30 ноября 2022 г. |
Дело N А56-105426/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Филиппова А.Е., судей Маркина С.Ф. и Пряхиной Ю.В.,
при участии от Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Дворкина М.П. (доверенность от 04.12.2020), от Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Дирекция мелиоративных систем, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений и охраны окружающей среды Санкт-Петербурга "Ленводхоз" Филиппович Ю.А. (доверенность от 30.12.2021),
рассмотрев 24.11.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2022 по делу N А56-105426/2021,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, адрес: 191023, Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, д. 1, ОГРН 1037843025527, ИНН 7832000069 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Дирекция мелиоративных систем, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений и охраны окружающей среды Санкт-Петербурга "Ленводхоз", адрес: 198095, Санкт-Петербург, ул. Ивана Черных, д. 7, лит. "А", ОГРН 1197847103805, ИНН 7805750217 (далее - Учреждение), и с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) просило обязать ответчика в установленном законом порядке в течение 48 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить реставрацию объекта культурного наследия федерального значения "Водовод Павловский (часть Таицкого)" (далее - объект); взыскать неустойку в размере 50 000 руб. в случае неисполнения решения суда в установленный срок, а в случае дальнейшего неисполнения решения суда 100 000 руб. в месяц до месяца фактического исполнения решения суда.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2022 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2022 решение от 20.04.2022 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет просит решение от 20.04.2022 и постановление от 26.07.2022 отменить, иск удовлетворить, ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального права. По мнению Комитета, отсутствие предмета охраны объекта не может препятствовать реализации Учреждением работ по его реставрации, поскольку предмет охраны подлежит разработке и определению в рамках подготовки проектной документации в процессе реализации реставрационных работ.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение, ссылаясь на необоснованность ее доводов, просит решение от 20.04.2022 и постановление от 26.07.2022 оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал кассационную жалобу, представитель Учреждения возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, объект - система водоснабжения с сооружениями, расположенная по адресу: г. Пушкин, от Нижнего пруда по ул. Набережной до района Большой Звезды Павловского парка, является объектом культурного наследия (далее - ОКН) федерального значения.
В соответствии с распоряжением Комитета от 26.02.2020 N 271-рз объект передан Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Дирекция по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений Санкт-Петербурга "Ленводхоз" в оперативное управление.
На основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 18.06.2020 N 423 Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Дирекция по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений "Ленводхоз" реорганизовано путем присоединения и переименовано в Учреждение.
В силу Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004 N 651, Комитет является органом, уполномоченным на осуществление государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
Комитетом в соответствии со статьей 11 Закона N 73-ФЗ и на основании задания от 28.05.2020 N 01-58-221/20-0-0 проведено мероприятие по контролю за состоянием объекта и зафиксировано его неудовлетворительное состояние, о чем 29.05.2020 составлен соответствующий акт технического состояния ОКН федерального / регионального значения (инженерное гидротехническое и иное сооружение).
Комитетом составлено задание на проведение работ по сохранению ОКН, включенного в единый государственный реестр ОКН (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или выявленного ОКН (ремонт канализации для поддержания объекта в эксплуатационном состоянии) от 30.06.2020 N 01-52-1480/20-0-1 (далее - Задание).
Комитет, ссылаясь на неудовлетворительное состояние объекта, обратился в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что проведение реставрационных работ до момента установления предмета охраны объекта невозможно.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Комитет в обоснование иска указал, что Учреждением не принимаются меры по обеспечению сохранности объекта в соответствии с требованиями Закона N 73-ФЗ, ответчику было выдано Задание, однако проектная документация в адрес истца не поступала.
Возражая против удовлетворения иска, Учреждение сослалось на то, что охранное обязательство собственника (иного законного владельца) ОКН на объект, устанавливающее требования по его сохранению, отсутствует.
Суды пришли к выводу, что проведение реставрационных работ до момента установления предмета охраны объекта невозможно в связи с чем отказали в удовлетворении иска.
Однако судами первой и апелляционной инстанций не было учтено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ, обязаны в том числе осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии (подпункт 1); не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии (подпункт 8).
В силу приведенных положений Закона N 73-ФЗ Учреждение, являясь владельцем объекта, вне зависимости от того имеет объект предмет охраны либо не имеет, обязано выполнять требования по его содержанию и использованию, в том числе, проводить работы по сохранению в установленном законом порядке.
