08 декабря 2022 г. |
Дело N А56-119211/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие Промышленно-энергетические технологии" Сухининой Д.Н. (доверенность от 22.08.2022 N 37),
рассмотрев 05.12.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие Промышленно-энергетические технологии" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2022 по делу N А56-119211/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие Промышленно-энергетические технологии, адрес: 191015, Санкт-Петербург, Калужский пер., д. 3, лит. А, пом. 29-Н, ОГРН 1147847551180, ИНН 7802180054 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 36, лит. А, ОГРН 1027809192575, ИНН 7803032323 (далее - Инспекция, ГАТИ), от 09.12.2021 N 6275 по делу об административном правонарушении N 56397 от 06.12.2021, которым заявитель привлечен к административной ответственности по пункту 5 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70) с назначением наказания в виде штрафа в размере 130 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 08.05.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.08.2022, постановление ГАТИ от 09.12.2021 N 6275 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 56397 от 06.12.2021 изменено в части назначенного Обществу наказания, размер штрафа снижен до 70 000 руб.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление. В обоснование своей позиции податель жалобы ссылается на то, что ГАТИ не представлены материалы дела об административном правонарушении, что не позволяет установить в действиях (бездействии) Общества наличие события и состава вмененного административного правонарушения, а также проверить соблюдение процедуры производства по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Инспекции, извещенной надлежащим образом о времени и месте ее рассмотрения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из обжалуемых судебных актов, 30.11.2021 специалистом ГАТИ проведен с применением средств фотофиксации осмотр зоны производства работ согласно ордеру ГАТИ от 22.10.2021 N К-4431/2021 по адресу: Санкт-Петербург, Варшавская ул., от ул. Бассейной до ул. Победы.
В ходе осмотра установлено и в акте от 30.11.2021 зафиксировано, что при производстве земляных работ Обществом не произведена очистка зоны производства работ, тротуара, непосредственно прилегающего к временному ограждению зоны производства работ, а именно: не выполнены мероприятия по устранению гололеда и скользкости в зоне производства работ, территория зоны производства работ не очищена от снега и наледи.
Результаты повторного осмотра от 06.12.2021 подтвердили неустранение обнаруженных нарушений.
Выявленные обстоятельства послужили основанием для составления 06.12.2021 уполномоченным должностным лицом ГАТИ в отношении Общества протокола по делу N 56397 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена пунктом 5 статьи 20 Закона N 273-70. Обществу вменены нарушение пунктов 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.10, 4-11-1, 14.12, 15.1 Приложения N 5, пунктов 2.5, 4 Приложения N 7 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (далее - Правила N 961).
Постановлением ГАТИ от 09.12.2021 N 6275 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 56397 от 06.12.2021 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 5 статьи 20 Закона N 273-70, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 130 000 руб.
Общество оспорило постановление Инспекции, обратившись в арбитражный суд с настоящим заявлением
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, однако, руководствуясь частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, уменьшил размер штрафа до 70 000 руб.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 25.12.2015 N 891-180 "О благоустройстве в Санкт-Петербурге" благоустройство в Санкт-Петербурге является деятельностью по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга, и осуществляется в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, данным Законом Санкт-Петербурга, иными законами Санкт-Петербурга, правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга, а также иными нормативными правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, регулирующими отношения в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге.
В целях реализации указанного Закона Санкт-Петербурга Правительство Санкт-Петербурга постановлением от 09.11.2016 N 961 утвердило Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 1.1 Приложения N 5 Правил N 961 уполномоченные на содержание лица осуществляют содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства и ремонт элементов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве в объеме, предусмотренном действующим законодательством и названными Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств.
Период зимней уборки территории Санкт-Петербурга установлен с 16 октября по 15 апреля и в зависимости от погодных условий может быть сокращен или продлен распоряжением Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга (пункт 4.1 Приложения N 5 к Правилам N 961).
В силу пункта 4.2 Приложения N 5 к Правилам N 961 целью зимней уборки территорий общего пользования и иных объектов благоустройства является борьба с наледью, удаление снега и наледи, погрузка, вывоз и размещение в специально оборудованных местах снега и скола, образовавшегося в процессе удаления наледи.
Согласно пункту 4.3 Приложения N 5 к Правилам N 961 уборка снега осуществляется путем выполнения работ по снегоочистке (подметание, сгребание, сдвижка снега, формирование валов, а также погрузка, вывоз и размещение или утилизация снега в специально оборудованных местах).
При выполнении работ по снегоочистке осуществляются подметание, сгребание, сдвижка снега механизированным способом, а также ручным способом с применением средств малой механизации (пункт 4.4 Приложения N 5 к Правилам N 961).
В соответствии с пунктом 4.5 Приложения N 5 к Правилам N 961 устранение гололеда и скользкости на проезжей части дорог, тротуарах, аллеях, пешеходных и велосипедных дорожках производится путем обработки территории противогололедными материалами.
Пунктом 4.10 Приложения N 5 Правил N 961 установлено, что погрузка и вывоз снега начинаются после формирования снежного вала и производятся круглосуточно до полного удаления снега.
После вывоза снега, скола выполняются работы по зачистке территорий от остатков снега, скола (пункт 4.11.1 Приложения N 5 Правил N 961).
Пунктом 15.1 Приложения N 5 к Правилам N 961 предусмотрено, что при осуществлении мероприятий по содержанию строительных площадок, площадок производства работ установлены в том числе следующие требования: обеспечение уборки мусора и сгребания снега в зоне производства работ.
Пунктом 2 Приложения N 7 к Правилам N 961 определено, что в целях установления границы прилегающих территорий условная линия устанавливается на расстоянии в следующих значениях: для строительных площадок, площадок производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, - 3 м от границы земельного участка, определенного для проведения указанных работ (пункт 2.5).
Нарушение требований к зимней уборке объектов благоустройства и элементов благоустройства, в том числе неосуществление мероприятий по удалению снега и наледи, погрузке, вывозу и размещению в специально оборудованных местах снега и скола, образовавшегося в процессе удаления наледи, очистке кровель и иных поверхностей объектов от снега и наледи, влечет административную ответственность, предусмотренную пунктом 5 статьи 20 Закона N 273-70.
В рассматриваемом случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в соответствии с ордером ГАТИ от 22.10.2021 N К-4431/2021 Общество является производителем работ по адресу: Санкт-Петербург, Варшавская ул., от Бассейной ул. до ул. Победы, и в связи с этим оно является лицом, уполномоченным на содержание объекта благоустройства, и обязано исполнять вышеприведенные требования Правил N 961.
При этом обязанность соблюдения требований к зимней уборке объектов благоустройства Обществом не выполнена.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из отсутствия доказательств невозможности исполнения Учреждением упомянутых обязанностей в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые невозможно предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, суды пришли к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения.
Судами также установлено, что процедура привлечения Общества к административной ответственности соблюдена, протокол составлен и постановление вынесено уполномоченными лицами в пределах предоставленной им компетенции при наличии достаточных оснований.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ.
Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2022 по делу N А56-119211/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие Промышленно-энергетические технологии" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.