17 января 2023 г. |
Дело N А42-11433/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Трощенко Е. И., судей Лущаева С. В., Соколовой С. В.,
при участии от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Мурманской области Томилова Д. С. (доверенность от 09.01.2023 б/н), от общества с ограниченной ответственностью "Александрия" Белана О. Л. (директор, решение от 13.12.2022), Сенькиной Ю. В. (доверенность от 11.01.2023),
рассмотрев 17.01.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Александрия" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.06.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2022 по делу N А42-11433/2021,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Мурманской области, адрес: 183038, Мурманск, пр. Ленина, д. 89, ИНН 5192160029, ОГРН 1025100843789 (далее - Фонд), обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Александрия", адрес: 184580, Мурманская обл., Ловозерский р-н, пос. Ревда, ул. Кузина, д. 13, кв. 2, ИНН 5106000105, ОГРН 1135108000026 (далее - Общество), о взыскании 297 000 руб. средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, 29 700 руб. штрафа за такое использование, об обязании восстановить на лицевом счете учета средств обязательного медицинского страхования Общества переплату начисленных за счет указанных средств заработной платы в сумме 91 215 руб. 26 коп. и 3 500 руб. командировочных расходов.
Решением от 17.06.2022 требования заявителя удовлетворены в части взыскания 297 000 руб. средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, 1000 руб. штрафа, в остальной части в удовлетворении иска отказано.
Постановлением апелляционного суда от 19.09.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 17.06.2022 и постановление от 19.09.2022 отменить в части удовлетворения требований, в требованиях отказать.
По мнению подателя жалобы, частично удовлетворяя требования, суды не учли, что денежные средства использованы Обществом по целевому назначению; бюджетным нарушением является нецелевое использование бюджетных средств, а не превышение предоставленных лимитов бюджетных средств, следовательно, приобретение основного средства по цене, превышающей 100 000 руб., не является нецелевым использованием; бюджетным законодательством не предусмотрена ответственность за превышение установленного ограничения по цене, подобная позиция изложена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 09.03.2017 N 307-КГ16-17712, от 22.01.2016 N 305-КГ15-17571; постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 346 предусмотрено право медицинских организаций приобретать медицинские изделия стоимостью до 1 млн. руб.; приобретение оборудования путем софинансирования из различных источников тарифным соглашением не запрещено; спорное оборудование является высокотехнологичным устройством, нормативы на приобретение которого не содержат ограничений.
В отзыве Фонд просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу Общества - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Фонда возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что на основании приказа от 16.07.2021 N 137 Фондом в период с 02.08.2021 по 06.08.2021 проведена плановая документарная (камеральная) комплексная проверка использования Обществом средств обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2019 по 31.12.2020, по результатам которой составлен акт б/н от 06.08.2021.
В ходе проверки Фондом выявлены факты использования Обществом в 2020 году средств обязательного медицинского страхования при приобретении основных средств (медицинского оборудования) - стационарной цветной цифровой ультразвуковой диагностической системы, датчиков линейного и конвексного стоимостью 600 000 руб., 150 000 руб. и 150 000 руб. соответственно - при тарифе до 100 000 руб. за единицу, что является нарушением Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Установив данные обстоятельства, Фонд пришел к выводу о нецелевом использовании Обществом средств обязательного медицинского страхования в сумме 297 000 руб. (из расчета: 99 000 руб. * 3 единицы), которые подлежат возврату Обществом на основании части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ с уплатой штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств, который применительно к настоящему делу составил 29 700 руб.
Поскольку на основании требования Фонда в добровольном порядке использованные не по целевому назначению средства Обществом не возвращены, Фонд обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции частично удовлетворил требования заявителя, указав, что Общество не имело правовых оснований приобретать за счет средств обязательного медицинского страхования основные средства стоимостью свыше 100 000 руб. за единицу, в связи с чем расходы на приобретение таких основных средств за счет средств обязательного медицинского страхования признаются нецелевыми в полном объеме стоимости этих основных средств.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 4 Закона N 326-ФЗ одним из основных принципов осуществления ОМС является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной и базовой программ ОМС.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом. При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами ОМС (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии со статьей 30 Закона N 326-ФЗ оплата медицинской помощи по ОМС осуществляется по тарифам, установленным тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, и профессиональными союзами медицинских работников.
Статьей 35 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи.
В базовой программе обязательного медицинского страхования устанавливаются требования к условиям оказания медицинской помощи, нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, нормативы финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо, а также расчет коэффициента удорожания базовой программы обязательного медицинского страхования. Указанные в настоящей части нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи устанавливаются также по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу (часть 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
Подпунктом 1 пункта 186 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н, установлено, что тариф на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В соответствии с пунктами 2, 12 части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика и аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом; осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Средства ОМС относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, а поэтому согласно статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Пунктом 1 статьи 39 Закона N 326-ФЗ установлено, что договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, территориальным фондом и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
По мнению подателя жалобы, частично удовлетворяя требования, суды не учли, что денежные средства использованы Обществом по целевому назначению; бюджетным нарушением является нецелевое использование бюджетных средств, а не превышение предоставленных лимитов бюджетных средств, следовательно, приобретение основного средства по цене, превышающей 100 000 руб., не является нецелевым использованием; бюджетным законодательством не предусмотрена ответственность за превышение установленного ограничения по цене, подобная позиция изложена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 09.03.2017 N 307-КГ16-17712, от 22.01.2016 N 305-КГ15-17571; приобретение оборудования путем софинансирования из различных источников тарифным соглашением не запрещено.
