17 января 2023 г. |
Дело N А56-34101/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Александровой Е.Н., рассмотрев 17.01.2022 без проведения судебного заседания и вызова сторон кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2022 по делу N А56-34101/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Станкопром", адрес: 192019, Санкт-Петербург, Глухоозерское шоссе, д. 12, лит. Ж, пом. 1-Н, офис 1-2-3, ОГРН 1187847125465, ИНН 7811692637 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Санкт-Петербургской таможни, адрес:
Санкт-Петербург, 9-я линия В.О., д. 10, корп. 2 лит. А, ОГРН 1037800003493, ИНН 7830001998 (далее - Таможня), от 20.10.2021 N 10210000-4512/2021 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 50 000 руб. административного штрафа.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 12.07.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2022 требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено ввиду малозначительности допущенного правонарушения.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит отменить постановление, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, апелляционный суд, необоснованно применил статью 2.9 КоАП РФ, освободив Общество от административной ответственности.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, полагая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, просило оставить их без изменения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в соответствии с требованиями статьи 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Общество 26.08.2021 направило в таможенный орган в электронном виде статистическую форму учета перемещения товаров за июль 2021 года, нарушив срок ее представления.
В связи с допущенным нарушением Таможня 17.01.2022 составила в отношении Общества протокол об административном правонарушении, квалифицировав его действия по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Постановлением Таможни от 20.10.2021 N 10210000-4512/2021 Общество привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Посчитав постановление таможенного органа незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, не установил нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, вместе с тем посчитал возможным применить статью 2.9 КоАП РФ, признал совершенное правонарушение малозначительным и отменил оспариваемое постановление.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких оснований для пересмотра принятого по делу судебного акта в кассационном порядке не установлено.
В части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, влечет ответственность по части 2 указанной статьи в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 Правил ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 (далее - Правила), российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов ЕАЭС, либо при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта, которым они перевозятся.
В соответствии с пунктом 6 Правил статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Согласно пункту 9 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 Правил.
Апелляционный суд установил, материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что статистическая форма учета перемещения товаров за июль 2021 года представлена Обществом в таможенный орган 26.08.2021 при установленном сроке представления - до 13.08.2021.
Принимая во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих принятие Обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства при перемещении товаров за пределы Российской Федерации, а также повторное совершение правонарушения, апелляционный суд пришел к выводу о наличии в деянии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности суды не усмотрели. Срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, Таможней не пропущен.
Вместе с тем в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Вопрос о применении положений статьи 2.9 КоАП РФ в каждом случае рассматривается судом исходя из обстоятельств конкретного дела.
В обжалуемом постановлении апелляционного суда приведены мотивы его принятия.
Суд апелляционной инстанции, оценив фактические обстоятельства совершения административного правонарушения и степень его общественной опасности, исходя из отсутствия данных, свидетельствующих о пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, признал допущенное правонарушение малозначительным.
Апелляционная инстанция приняла во внимание, что установленный Правилами срок пропущен Обществом незначительно (форма представлена 26.08.2021 при установленном сроке - 13.08.2021), а также учла характер допущенного правонарушения, отметив, что заявитель самостоятельно представил статистическую форму, что характеризует Общество в целом как добросовестное лицо, которое предприняло меры, направленные на соблюдение требований таможенного законодательства.
Апелляционный суд указал, что в рассматриваемом случае возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, привлекаемого к ответственности, достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таком положении апелляционный суд правомерно признал допущенное правонарушение малозначительным и удовлетворил заявленные требования.
Доводы, приведенные Таможней в кассационной жалобе, сводятся к несогласию с приведенными выше выводами апелляционного суда, направлены на иную оценку обстоятельств правонарушения, что в силу статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию кассационной инстанции.
Поскольку существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права апелляционным судом не допущено, оснований для пересмотра обжалуемого постановления не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2022 по делу N А56-34101/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни - без удовлетворения.
Судья |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Вопрос о применении положений статьи 2.9 КоАП РФ в каждом случае рассматривается судом исходя из обстоятельств конкретного дела.
...
Апелляционный суд указал, что в рассматриваемом случае возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, привлекаемого к ответственности, достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
...
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2022 по делу N А56-34101/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 января 2023 г. N Ф07-21035/22 по делу N А56-34101/2022