01 ноября 2022 г. |
Дело N А05-14249/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
рассмотрев 26.10.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РК-Инвест" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.03.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2022 по делу N А05-14249/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РК-Инвест", адрес: 163069, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 95, корп. 1, пом. 804, ОГРН 1102901000718, ИНН 2901199473 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственному автономному учреждению Архангельской области "Управление государственной экспертизы", адрес: 163069, г. Архангельск, ул. Попова, д. 17, каб. 208, ОГРН 1022900542565, ИНН 2901033911 (далее - Учреждение), о признании недействительным отрицательного заключения N 29-1-2-2-052558-2021 повторной государственной экспертизы проектной документации по объекту "Многоквартирный жилой дом по ул. Добровольского, д. 9, г. Новодвинск, Архангельской области" (далее - объект).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 05.03.2022, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2022, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, Учреждение неправомерно выдало Обществу отрицательное заключение проектной документации объекта по причине несоответствия сметной стоимости строительства ее предполагаемой (предельной) стоимости, определенной обоснованием инвестиций. Как указывает Общество, постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (далее - Положение N 145) не содержит приведенного основания в качестве основания для вывода о недостоверности проектной документации. Общество настаивает на том, что сметная стоимость строительства рассчитана в сметной документации в соответствии с утвержденными сметными нормативами, федеральными единичными расценками и соответствует физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, принятым в проектной документации, а следовательно, оснований для выдачи оспариваемого заключения не имелось.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между администрацией городского округа Архангельской области "Город Новодвинск" (далее - Администрация) и Обществом заключен муниципальный контракт от 24.05.2021 N 27 (далее - Контракт) на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта.
Цена Контракта составляет 183 903 705,74 руб. и равна максимальному значению цены Контракта, установленному Администрацией в документации об осуществлении закупки; предполагаемая (предельная) стоимость строительства объекта составляет 203 866 675 руб.
В рамках исполнения Контракта Общество откорректировало ранее разработанную проектно-сметную документацию, согласно которой общая стоимость строительства по сводному сметному расчету по состоянию на II квартал 2021 года составила 283 289 674 руб.
Указанная смета в составе иных разделов откорректированной проектной документации была представлена в Учреждение для получения заключения повторной экспертизы проектной документации.
Письмом от 07.09.2021 N 1343 Учреждение направило Обществу перечень замечаний по результатам рассмотрения откорректированной сметной документации по объекту, указав на необходимость привести стоимость строительства объекта к предельной стоимости его строительства, установленной обоснованием инвестиций.
Поскольку названное замечание Обществом не было устранено, Учреждение 15.09.2021 выдало ему отрицательное заключение N 29-1-2-2-052558-2021 повторной экспертизы проектной документации, отметив, что проектная документация объекта не соответствует установленным требованиям, а именно стоимость строительства объекта не приведена к предельной стоимости строительства объекта, установленной обоснованием инвестиций; расчеты, содержащиеся в сметной документации, не соответствуют сметным нормативам, включенным в федеральный реестр, подлежащим применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией (пункт 4.2.1), сметная документация по объекту недостоверна (пункт 4.2.4).
Не согласившись с указанным заключением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суды двух инстанций признали заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 названной статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.
Проектная документация, а также изменения, внесенные в нее в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ, утверждаются застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором. В случаях, предусмотренных статьей 49 названного Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации, за исключением случаев, предусмотренных частями 15.2 и 15.3 данной статьи (часть 15 статьи 48 ГрК РФ).
В соответствии с частью 9 статьи 49 ГрК РФ результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации результатам инженерных изысканий, заданию на проектирование, требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 5 данной статьи (за исключением случаев проведения экспертизы проектной документации в соответствии с пунктом 1 части 3.3 названной статьи); о достоверности (положительное заключение) или недостоверности (отрицательное заключение) определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 данной Кодекса.
Отрицательное заключение экспертизы может быть оспорено застройщиком или техническим заказчиком в судебном порядке. Застройщик или технический заказчик вправе направить повторно проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий на экспертизу после внесения в них необходимых изменений (часть 10 статьи 49 ГрК РФ).
Согласно пункту 2 части 5 статьи 49 ГрК РФ предметом экспертизы проектной документации является среди прочего проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 данного Кодекса.
В случае, если сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации. При проведении капитального ремонта объектов капитального строительства указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. В случае, если указанная сметная стоимость строительства не превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит такой проверке, если это предусмотрено договором (частью 2 статьи 8.3 ГрК РФ).