Указанные доводы подлежат отклонению.
Как видно из материалов дела, при приобретении медицинского оборудования по договору от 08.10.2020 N 008_20_SHK Обществом были использованы средства обязательного медицинского страхования в сумме 99 000 руб. при приобретении стационарной цветной цифровой ультразвуковой диагностической системы CHISON Qbit10 стоимостью 600 000 руб., в сумме 99 000 руб. при приобретении датчика линейного D7L40L стоимостью 150 000 руб. и в сумме 99 000 руб. при приобретении датчика конвексного D3C60L стоимостью 150 000 руб. (л.д.76, 78, 79, 85, 86, 87). Впоследствии названное оборудование поставлено Обществом на учет 30.10.2020 как самостоятельные основные средства.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу (часть 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Следовательно, Общество не имело правовых оснований приобретать за счет средств обязательного медицинского страхования основные средства стоимостью свыше 100 000 руб. за единицу, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод, что расходование средств на непредусмотренные структурой установленного частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ тарифа цели, в частности, приобретение основных средств стоимостью свыше 100 000 руб. за единицу, является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.
Подлежит отклонению ссылка подателя жалобы на определения Верховного Суда Российской Федерации от 09.03.2017 N 307-КГ16-17712, от 22.01.2016 N 305-КГ15-17571, поскольку в определении от 09.03.2017 N 307-КГ16-17712 напротив сделан вывод, что приобретение средств на сумму свыше 100 000 руб. является нецелевым использованием, а расходы на приобретение таких средств за счет средств ОМС признаются нецелевыми в полном объеме, а определение от 09.03.2017 N 307-КГ16-17712 основано на иных фактических обстоятельствах.
Податель жалобы указывает, что постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 346 предусмотрено право медицинских организаций приобретать медицинские изделия стоимостью до 1 млн. руб.
Указанный довод подлежит отклонению, поскольку нецелевое использование денежных средств допущено в 2020 году, то есть до принятия данного постановления от 12.03.2022 N 346.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно отклонили довод Общества о том, что в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 N 1492, нормативы финансовых затрат на единицу объема высокотехнологичной медицинской помощи в рамках Раздела I Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащего в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, включают в себя расходы на приобретение единицы основных средств без ограничения их стоимости.
Как установлено судами, Программой предусматривается возможность приобретения за счет средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказание высокотехнологичной медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, единицы основных средств стоимостью свыше 100 тыс. руб.
В соответствии с выпиской из Реестра лицензий медицинской деятельности (лицензия N Л041 -01163-51/00293598) лицензией, выданной Обществу, не предусмотрена возможность оказания им высокотехнологичной медицинской помощи.
Приказом Минздрава Мурманской области от 30.07.2018 N 409 утвержден перечень медицинских организаций, оказывающих высокотехнологичную помощь на территории Мурманской области по перечню видов, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования в 2019 году. В указанный перечень в 2019 году входили следующие медицинские организации: ГОБУЗ "Мурманская областная клиническая больница им. П.А. Баяндина", ГОБУЗ "Мурманская городская клиническая больница скорой медицинской помощи", ГОБУЗ "Объединенная медицинская часть "Севрыба", ГОБУЗ "Мурманский областной перинатальный центр", ФГБУ "Мурманский многопрофильный центр им. Н.И. Пирогова" ФМБА РФ.
Приказом Минздрава Мурманской области от 01.07.2019 N 397 утвержден перечень медицинских организаций, оказывающих высокотехнологичную помощь на территории Мурманской области по перечню видов, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования в 2020 году. В указанный перечень в 2020 году входили следующие медицинские организации: ГОБУЗ "Мурманская областная клиническая больница им. П.А. Баяндина", ГОБУЗ "Мурманский областной многопрофильный центр", ФГБУ "Мурманский многопрофильный центр им. Н.И. Пирогова" ФМБА РФ, ГОБУЗ "Мурманская областная детская клиническая больница".
Следовательно, в 2019 и 2020 годах Общество не входило в перечень медицинских организаций, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь на территории Мурманской области, в связи с чем возможность приобретения высокотехнологичного оборудования без ограничения его стоимости на Общество не распространялась.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о нецелевом использовании Обществом средств обязательного медицинского страхования, в связи с чем правомерно удовлетворили требования в части взыскания 297 000 руб., использованных не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования, а также 1000 руб. штрафа за такое использование.
Суды правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судами, а также сделанных ими выводов.
Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.06.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2022 по делу N А42-11433/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Александрия" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.И. Трощенко |
Судьи |
Е.И. Трощенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций правомерно отклонили довод Общества о том, что в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 N 1492, нормативы финансовых затрат на единицу объема высокотехнологичной медицинской помощи в рамках Раздела I Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащего в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, включают в себя расходы на приобретение единицы основных средств без ограничения их стоимости.
...
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2022 по делу N А42-11433/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Александрия" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 января 2023 г. N Ф07-21339/22 по делу N А42-11433/2021