01 ноября 2022 г. |
Дело N А21-9114/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бобарыкиной О.А., судей Боглачевой Е.В. и Старченковой В.В.,
рассмотрев 31.10.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного предприятия Калининградской области "Водоканал" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2022 по делу N А21-9114/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное предприятие Калининградской области "Водоканал", адрес: 236023, Калининград, Советский проспект, дом 107, ОГРН 1023900591626, ИНН 3903009923 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Константа", адрес: 236029, Калининград, Первомайская улица, дом 6, квартира 6, ОГРН 1113926017391, ИНН 3906237452 (далее - Общество), о взыскании 144 794 руб. 87 коп. задолженности по договору холодного водоснабжения и водоотведения от 21.03.2014 N 1867 (далее - Договор) за июнь 2019 - январь 2021 года и 7452 руб. 67 коп. неустойки за период просрочки оплаты с 16.03.2021 по 06.08.2021.
При рассмотрении дела судом принят к производству встречный иск Общества о взыскании с Предприятия 110 383 руб. 54 коп. неосновательного обогащения за сентябрь 2018 - декабрь 2020 года и 13 466 руб. 67 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами с 16.10.2018 по 11.01.2022 (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ) исковых требований.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 04.05.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2022, первоначальный и встречный иски удовлетворены; в результате зачета встречных требований с Общества в пользу Предприятия взысканы 20 944 руб. 66 коп. задолженности и 7452 руб. 67 коп. неустойки.
В кассационной жалобе Предприятие, считая, что в части удовлетворения встречного иска и зачета встречных требований обжалуемые судебные акты вынесены с нарушением норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Предприятия.
Податель кассационной жалобы указывает следующее: ошибочен вывод судов о том, что управляющая компания является исполнителем коммунальных услуг и имеет право использовать средства, полученные от применения повышающего коэффициента за неустановку индивидуальных приборов учета; в данном случае Общество не является исполнителем коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, предоставленных непосредственно собственникам помещений спорных многоквартирных домов (далее - МКД); объемы водоснабжения, потребленные и неоплаченные собственниками (нанимателями) помещений спорных МКД, к взысканию с Общества не предъявляются; граждане, проживающие в МКД, управление которыми осуществляет Общество, оплачивают коммунальную услугу по водоснабжению и водоотведению напрямую Предприятию; ввиду совершения собственниками помещений конклюдентных действий по оплате услуг водоснабжения и водоотведения Предприятие полагает, что оно и собственники помещений заключили прямые договоры на предоставление коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения; Общество не представило доказательства наличия у него права собственности на денежные средства, уплаченные собственниками помещений Предприятию; вывод судов о необходимости зачета встречных требований путем уменьшения суммы задолженности Общества перед Предприятием ошибочен; взаимосвязи между первоначальным и встречным исками не имеется; по мнению Предприятия, положения Договора и Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) не предусматривают возможность проведения зачета взаимных требований; сумма денежных средств в размере повышающего коэффициента, начисленного Предприятием собственникам помещений в МКД за отсутствие индивидуальных приборов учета, не подлежит учету при расчетах между Предприятием и Обществом за коммунальную услугу, потребленную при содержании общего имущества в МКД; денежные средства, перечисленные гражданами в качестве повышающего коэффициента, имеют целевое значение - расходование на повышение энергетической эффективности; обязательство не может быть прекращено зачетом встречного требования, срок которого наступил после предъявления иска к лицу, имеющему право заявить о зачете.
В отзыве Общество просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, полагая, что обжалуемые судебные акты приняты в полном соответствии с нормами, действующими в сфере жилищного законодательства.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба на основании части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Предприятие (ресурсоснабжающая организация) и Общество (исполнитель) заключили Договор, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась подавать в многоквартирные дома питьевую воду, принимать от этих домов сточные воды для обеспечения предоставления исполнителем коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей коммунальных услуг в таких домах, а исполнитель обязалась оплачивать оказанные услуги.
Расчеты за потребленные коммунальные ресурсы производятся с участием в расчетах потребителей коммунальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 9.8 Договора (пункт 9.4 Договора).
Согласно пункту 9.7.1 Договора потребители ежемесячно не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным, вносят денежные средства на банковский счет ресурсоснабжающей организации либо на специальный банковский счет МУП РИВЦ "Симплекс", либо через платежных агентов ресурсоснабжающей организации.
При осуществлении оплаты за коммунальные услуги с участием в расчетах потребителей коммунальных услуг, перечисленные потребителями суммы погашают обязательства исполнителя перед ресурсоснабжающей организацией в том периоде, за который произвел оплату коммунальных услуг их потребитель (пункт 9.8 Договора).
В июне 2019 - январе 2021 года Предприятие в рамках Договора оказало услуги водоснабжения и водоотведения, которые Общество не оплатило.
В претензии от 16.03.2021 Предприятие просило Общество погасить 144 794 руб. 87 коп. задолженности по Договору.
