23 декабря 2022 г. |
Дело N А13-13794/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
рассмотрев 21.12.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖСИ-Звезда" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 31.05.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2022 по делу N А13-13794/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖСИ-Звезда", адрес: 160024, г.Вологда, ул. Дальняя, д.24, оф. 16, ОГРН 1123525000103, ИНН 3525272835, (далее - ООО "ЖСИ-Звезда", Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением об оспаривании предписания Департамента городского хозяйства администрации города Вологды, адрес: 160000, г. Вологда, ул. Марии Ульяновой, д. 6а, ОГРН 1073525019886, ИНН 3525197602 (далее - Департамент) от 13.09.2021 N 288 об устранении выявленных нарушений.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Кудряшов Дмитрий Николаевич (место жительства: 160024, г.Вологда) и общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Жилищно-строительная индустрия", адрес: 160014, г. Вологда, ул. Саммера, д. 49, каб. 14, ОГРН 1033500040530, ИНН 3525108923 (далее - ООО "СЗ "Жилстройиндустрия").
Решением суда от 31.05.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.08.2022, Обществу отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе ООО "ЖСИ-Звезда" просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Податель жалобы, указывая на свою обязанность осуществлять содержание только общего имущества многоквартирного дома N 29, по улице Фрязиновской в городе Вологде (далее -МКД N 29) полагает, что на него незаконно возложили обязанность по ремонту окрасочного слоя и штукатурки у входа в подвал нежилого помещения, находящегося в единоличной собственности ООО "СЗ "Жилстройиндустрия", которое в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) несет бремя содержания своего имущества. В жалобе Общество поясняет, что спорное подвальное помещение нежилого помещения в МКД не обладает признаками помещения, предназначенного для обслуживания более одного помещения в данном доме и признаками технического подвального помещения МКД, перечисленными в пункте 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и у МКД есть свой технический подвал, отделенный сплошной стеной.
Представители Общества и Департамента, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, Департаментом на основании приказа от 01.09.2021 N 450 в связи с поступившим обращением Кудряшова Д.Н. от 23.08.2021 N 2776 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО "ЖСИ-Звезда" обязательных лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению вышеупомянутым жилым МКД N 29.
В результате осмотра указанного многоквартирного дома Департаментом установлено, что у встроено-пристроенного нежилого помещения МКД у входов в подвал наблюдаются трещины, многочисленные разрушения отделочного слоя штукатурки, что является нарушением пункта 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), пунктов 4.2.1.1 и 4.2.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Итоги проверки зафиксированы в акте от 13.09.2021 N 288.
Ввиду выявленных нарушений Департамент выдал Обществу предписание от 13.09.2021 N 288, согласно которому управляющей компании надлежит в срок до 18.10.2021 устранить повреждения окрасочного слоя и штукатурки у входов в подвальное помещение встроено-пристроенного нежилого помещения МКД N 29.
Не согласившись с означенным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие в данном случае у Департамента правовых и фактических оснований для выдачи оспариваемого предписания. Суды констатировали законность, обоснованность и исполнимость предписания как акта контрольного реагирования уполномоченного органа, направленного надлежащему субъекту ответственности за неисполнение обязанностей, возложенных на него в силу жилищного законодательства.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статья 198, 200, 201 АПК РФ).
Статус Общества как управляющей компании (профессионального и ответственного коллективного субъекта права) предполагает его активное участие в создании благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащем содержании общего имущества в многоквартирном доме, обеспечении безопасности дома в процессе его эксплуатации, решении вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставлении качественных коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Такое участие обусловлено целым рядом нормативных требований и условиями договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (статья 39, части 1, 2.3 статьи 161, статья 162 ЖК РФ, статья 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
Материалами дела подтверждается, что обслуживание, содержание, эксплуатация и ремонт МКД N 29 по указанному выше адресу возложены на Общество, которое добровольно приняло на себя обязательства по управлению указанным многоквартирным домом по договору управления от 29.12.2012, т.е. является лицом, ответственным за нормальную эксплуатацию МКД и содержание общего имущества МКД в соответствии с установленными требованиями законодательства.
В силу положений статьи 36 ЖК РФ и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) фасады, подвалы, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции) отнесены к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 2 Правил N 491 также предусмотрено, что в состав общего имущества входят, помимо прочего, помещения общего пользования, в том числе технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в МКД оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); крыши; механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в МКД за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Согласно пунктам 10 и 11 Правил N 491 общее имущество МКД должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе законодательства о техническом регулировании). Содержание общего имущества МКД включает в себя, в частности, осмотр общего имущества, его текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и непосредственно содержание общего имущества дома.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень, включающий услуги и работы, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 9 Минимального перечня в состав работ, выполняемых в зданиях с подвалами, включено, в том числе, выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков.