Процедура определения предмета охраны установлена приказом Министерства культуры Российской Федерации от 13.01.2016 N 28 "Об утверждении Порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка разработка проектной документации по определению предмета охраны объекта культурного наследия может осуществляться физическими или юридическими лицами самостоятельно, в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических и юридических лиц за счет средств заказчика, в соответствии с Законом N 73-ФЗ.
Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что разработанный проект предмета охраны объекта культурного наследия представляется в 2 экземплярах на рассмотрение в соответствующий орган государственной власти, осуществляющий полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия указанного объекта, с копиями материалов.
Впоследствии орган государственной власти, осуществляющий полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия, рассматривает представленные документы, указанные в пункте 7 Порядка, и в течение 30 рабочих дней со дня их получения принимает акт об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия, в соответствии с Законом N 73-ФЗ.
Таким образом при формировании проектной документации по выполнению реставрации объекта ответчик может самостоятельно разработать соответствующий предмет охраны в указанном порядке.
Вместе с тем суды первой и апелляционной инстанций, отказывая Комитету в иске по мотиву отсутствия предмета охраны объекта, не проверяли и не устанавливали обстоятельства того, в каком состоянии находится объект и нуждается ли он в реставрации.
Суды также не устанавливали, предприняло ли Учреждение конкретные действия во исполнение полученного 30.06.2020 Задания. Ссылка судов на то, что Учреждением в смету на 2022-2023 годы заложены расходы на выполнение работ по инженерно-техническому обследованию, инженерным изысканиям, разработку проектной и рабочей документации для капитального ремонта водовода Павловского таким доказательством не является.
Правильное разрешение спора непосредственно зависит от фактических обстоятельств дела. Однако указанные обстоятельства судами должным образом не исследованы, фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, надлежащим образом не установлены.
Как разъяснено в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" выявление судом кассационной инстанции несоответствия содержащихся в судебных актах выводов суда первой или апелляционной инстанции об обстоятельствах дела доказательствам, на которых основаны такие выводы, несогласие с мотивами, по которым суды отвергли те или иные доказательства (пункт 2 части 4 статьи 170, пункт 12 части 2 статьи 271 АПК РФ), являются основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции и (или) постановления суда апелляционной инстанции полностью или в части (шестой абзац). В этом случае дело направляется на новое рассмотрение на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ, так как суд кассационной инстанции не вправе самостоятельно устранять нарушения, связанные с применением норм процессуального законодательства об исследовании и оценке доказательств по делу (седьмой абзац).
При рассмотрении настоящего дела суды допустили нарушения норм материального и процессуального права, не обеспечили полноту исследования всех существенных обстоятельств и доказательств по делу, в связи с чем выводы судов первой и апелляционной инстанций нельзя признать законными, обоснованными, что в соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ является основанием для отмены судебных актов и направления дела в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, полно и всесторонне исследовать имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы сторон в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, дать им правовую оценку, после чего с соблюдением норм материального и процессуального права, принять законное и обоснованное решение, распределив при этом судебные расходы по государственной пошлине, в том числе за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2022 по делу N А56-105426/2021 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
А.Е. Филиппов |
Судьи |
А.Е. Филиппов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 Порядка разработка проектной документации по определению предмета охраны объекта культурного наследия может осуществляться физическими или юридическими лицами самостоятельно, в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических и юридических лиц за счет средств заказчика, в соответствии с Законом N 73-ФЗ.
Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что разработанный проект предмета охраны объекта культурного наследия представляется в 2 экземплярах на рассмотрение в соответствующий орган государственной власти, осуществляющий полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия указанного объекта, с копиями материалов.
Впоследствии орган государственной власти, осуществляющий полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия, рассматривает представленные документы, указанные в пункте 7 Порядка, и в течение 30 рабочих дней со дня их получения принимает акт об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия, в соответствии с Законом N 73-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 ноября 2022 г. N Ф07-18025/22 по делу N А56-105426/2021
Хронология рассмотрения дела:
12.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14609/2023
07.07.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16842/2023
11.04.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-105426/2021
30.11.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-18025/2022
26.07.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17879/2022
20.04.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-105426/2021