В связи с оставлением претензии без удовлетворения Предприятие обратилось в арбитражный суд иском о взыскании 144 794 руб. 87 коп. задолженности и 7452 руб. 67 коп. неустойки.
При рассмотрении дела суд первой инстанции принял к производству встречный иск, уточнив который Общество просило взыскать с Предприятия 110 383 руб. 54 коп. неосновательного обогащения и 13 466 руб. 67 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами. Встречный иск обусловлен тем, что по ряду многоквартирных домов Предприятие в сентябре 2018 - 2020 года расчеты с потребителями за объем холодной воды произвело по нормативам потребления с учетом повышающего коэффициента.
Установив факты оказания услуг по Договору и их неоплаты, суд первой инстанции удовлетворил первоначальный иск. Признав неправомерным расчет Предприятия с потребителями с учетом повышающего коэффициента, суд первой инстанции удовлетворил встречный иск. В результате зачета встречных требований суд первой инстанции взыскал с Общества в пользу Предприятия 20 944 руб. 66 коп. задолженности и 7452 руб. 67 коп. неустойки.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Законом N 416-ФЗ, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения (часть 2 статьи 13 Закона N 416-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Законом N 416-ФЗ, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения (часть 2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ).
В случае заключения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения такой договор должен содержать существенные условия, установленные настоящим Федеральным законом для договоров холодного водоснабжения и водоотведения (часть 1 статьи 15 Закона N 416-ФЗ).
К отношениям сторон по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения применяются в соответствующих частях правила о договорах холодного водоснабжения и водоотведения, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа договора (часть 2 статьи 15 Закона N 416-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон
Факт оказания Предприятием в спорном периоде услуг водоснабжения и водоотведения по Договору установлен судами и подтвержден материалами дела.
В отсутствие доказательств оплаты Обществом оказанных услуг водоснабжения и водоотведения суды признали требования Предприятия обоснованными по праву и по размеру, в связи с чем удовлетворили первоначальный иск.
В указанной части Предприятие не оспаривает обжалуемые судебные акты.
Так как услуги водоснабжения и водоотведения оказывались населению многоквартирных жилых домов, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 этого Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, к предоставлению коммунальных услуг.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в МКД обязаны выбрать один из способов управления МКД: непосредственное управление собственниками помещений в МКД, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
При управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно пункту 2 Правил N 354 исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Судами установлено, что в спорном периоде управление спорными МКД осуществляло Общество.
Общество, приняв на себя обязательства по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений, приобрело статус исполнителя коммунальных услуг с начала управления МКД.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ (здесь и далее - в редакции, действовавшей в спорном периоде) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В силу части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД собственники помещений в МКД и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в МКД и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ признана утратившей силу.
При этом согласно пункту 6 статьи 3 Закона N 59-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу этого Федерального закона было принято и реализовано решение общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, общего собрания собственников помещений в МКД о внесении собственниками помещений в МКД и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, такой порядок расчетов сохраняется до принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в МКД и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным или жилищно-строительным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Как указано в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 09.01.2017 N 44-ОД/04, лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а в целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов в соответствии с частью 4 статьи 12, частью 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ.
Согласно разъяснениям, изложенным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в письме от 02.06.2017 N 19506-00/04, повышающий коэффициент не увеличивает объем реализованных коммунальных услуг.
Применение повышающего коэффициента при расчете объема коммунальных услуг представляет собой меры, направленные на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах за коммунальные услуги (часть 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ).
Право на получение денежных средств, составляющих повышающий коэффициент, зависит от того, кто является исполнителем коммунальных услуг (определения Верховного Суда Российской Федерации от 10.09.2018 N 302-ЭС18-12755, от 13.09.2019 N 302-ЭС18-21882).
В случае если исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация, то средства от продажи коммунальных ресурсов с учетом применения повышающих коэффициентов формируют доходы ресурсоснабжающих организаций, используемые последними в целях осуществления расходов по регулируемой деятельности. Полученные доходы от применения повышающих коэффициентов не учитываются при корректировке тарифов, утверждаемых на очередной год. Такой доход ресурсоснабжающей организации не может быть предусмотрен на долгосрочный период регулирования.
В случае если исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, то средства от продажи коммунальных ресурсов с учетом применения повышающих коэффициентов формируют доходы управляющей организации, которые в том числе могут быть направлены на реализацию мероприятий по энергосбережению.
Законом N 59-ФЗ внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, вступившие в силу 03.04.2018, в соответствии с которыми собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания могут перейти на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией.
До 03.04.2018, то есть до вступления в силу Закона N 59-ФЗ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией собственники и наниматели помещений в многоквартирном доме могли принять решение вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (части 6.3, 7.1 статьи 155 ЖК РФ, пункт 64 Правил N 354).
В случае если до дня вступления в силу Закона N 59-ФЗ такое решение было принято и реализовано, определенный им порядок расчетов сохраняется до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ (часть 6 статьи 3 Закона N 59-ФЗ).