Согласно подпункту "б" пункта 27 Положения N 145, определяющего порядок организации и проведения в Российской Федерации государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также порядок выдачи заключения государственной экспертизы, предметом государственной экспертизы проектной документации является среди прочего проверка достоверности определения сметной стоимости в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 ГрК РФ. При этом такая проверка может осуществляться отдельно от оценки соответствия проектной документации.
Проверка достоверности определения сметной стоимости также была предусмотрена условиями заключенного между Обществом и Учреждением договора от 15.07.2021 N 0157-21 об оказании услуги по проведению повторной государственной экспертизы.
Согласно пункту 27 (3) Положения N 145 (в редакции, действовавшей на дату выдачи оспариваемого заключения) проверка сметной стоимости включает в себя изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам, федеральным единичным расценкам, в том числе их отдельным составляющим, к сметным формам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией.
В соответствии с пунктом 35 (1) Положения N 145 вывод о недостоверности определения сметной стоимости должен содержать ссылки на конкретные положения сметных нормативов и перечисление несоответствий, связанных с неправильностью и (или) необоснованностью принятых в расчетах физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией. Организация по проведению государственной экспертизы оформляет заключение о недостоверности определения сметной стоимости, если:
а) расчеты, содержащиеся в сметной документации, произведены не в соответствии с утвержденными сметными нормативами, федеральными единичными расценками, в том числе их отдельными составляющими, к сметным нормам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов;
б) в сметной документации выявлены ошибки, связанные с неправильностью и (или) необоснованностью использованных в расчетах физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, принятых в проектной документации.
Судами двух инстанций установлено, что согласно пункту 15 задания застройщика предполагаемая (предельная) стоимость строительства объекта составляет 203 866 675 руб.
Указанная стоимость определена согласно разработанному обоснованию инвестиций, осуществляемых в инвестиционный проект по созданию объекта, получившему заключение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций от 23.04.2021, выданное Учреждением.
Наличие такого заключения в силу требований подпункта "а" пункта 2 Правил заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 N 563 (далее - Правила N 563), служит обязательным условием для заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.
Как предусмотрено пунктом 3 Правил N 563, решение о заключении контракта, кроме всего прочего, содержит предполагаемую (предельную) стоимость строительства объекта капитального строительства в соответствии с заключением технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционный проект по созданию объекта капитального строительства, в отношении которого планируется заключение контракта, которая не должна превышать соответствующую стоимость, указанную в решении об осуществлении капитальных вложений. В случае ее превышения необходимо внесение в установленном законодательством Российской Федерации порядке изменений в решение об осуществлении капитальных вложений до принятия решения о заключении контракта.
Между тем согласно разделу проектной документации объекта "Смета на строительство объектов капитального строительства" стоимость строительства объекта составила 305 550 737 руб., что значительно превышает предполагаемую (предельную) стоимость строительства объекта (203 866 675 руб.), которая определена согласно разработанному обоснованию инвестиций, осуществляемых в инвестиционный проект по созданию объекта, получившему заключение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций от 23.04.2021, выданное Учреждением.
Таким образом, установив несоответствие стоимости строительства объекта, установленной проектной документацией, и предполагаемой (предельной) стоимости строительства объекта, установленной заданием застройщика, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Учреждение правомерно выдало Обществу отрицательное заключение повторной государственной экспертизы.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.03.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2022 по делу N А05-14249/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РК-Инвест" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Наличие такого заключения в силу требований подпункта "а" пункта 2 Правил заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 N 563 (далее - Правила N 563), служит обязательным условием для заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.
Как предусмотрено пунктом 3 Правил N 563, решение о заключении контракта, кроме всего прочего, содержит предполагаемую (предельную) стоимость строительства объекта капитального строительства в соответствии с заключением технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционный проект по созданию объекта капитального строительства, в отношении которого планируется заключение контракта, которая не должна превышать соответствующую стоимость, указанную в решении об осуществлении капитальных вложений. В случае ее превышения необходимо внесение в установленном законодательством Российской Федерации порядке изменений в решение об осуществлении капитальных вложений до принятия решения о заключении контракта.
...
решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.03.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2022 по делу N А05-14249/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РК-Инвест" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 ноября 2022 г. N Ф07-16162/22 по делу N А05-14249/2021