19 декабря 2022 г. |
Дело N А21-13046/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Соколовой С.В.,
при участии от Министерства градостроительной политики Калининградской области Ижутиной В.С. (доверенность от 16.03.2022 N 1),
рассмотрев 14.12.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖК ЮТТА" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.06.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2022 по делу N А21-13046/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖК ЮТТА", адрес: 236022, Калининград, ул. Генерала-лейтенанта Озерова, д. 17Б, лит. IX из лит. АЗ, эт. 9, каб. 8, ОГРН 1203900005077, ИНН 3906390926 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Агентству по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, ул. Дмитрия Донского, д. 7, ОГРН 1023900999011, ИНН 3906006871 (далее - Агентство), о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом по пер. Воздушный в г. Калининграде на земельном участке с кадастровым номером 39:15:110836:1367" (далее - Объект), изложенного в письме от 26.11.2021 N 9627-ААГ, а также понуждении Агентства выдать Обществу испрашиваемое разрешение.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное предприятие Калининградской области "Водоканал", адрес: 236023, Калининград, Советский пр., д. 107, ОГРН 1023900591626, ИНН 3903009923 (далее - ГП КО "Водоканал"), и акционерное общество "Калининградгазификация", адрес: 236029, Калининград, ул. Старшего Лейтенанта Сибирякова, д. 17, ОГРН 1103925000960, ИНН 3906214945 (далее - АО "Калининградгазификация").
Определением Арбитражного суда Калининградской области от 22.03.2022 произведена замена Агентства на Министерство градостроительной политики Калининградской области (далее - Министерство) в связи с реорганизацией в форме преобразования.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 23.06.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2022, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, поскольку заявитель представил все необходимые документы, перечень которых приведен в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), то у Агентства отсутствовали правовые основания для отказа в выдаче Обществу испрашиваемого разрешения.
В судебном заседании представитель Министерства возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество является собственником земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 39:15:110836:1367 с видом разрешенного использования - "среднеэтажная жилая застройка".
Общество 23.11.2021 обратилось в Агентство с заявлением о выдаче разрешения на строительство Объекта.
Письмом от 26.11.2021 N 9627-ААГ Агентство отказало в выдаче разрешения на строительство, ссылаясь на то, что в границах земельного участка расположены поставленные на кадастровый учет объекты недвижимости (сети газоснабжения и водопровода), а также установлена охранная зона объектов электросетевого хозяйства, в отношении которых на основании статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определены ограничения использования земельных участков; Общество не обосновало допустимость размещения проектируемого объекта капитального строительства в местах расположения сетей и в зонах с особыми условиями использования территорий; в представленных документах отсутствуют решения правообладателей объектов недвижимости (сетей) о снятии их с кадастрового учета, а также решение о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий и прекращении действия ограничений пользования земельным участком, расположенным в границах данной зоны.
Полагая, что указанный отказ противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суды двух инстанций не усмотрели оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на то органы с приложением документов и сведений, перечень которых установлен названной нормой.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).
По правилам части 1 статьи 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка.
В силу пунктов 3, 6 и 16 статьи 105 ЗК РФ охранные зоны объектов электроэнергетики, трубопроводов (в том числе газопроводов) и зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий.
Согласно пункту 1 статьи 107 ЗК РФ со дня установления зоны с особыми условиями использования территорий на расположенных в ее границах земельных участках не допускаются строительство, использование зданий, назначение которых не соответствует установленным ограничениям.
Судами двух инстанций установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером 39:15:110836:1367 расположены объекты недвижимости, поставленные на кадастровый учет: сети газоснабжения (кадастровый номер 39:15:000000:10197) и сети водопровода (кадастровый номер 39:15:000000:9787).
По сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) сооружение коммунального хозяйства "Сети водопровода (участок 25)" протяженностью 6098 м учтено в государственном кадастре недвижимости с кадастровым номером 39:15:000000:9787. На указанное сооружение 27.03.2020 зарегистрировано право собственности Калининградской области и 22.12.2015 право хозяйственного ведения ГП КО "Водоканал" (т. 2 л.д. 143-145).
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены Санитарными правилами и нормами "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Доказательств соблюдения требований указанных правил при проектировании строительства Объекта Обществом представлено не было.
Кроме того, в границах спорного земельного участка расположено сооружение трубопроводного транспорта "Газопровод низкого давления" протяженностью 475 м, которое учтено в ЕГРН с кадастровым номером 39:15:000000:10197. На указанное сооружение 19.05.2017 зарегистрировано право собственности АО "Калининградгазификация" (т. 2 л.д. 150-152).
В силу статьи 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) охранная зона газопровода - зона с особыми условиями использования территории, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
На земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов (статья 28 Закона N 69-ФЗ).
В соответствии с Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878, на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается, помимо прочего, строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения.
Применительно к охранным зонам объектов электросетевого хозяйства установлены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 (далее - Правила N 160).
Пунктом 8 указанных Правил запрещено осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, либо повлечь причинение вреда жизни, здоровью, имуществу физических и юридических лиц, а также повлечь экологический ущерб и пожары (пункт 8).
В силу подпункта "а" пункта 10 Правил N 160 в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений. Пункт 12 названных Правил регулирует порядок такого согласования.
Принимая во внимание отсутствие доказательств соблюдения Обществом вышеприведенных нормативных положений при проектировании строительства Объекта, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о законности оспариваемого отказа Агентства, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
При рассмотрении дела судами установлены и надлежаще оценены все существенные для дела обстоятельства. Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.06.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2022 по делу N А21-13046/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖК ЮТТА" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878, на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается, помимо прочего, строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения.
Применительно к охранным зонам объектов электросетевого хозяйства установлены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 (далее - Правила N 160).
...
В силу подпункта "а" пункта 10 Правил N 160 в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений. Пункт 12 названных Правил регулирует порядок такого согласования.
...
решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.06.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2022 по делу N А21-13046/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖК ЮТТА" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 декабря 2022 г. N Ф07-17234/22 по делу N А21-13046/2021