При данной схеме расчетов, когда управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг, приобретающим ресурс в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и предоставления потребителям коммунальных услуг, ресурсоснабжающая организация не может претендовать на средства, поступающие в связи с применением повышающего коэффициента к расчетам плательщиков, у которых не установлены индивидуальные приборы учета. Право на получение повышающего коэффициента к размеру платы за соответствующие коммунальные услуги принадлежит исполнителю коммунальных услуг.
Доказательств заключения собственниками помещений спорных МКД и Предприятием прямых договоров после 03.04.2018, а также принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, в материалы дела не представлено.
Довод кассационной жалобы о том, что прямые договора холодного водоснабжения и водоотведения Предприятием и собственниками помещений спорных МКД заключены ввиду совершения собственниками помещений конклюдентных действий по оплате услуг водоснабжения и водоотведения, кассационный суд отклоняет как ошибочный
В пунктах 9.4 и 9.8 Договора указано, что расчеты за потребленные коммунальные ресурсы производятся с участием в расчетах потребителей коммунальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 9.8 Договора; при осуществлении оплаты за коммунальные услуги с участием в расчетах потребителей коммунальных услуг, перечисленные потребителями суммы погашают обязательства исполнителя перед ресурсоснабжающей организацией
Таким образом, услуги водоснабжения и водоотведения оказываются Предприятием в рамках Договора, заключенного с Обществом, однако Договором предусмотрено участие потребителей в расчетах за оказанные услуги.
Доказательств заключения Предприятием прямых договоров водоснабжения и водоотведения с собственниками помещений спорных МКД в материалы дела не представлено.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды признали документально подтвержденным наличие у Компании в спорный период статуса исполнителя коммунальной услуги по водоснабжению и водоотведению в отношении находящихся в его управлении МКД.
Установив, что Общество в спорном периоде являлось исполнителем коммунальных услуг в спорных МКД, суды пришли к выводу о том, что именно Общество как исполнитель коммунальных услуг имеет право использовать денежные средства, полученные от применения повышающих коэффициентов, на установку индивидуальных приборов учета и другие мероприятия по повышению энергетической эффективности и энергосбережению, а также вправе распорядиться ими, в том числе зачесть в счет погашения своего обязательства по оплате коммунальных ресурсов и услуг перед ресурсоснабжающей организацией.
Учтя изложенное, суды обоснованно удовлетворили встречный иск.
В соответствии со статьей 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. В случаях, предусмотренных законом, допускается зачет встречного однородного требования, срок которого не наступил. Для зачета достаточно заявления одной стороны.
В пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.12.2001 N 65 "Обзор практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом встречных однородных требований" разъяснено, что обязательства считаются прекращенными зачетом с момента наступления срока исполнения того обязательства, срок исполнения которого наступил позднее.
Согласно данным разъяснениям при зачете встречных однородных требований обязательства сторон прекращаются в момент наступления срока исполнения того обязательства, срок которого наступил позднее, в том числе в случаях, когда заявление о зачете выражается в предъявлении встречного иска.
Аналогичная правовая применительно к зачету требований, выраженных в первоначальном и встречном исках, приведена в пунктах 13 и 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2020 N 6 "О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательств" (далее - Постановление N 6).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 Постановления N 6, обязательства считаются прекращенными зачетом в размере наименьшего из них не с момента получения заявления о зачете соответствующей стороной, а с момента, в который обязательства стали способными к зачету.
Срок предъявления к исполнению обязательств по встречному иску наступил до обращения Предприятия с первоначальным иском по настоящему делу.
Учтя указанные нормы права, суды правомерно произвели зачет встречных требований.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами судов, при этом не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебных актов либо опровергали выводы судов, в связи с чем признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены принятых судебных актов.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Судами правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Частью 5 статьи 110 АПК РФ установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным названной статьей.
Поскольку кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, судебные расходы на уплату государственной пошлины за ее рассмотрение относятся на Предприятие.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2022 по делу N А21-9114/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного предприятия Калининградской области "Водоканал" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Бобарыкина |
Судьи |
О.А. Бобарыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.12.2001 N 65 "Обзор практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом встречных однородных требований" разъяснено, что обязательства считаются прекращенными зачетом с момента наступления срока исполнения того обязательства, срок исполнения которого наступил позднее.
Согласно данным разъяснениям при зачете встречных однородных требований обязательства сторон прекращаются в момент наступления срока исполнения того обязательства, срок которого наступил позднее, в том числе в случаях, когда заявление о зачете выражается в предъявлении встречного иска.
Аналогичная правовая применительно к зачету требований, выраженных в первоначальном и встречном исках, приведена в пунктах 13 и 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2020 N 6 "О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательств" (далее - Постановление N 6).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 Постановления N 6, обязательства считаются прекращенными зачетом в размере наименьшего из них не с момента получения заявления о зачете соответствующей стороной, а с момента, в который обязательства стали способными к зачету."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 ноября 2022 г. N Ф07-14323/22 по делу N А21-9114/2021
Хронология рассмотрения дела:
21.08.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17410/2023
01.11.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14323/2022
14.07.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18964/2022
04.05.2022 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-9114/2021