09 декабря 2022 г. |
Дело N А44-6521/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Старченковой В.В., Щуриновой С.Ю.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Тепловая компания Новгородская" Рождественского Д.Г. (доверенность от 30.12.2021 N 92),
рассмотрев 06.12.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тепловая компания Новгородская" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 16.05.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2022 по делу N А44-6521/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тепловая компания Новгородская", адрес: 175000, Новгородская область, Батецкий район, поселок Батецкий, улица Лесная, дом 3А, ОГРН 1135321001639, ИНН 5301003692 (далее - Компания, истец), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Белая", адрес: 173016, Новгородская область, Великий Новгород, Технический проезд, дом 5, квартира 79, ОГРН 1195321005880, ИНН 5321201244 (далее - Общество, ответчик), о взыскании 73 558 руб. 04 коп. задолженности за поставленную в период с 01.08.2021 по 30.09.2021 тепловую энергию, 867 руб. 09 коп. неустойки.
Решением суда первой инстанции от 16.05.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.08.2022, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней Компания, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. Как указывает податель жалобы, суды неправильно применили часть 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Спорный многоквартирный дом (далее - МКД) оборудован нецентрализованной системой горячего водоснабжения (далее - ГВС), в которой коммунальная услуга ГВС оказывается путем подогрева холодной воды с использованием тепловой энергии, поставляемой Компанией, при помощи общедомового имущества, в связи с чем Компания не должна нести ответственность за качество коммунального ресурса, произведенного с использованием общедомового имущества. По мнению подателя жалобы, приведенные обстоятельства являются препятствием для прямой поставки коммунальных услуг конечным потребителям - собственникам помещений в МКД и заключением с ними прямых договоров. Компания также настаивает на правильности произведенного ею расчета задолженности и указывает на невозможность применения формулы расчета стоимости услуги ГВС с использованием норматива тепловой энергии, используемой на подогрев воды.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы.
В судебном заседании представитель Компании поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Компания является единой теплоснабжающей организацией на территории Великого Новгорода, Общество выполняет функции управляющей компании в отношении многоквартирного дома N 3 по улице Ломоносова Великого Новгорода.
Между Компанией (ресурсоснабжающая организация) и Обществом (исполнитель) заключен договор теплоснабжения и горячего водоснабжения для предоставления коммунальных услуг потребителям N НТ/1,3/6305 (далее - договор), действующий с 01.10.2020.
В соответствии с пунктом 2.1 договора ресурсоснабжающая организация обязуется на условиях, предусмотренных договором, осуществлять поставку коммунального ресурса горячей воды и тепловой энергии, а исполнитель обязуется на условиях, предусмотренных настоящим договором, оплачивать принятый потребителем объем коммунального ресурса, а также обеспечивать безопасную эксплуатацию и исправность внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется потребление коммунального ресурса.
По условиям договора тепловая энергия и горячая вода поставляются в МКД по адресу: Великий Новгород, улица Ломоносова, дом 3, корпус 2.
В указанном МКД установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, учитывающий объем тепловой энергии, используемой на отопление и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Централизованное горячее водоснабжение в МКД отсутствует, приготовление горячей воды осуществляется в тепловом пункте МКД с использованием общедомового имущества.
Общим собранием собственников помещений в МКД 30.03.2021 было принято решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями в отношении водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, теплоснабжения с 01.04.2021, оформленное протоколом N 3.
Протокол направлен в адрес Компании 07.04.2021.
Письмом от 21.04.2021 Компания сообщила Обществу, что прямые договоры в отношении услуги по отоплению будут заключены с собственниками помещений МКД с 01.07.2021.
Компания в период с 01.08.2021 по 30.09.2021 поставила в МКД тепловую энергию в целях приготовления горячей воды и выставила к оплате счета-фактуры от 31.08.2021 N 33385 на сумму 40 409 руб. 84 коп., от 30.09.2021 N 37256 - на 43 148 руб. 20 коп.
Отказ Общества от оплаты выставленных счетов в полном объеме послужил основанием для предъявления настоящего иска.
Суды, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 44, 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), нормами Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), установили, что собственники помещений в спорном МКД перешли на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, Общество как управляющая организация оплатило стоимость тепловой энергии, использованной для приготовления горячей воды на общедомовые нужды, в связи с чем отказали в удовлетворении иска.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ при управлении МКД управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в МКД и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в МКД, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующих случаях: при принятии общим собранием собственников помещений в МКД решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.
Пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников в многоквартирном доме относится принятие решения о заключении собственниками помещений в МКД, действующими от своего имени, в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления.
Как следует из подпункта "ж" пункта 17 Правил N 354, ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида при принятии общим собранием собственников помещений в МКД решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, - с даты, определенной в таком решении, а в случае принятия ресурсоснабжающей организацией решения о переносе срока, с которого договор с ресурсоснабжающей организацией, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, считается заключенным, не более чем на 3 календарных месяца в соответствии с положениями пункта 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ, - с даты, определенной указанным решением ресурсоснабжающей организации.
Суды, оценив содержания протокола общего собрания собственников помещений в МКД от 30.03.2021 N 3, установили волеизъявление собственников помещений МКД на заключение прямых договоров с ресурсоснабжающими компаниями на поставку коммунальных ресурсов, в том числе тепловой энергии для оказания услуги ГВС.
С учетом установленных обстоятельств дела суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у Общества статуса исполнителя коммунальной услуги по ГВС спорного МКД.
Вопреки доводам подателя, жалобы Жилищный кодекс Российской Федерации, в частности пункт 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ, не устанавливает исключений относительно перехода на прямые договоры в отношении многоквартирных домов, не оборудованных централизованной системой горячего водоснабжения. Равным образом, возможность заключения прямых договоров не поставлена в зависимость от технических особенностей оборудования системы теплоснабжения соответствующего МКД.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пункте 2 письма от 04.02.2019 N 3080-ОО/06 разъяснило, что при предоставлении коммунальной услуги "горячее водоснабжение" с использованием нецентрализованной системы горячего водоснабжения теплоснабжающая организация и организация, осуществляющая холодное водоснабжение, поставляют коммунальные ресурсы (тепловую энергию на подогрев воды, холодную воду соответственно), но не эксплуатируют оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, на котором осуществляется приготовление горячей воды с использованием поставленных коммунальных ресурсов.
Для реализации положений статьи 157.2 ЖК РФ о переходе на прямые договоры в тех случаях, когда горячее водоснабжение осуществляется по нецентрализованной системе горячего водоснабжения, между ресурсоснабжающими организациями и потребителями коммунальных услуг подлежат заключению договор, содержащий положения о снабжении тепловой энергией для подогрева воды в целях горячего водоснабжения (с теплоснабжающей организацией) и договор холодного водоснабжения с объемом на нужды горячего водоснабжения (с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение).
Ресурсоснабжающая организация, предоставляющая коммунальный ресурс для приготовления горячей воды с использованием внутридомового оборудования многоквартирного дома, в случае наличия прямых договоров с потребителями, предъявляет к оплате стоимость соответствующей составляющей в плате за горячее водоснабжение, определенную в порядке, установленном пунктом 54 Правил N 354.
В кассационной жалобе Компания также ссылается на неверное определение стоимости услуги по ГВС на общедомовые нужды, настаивая на использование в расчете количества (объема) тепловой энергии, измеряемого в Гкал и зафиксированного общедомовым прибором учета.
Приведенные доводы отклоняются судом кассационной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
В пункте 6 статьи 31 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 54 Правил N 354 размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20.1 приложения N 2 к Правилам N 354.
Объем ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется исходя из величины удельного расхода коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом в виде норматива расхода коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Постановлением Правительства Новгородской области от 16.06.2015 N 261 утверждены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в МКД.
Как усматривается из материалов дела, возражая против иска, Общество представило в материалы дела расчет стоимости тепловой энергии, использованной для приготовления горячей воды на общедомовые нужды (том дела 2, листы 2-3).
Суды проверили представленный расчет, признали его соответствующим вышеприведенным нормам.
Возражений по арифметической правильности расчета Компания в кассационной жалобе не приводит.
С учетом установленных обстоятельств дела суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для иной оценки выводов судов применительно к установленным ими обстоятельствам дела.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 16.05.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2022 по делу N А44-6521/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тепловая компания Новгородская" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 6 статьи 31 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 54 Правил N 354 размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20.1 приложения N 2 к Правилам N 354.
...
Постановлением Правительства Новгородской области от 16.06.2015 N 261 утверждены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в МКД."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 декабря 2022 г. N Ф07-17751/22 по делу N А44-6521/2021
Хронология рассмотрения дела:
24.11.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8026/2023
16.11.2023 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 408-ПЭК23
09.12.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17751/2022
04.08.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5518/2022
16.05.2022 Решение Арбитражного суда Новгородской области N А44-6521/2021