19 января 2023 г. |
Дело N А56-12993/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" Подольского В.А. (доверенность от 18.10.2021 N 248-21),
рассмотрев 17.01.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2022 по делу N А56-12993/2022,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго", адрес: 197227, Санкт-Петербург, Гаккелевская улица, дом 21, литера "А", ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия Васильевского острова, дом 13, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление), от 10.11.2021 по жалобе N Т02-758/21.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ДТС" (далее - ООО "ДТС").
Решением суда первой инстанции от 31.05.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.09.2022, решение Управления признано недействительным.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить.
В судебном заседании представитель Общества, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просил в удовлетворении жалобы Управления отказать.
Управление и ООО "ДТС" о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru в сети Интернет 30.09.2021 Обществом размещено извещение N 32110687306 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на приобретение индикаторов неисправностей, датчиков контроля доступа в сетевое сооружение и системы сбора и передачи данных, 270 шт. (210328)
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Единым стандартом закупок Общества (далее - Положение о закупках), Документацией о закупке.
В Управление от ООО "ДТС" поступила жалоба (от 28.10.2021 вх. N 33839/21) на действия организатора торгов в части несоблюдения порядка и срока составления, подписания и размещения протокола рассмотрения первых частей заявок.
По результатам рассмотрения жалобы Управлением 10.11.2021 вынесено решение, которым жалоба Общества признана обоснованной (пункт 1); в действиях закупочной комиссии Общества признаны нарушения пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в бездействии в порядке, который не допускался в извещении о Закупке или документации о закупке, допущенное вследствие безосновательного несоблюдения установленных Документацией и извещением о Закупке сроков рассмотрения заявок на участие в Закупке; (пункт 2); предписание решено не выдавать ввиду того, что выявленное нарушение не повлияло на итоги конкурса (пункт 3).
Общество не согласилось с предписанием Управления, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Судебные инстанции, признавая предписание Управления незаконным, правомерно руководствовались следующим.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Решением Советов директоров Общества (протокол от 17.12.2018 N 334, в редакции протокола от 28.05.2020 N 417, в редакции протокола от 24.11.2020 N 440, в редакции протокола от 07.04.2021 N 452, в редакции протокола от 25.06.2021 N 462), утверждено Положение о закупке.
Пунктом 8.1.2.5 Положения о закупке установлено право заказчика (организатора) закупки после окончания срока подачи заявок изменить сроки проведения последующих этапов закупки.
В данном случае судами установлено, что протоколом от 27.10.2021 N 210328-2, размещенным в ЕИС 30.10.2021 в соответствии с частью 12 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, заказчик изменил сроки проведения этапов:
Дата окончания этапа "Рассмотрения первых частей заявок" - 12.11.2021;
Дата проведения этапа "Подача дополнительных ценовых предложений" - 16.11.2021;
Дата начала проведения этапа "Рассмотрение вторых частей заявок" - 22.11.2021;
Дата окончания проведения этапа "Рассмотрение вторых частей заявок" - 22.11.2021;
Дата начала проведения этапа "Подведение итогов" - 23.11.2021;
Дата окончания проведения этапа "Подведение итогов" - 23.11.2021.
Суды, ссылаясь на пункт 2.6 Приложения N 2 к Положению о закупки констатировали, что изменение сроков проведения этапов обусловлено тем, что заказчику в рамках рассмотрения первых частей заявок участников потребовалось получить разъяснения относительно указанных в технических предложениях участников сведений.
Установив указанные обстоятельства, учитывая, что документацией регламентирован порядок изменения сроков рассмотрения заявок участников конкурса и подведения итогов конкурса в случае принятия такого решения, а также размещение заказчиком информации о закупке в срок в части порядка размещения протоколов, обоснованно признали решение Управления недействительным.
Суды правомерно не согласились с выводом Управления о наличии в действиях закупочной комиссии организатора торгов нарушений пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, выразившихся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статьи, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.
Несогласие Управления с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2022 по делу N А56-12993/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
...
Пунктом 8.1.2.5 Положения о закупке установлено право заказчика (организатора) закупки после окончания срока подачи заявок изменить сроки проведения последующих этапов закупки.
В данном случае судами установлено, что протоколом от 27.10.2021 N 210328-2, размещенным в ЕИС 30.10.2021 в соответствии с частью 12 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, заказчик изменил сроки проведения этапов:
...
Суды правомерно не согласились с выводом Управления о наличии в действиях закупочной комиссии организатора торгов нарушений пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, выразившихся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статьи, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 января 2023 г. N Ф07-20655/22 по делу N А56-12993/2022