Согласно нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, устранение неисправностей фасада относится к текущему ремонту (приложение N 7), проведение которого в силу закона является обязанностью управляющей компании.
Согласно пункту 4.2.3.1 Правил N 170 местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
Наличие разрушений отделочного слоя и штукатурки у входа во встроено-пристроенное нежилое помещение, расположенное в подвальном помещении МКД N 29, подтверждается материалами дела и Обществом не отрицается.
Утверждение управляющей компании об отсутствии обязанности по содержанию указанного встроено-пристроенного нежилого помещения в виду того, что спорное помещение находится в собственности ООО "СЗ "Жилстройиндустрия" и не является общим имуществом собственников дома (с указанием тех или иных значимых, по мнению Общества, фактов) было предметом исследования судов двух инстанций и ему дана надлежащая правовая оценка.
Так судами установлено, что действительно согласно свидетельству о государственной регистрации права от 06.06.2014 серии 35-АБ N 874442 ООО "СЗ "Жилстройиндустрия" принадлежит на праве собственности нежилое помещение общей площадью 841,3 кв. м, этаж цокольный 1-3, номера на поэтажном плане 1-18 цокольного этажа, 1-29 первого этажа, 1-22 второго этажа, 1-7 третьего этажа, адрес (местонахождение) объекта: Вологодская обл., г. Вологда, ул. Фрязиновская, д. 29, кадастровый номер 35:24:0305021:4297.
Ввиду упомянутых выше нормативных положений (пункт 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ, пункт 2 Правил N 491) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Оценка судами положений законодательства (пункт 6 Правил N 491, ГОСТ Р 51929-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденного и введенного в действие приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 543-ст), приложения 1 к договору управления МКД от 29.12.2012 (о включении в состав общего имущества инженерных коммуникаций в подвале и в техническом подполье, внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования для предоставления коммунальных услуг), а равно представленных в материалы дела: Проекта системы отопления (плана цокольного этажа) нежилого помещения по адресу: г. Вологда, ул. Фрязиновская, д. 29, схем сетей водоснабжения, отопления, водоотведения, акта о разграничении эксплуатационной ответственности по сетям водоснабжения и водоотведения по МКД, позволила судам сделать вывод о том, что многоквартирный дом имеет единую коммуникационную сеть и спорный вход в подвальное помещение ведет в такую часть подвального помещения МКД, которая относится к его общему имуществу, как отвечающая вышеприведенным положениям пункта 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ.
С учетом изложенного, оспариваемое предписание не возлагает на управляющую компанию не предусмотренных законом обязанностей и не нарушает прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемое предписание как акт контрольного реагирования, направленный на своевременное эффективное исполнение Обществом своих обязанностей в жилищной сфере, является законным, обоснованным и исполнимым (по заявлению Общества срок исполнения продлен до 19.07.20202). Предписание выдано должностным лицом Департамента в пределах предоставленных полномочий (пункты 1, 2, 3 Постановления администрации города Вологды от 28.12.2017 N 1473 с учетом Перечня должностных лиц, уполномоченных осуществлять отдельные государственные полномочия по лицензионному контролю на территории муниципального образования "Город Вологда").
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в том числе, в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 АПК РФ, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 31.05.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2022 по делу N А13-13794/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖСИ-Звезда"- без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценка судами положений законодательства (пункт 6 Правил N 491, ГОСТ Р 51929-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденного и введенного в действие приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 543-ст), приложения 1 к договору управления МКД от 29.12.2012 (о включении в состав общего имущества инженерных коммуникаций в подвале и в техническом подполье, внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования для предоставления коммунальных услуг), а равно представленных в материалы дела: Проекта системы отопления (плана цокольного этажа) нежилого помещения по адресу: г. Вологда, ул. Фрязиновская, д. 29, схем сетей водоснабжения, отопления, водоотведения, акта о разграничении эксплуатационной ответственности по сетям водоснабжения и водоотведения по МКД, позволила судам сделать вывод о том, что многоквартирный дом имеет единую коммуникационную сеть и спорный вход в подвальное помещение ведет в такую часть подвального помещения МКД, которая относится к его общему имуществу, как отвечающая вышеприведенным положениям пункта 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ.
...
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в том числе, в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 АПК РФ, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 декабря 2022 г. N Ф07-18378/22 по делу N А13-13794/2021