21 ноября 2022 г. |
Дело N А26-8968/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В., Сапоткиной Т.И.,
при участии от акционерного общества "КП-Габбро" Маркова А.А. (доверенность от 05.07.2021),
рассмотрев 16.11.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "КП-Габбро" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2022 по делу N А26-8968/2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "КП-Габбро", адрес: 185003, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Литейная пл., д. 3, оф. 27, ОГРН 1021000862849, ИНН 1003005538 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным приказа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство), от 13.08.2021 N 1697 "О размере разового платежа за пользование недрами".
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 29.04.2022 в удовлетворении требований Общества отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2022 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 29.04.2022 и постановление от 01.08.2022, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявления.
Общество ссылается на отсутствие в материалах дела запроса Министерства в Федеральную службу государственной статистики (далее - Росстат) для предоставления сведений о средней рыночной цене реализации добытого полезного ископаемого.
Податель жалобы полагает, что Министерство произвольно установило размер разового платежа без учета выданной Обществу лицензии, предоставляющей ему право на добычу камня, который используется не в строительстве, а для производства щебня, а также нарушило Правила определения размера разовых платежей за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 94 (далее - Правила), применив среднюю стоимость единицы добытого полезного ископаемого, указанную в подразделе показателей "Гранит, песчаник и прочий камень для памятников и строительства".
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал кассационную жалобу.
Министерство извещено в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направило, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Обществу была выдана лицензия серии ПТЗ N 00730 ТР на право пользования недрами целевым назначением и видами работ - для геологического изучения и добычи габбро-диорита на участке недр "Наволокский" для производства щебня на срок до 31.12.2047.
Приказом Министерства от 13.08.2021 N 1697 "О размере разового платежа за пользование недрами" установлен размер разового платежа за пользование недрами, подлежащего оплате при изменении границ участка недр, предоставленного Обществу в пользование по названной лицензии в сумме 4 002 019 руб.
Общество, полагая, что расчет размера разового платежа произведен Министерством неверно и необоснованно завышен, обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций не установили наличия правовых оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим.
В соответствии со статьей 40 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователи недр, получившие право на пользование недрами, уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии. Разовые платежи за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов, устанавливаются в лицензии в размере, который определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 94 утверждены Правила, действовавшие на момент принятия оспариваемого приказа Министерства, согласно пунктам 3, 4 которых минимальный размер разового платежа рассчитывается по формуле, одним из элементов которой является расчетная величина суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации (среднегодовую добычу полезного ископаемого).
Расчетная величина суммы налога определяется по формуле, включающей стоимость единицы добытого полезного ископаемого, среднегодовую мощность добывающей организации и базовую ставку налога на добычу полезных ископаемых, вид которого определяется в соответствии со статьей 337 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно пункту 4 Правил стоимость единицы добытого полезного ископаемого, определяемая по средней рыночной цене его реализации за период 6 месяцев, предшествующих дате выдачи лицензии пользователю недр, указанному в пункте 2 Правил (рублей). Сведения о средней рыночной цене реализации добытого полезного ископаемого предоставляются Федеральной службой государственной статистики по запросу Федерального агентства по недропользованию или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в отношении участков недр местного значения). В случае отсутствия таких сведений или несоответствия качественных характеристик (химического состава минерального сырья, типа и сорта руд, показателей, определяющих технологические свойства минерального сырья) добытого полезного ископаемого качественным характеристикам полезных ископаемых, сведения о которых предоставлены Федеральной службой государственной статистики, средняя рыночная цена определяется Федеральным агентством по недропользованию (или уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации) с учетом данных отчетов о выполненных работах по государственным контрактам, заключенным им в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в целях определения указанной цены либо с учетом сведений о средних ценах реализации добытого полезного ископаемого, получаемых государственными казенными учреждениями, подведомственными Федеральному агентству по недропользованию, в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Среднегодовая мощность добывающей организацией (среднегодовая добыча полезного ископаемого) при наличии технико-экономического обоснования для участков недр, содержащих учтенные в государственном балансе запасов полезных ископаемых запасы твердых полезных ископаемых, - по материалам технико-экономических обоснований, прошедших государственную экспертизу и утвержденных в установленном порядке, как отношение объема запасов к сроку разработки месторождения (пункт 5 Правил).
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что при расчете минимального размера разового платежа учитываются запасы полезных ископаемых всех категорий, а также ресурсы полезных ископаемых (за исключением установления факта открытия месторождения полезных ископаемых, внесения изменений в лицензии на пользование недрами в части установления возможности добычи попутных полезных ископаемых).
Судами установлено, что Обществу выдана лицензия на право пользования недрами целевым назначением и видами работ - для геологического изучения и добычи габбро-диорита для производства щебня.
Как следует из материалов дела, расчет произведен Министерством исходя из ставки налога на добычу в размере 5,5%, установленной подпунктом 4 пункта 2 статьи 342 НК РФ при добыче неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии; стоимости единицы добытого полезного ископаемого из расчета 1 тонна - 507,8 руб. (1 куб.м - 1548,17 руб.), определенной на основании данных, размещенных на официальном сайте Росстата, и средней плотности породы полезной толщи месторождения Наволокское (3050 кг/куб.м), определенной на основании лабораторно-аналитических исследований, выполненных на этапе геологического изучения; среднегодовой мощности добывающей организации в размере 470 000 куб.м, принятой приказом Министерства от 21.07.2016 N 1343 "О согласовании технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения".
Как установили суды, при определении стоимости единицы добытого полезного ископаемого, равной средней рыночной цене его реализации, Министерство использовало официальные данные, размещенные в открытом доступе на официальном сайте Росстата в Единой межведомственной информационно-статистической системе, указанные в подразделе показателей "Гранит, песчаник и прочий камень для памятников или строительства" в ценах, установленных по Северо-Западному федеральному округу за период с июля 2020 года по декабрь 2020 года (т. 2, л.д. 144).
Суды приняли во внимание, что данный подраздел показателей включает в себя не только стоимость единицы добытого гранита и песчаника, но и стоимость прочего камня, используемого для памятников или строительства, то есть по разновидностям магматических, интрузивных, метаморфических пород, применяемых для изготовления памятников или в строительстве.
Вопреки доводам подателя жалобы, согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, категория 08.11.12 "Гранит, песчаник и прочий камень для памятников или строительства" включает в себя такой вид полезного ископаемого как габбро-диорит (код 08.11.12.125), являющийся породой полезной толщи спорного месторождения Наволокское.
Суды также учли, что запасы месторождения Наволокское (строительный камень для производства щебня) учтены в Балансе строительных камней Республики Карелия. Помимо этого, на этапе геологического изучения месторождения Наволокское пригодность горных пород полезной толщи месторождения (габбро-диабаз) для использования в качестве сырья для производства щебня оценивалась в соответствии с требованиями ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия".
При таком положении суды, проверив расчет суммы разового платежа, указанного в абзаце втором приказа от 13.08.2021 N 1697, правомерно признали его соответствующим требованиям Правил.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2022 по делу N А26-8968/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "КП-Габбро" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.