учреждению надлежит принять меры по возмещению причиненного ущерба муниципальному образованию "Выборгский район" Ленинградской области, вызванного необоснованным расходованием денежных средств в сумме 148 756 642,84 рублей в срок до 17.11.2021.
Не согласившись с указанным Предписанием Администрации, Учреждение оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, придя к выводу о законности оспариваемого предписания.
Апелляционный суд поддержал позицию суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Согласно пункту 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).
На основании пункта 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, государственные (муниципальные) учреждения (пункт 1 статьи 266.1 БК РФ).
В силу пункта 3 статьи 270.2 БК РФ под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.
В рассматриваемом случае судами установлено, что оспариваемое предписание выдано полномочным органом и при наличии к тому оснований и не возлагает на заявителя не предусмотренных законодательством обязанностей.
Как следует из материалов дела, в ходе проверочных мероприятий установлено необоснованное расходование Учреждением денежных средств, поскольку, в нарушение требований Закона о бухгалтерском учете отсутствуют первичные учетные документы, данные которых подлежат регистрации в регистрах бухгалтерского учета, также данные первичного учета документов (платежные поручения) не отражены в регистрах бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона о бухгалтерском учете данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.
В силу пункта 1 статьи 29 Закона о бухгалтерском учете первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
С учетом изложенного и принимая во внимание тот факт, что получая бюджетные средства, Учреждение должно не только обеспечить надлежащий контроль за их расходованием, а также осуществлять ведение бухгалтерского учета в соответствии с актуальными требованиями нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, а также в соответствии с учетной политикой Учреждения, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о законности оспариваемого предписания.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного следует признать, что суды обеих инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2022 по делу N А56-65260/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального бюджетного учреждения муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области "Служба заказчика" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Учреждению не удалось оспорить предписание чиновников, которые признали необоснованным расходование средств субсидии на выполнение муниципального задания и потребовали от учреждения возместить ущерб бюджету.
Учреждение не подтвердило расходование субсидии договорами на выполнение работ, актами о приемке и Справкой стоимости выполненных работ и затрат. Эти документы, а также исполненные платежные поручения с оплатой по указанным договорам не отражены в соответствующих журналах операций. Правила бухучета обязывают оформлять каждый факт хозяйственной жизни первичным документом. Нарушение этих норм привело к ущербу бюджету в виде необоснованной траты субсидии.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 ноября 2022 г. N Ф07-16177/22 по делу N А56-65260/2021