25 января 2023 г. |
Дело N А66-5541/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Филиппова А.Е., судей Пряхиной Ю.В. и Серовой В.К.,
рассмотрев 19.01.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 24.06.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2022 по делу N А66-5541/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Интех", адрес: 170032, Тверская обл., г. Тверь, Московское шоссе, д. 20В/1, ОГРН 1086952016690, ИНН 6950086092 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением и с уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) просило признать незаконным решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, Советская ул., д. 33, ОГРН 1106952029315, ИНН 6950125150 (далее - Управление), изложенное в письме от 31.01.2022 N 69-КН-02/365-з, об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с которой образованию подлежит земельный участок с условным номером 69:10:0000020:500:ЗУ1, площадью 1956 кв.м, с целью дальнейшего использования испрашиваемого земельного участка под теплицу (комплекс из теплиц N 1, N 2 и складского помещения с бытовкой к теплицам), а также возложить на Управление обязанность в срок 30 календарных дней утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Тверская государственная сельскохозяйственная академия", адрес: 170904, Тверская обл., г. Тверь, ул. Маршала Василевского (Сахарово), д. 7, ОГРН 1026900585843, ИНН 6902016151(далее - Учреждение).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 24.06.2022 требования удовлетворены.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2022 решение от 24.06.2022 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права просит решение от 24.06.2022 и постановление от 10.10.2022 отменить, в удовлетворении требований отказать. По мнению Управления, представленная Обществом схема расположения земельного участка не соответствует требованиям земельного законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, ссылаясь на необоснованность ее доводов, просит решение от 24.06.2022 и постановление от 10.10.2022 оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Обществу на основании договора купли-продажи от 13.07.2018 на праве собственности принадлежит нежилое здание теплицы (комплекс из теплиц N 1, N 2 и складского помещения с бытовкой к теплицам) с кадастровым номером 69:40:0000000:5682, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 69:10:0000020:500 по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, с/п Аввакумовское, участки в границах земель Учреждения.
Земельный участок с кадастровым номером 69:10:0000020:500 предоставлен Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование.
Общество 20.12.2021 обратилось в Управление с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с которым просило утвердить схему расположения земельного участка (условный номер 69:10:0000020:500:ЗУ1, площадь 1956 кв.м) на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000020:500.
Управление письмом от 31.01.2022 N 69-КН-02/365-з отказало в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка ссылаясь на то, что согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) схема расположения земельного участка разработана с нарушением статьи 11.9 ЗК РФ, а именно: заявителем не представлен анализ на предмет возможности использования испрашиваемого земельного участка меньшей площадью в целях эксплуатации объекта недвижимости; формирование испрашиваемого земельного участка приведет к препятствующим рациональному использованию недостаткам образуемого участка, что нарушает нормы статьи 11.9 ЗК РФ; в приложенной к обращению схеме расположения земельного участка границы исходного участка изображены не верно, исходный земельный участок представлен на схеме частично.
Общество, полагая, что отказ Управления в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории нарушает его права, обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным и обязании Управления утвердить указанную схему.
Суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии оспариваемого отказа Управления нормам действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 N 762, действовавшим до 01.09.2022, требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе (далее - Требования).
Основания для отказа в утверждении схемы предусмотрены пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ одним из таких оснований является разработка схемы с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
В статье 11.9 ЗК РФ содержится исчерпывающий перечень требований к образованным земельным участкам, а именно: 1) предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами; 2) предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами; 3) границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов; 4) не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; 5) не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием; 6) образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами; 7) не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Отказывая в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Управление сослалось на подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ и указало, что схема расположения земельного участка разработана с нарушением статьи 11.9 ЗК РФ, а именно: заявителем не представлен анализ на предмет возможности использования испрашиваемого земельного участка меньшей площадью в целях эксплуатации объекта недвижимости; формирование испрашиваемого земельного участка приведет к препятствующим рациональному использованию недостаткам образуемого участка, что нарушает нормы статьи 11.9 ЗК РФ; в приложенной к обращению схеме расположения земельного участка границы исходного участка изображены не верно, исходный земельный участок представлен на схеме частично; в нарушение пункта 6 Требований на схеме не верно отображены границы исходного земельного участка, а сам участок представлен схематично.
Как следует из материалов дела, исходным земельным участком для образуемого является земельный участок с кадастровым номером 69:10:0000020:500 общей площадью 22 046 713 кв.м. Судами установлено, что границы данного земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости, которые полностью отражены на представленном ситуационном плане.
Из материалов дела также усматривается, что направленная Обществом в Управление схема была сформирована в форме электронного документа, а к заявлению об ее утверждении был приложен в том числе и ситуационный план.
В пункте 7 Требований определено, что в случае подготовки схемы расположения земельного участка с использованием официального сайта графическая информация приводится на картографической основе государственного кадастра недвижимости. В случае отсутствия картографической основы в содержании раздела КПТ.2.1 "План (чертеж, схема) земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, расположенных в кадастровом квартале" кадастрового плана территории при подготовке схемы расположения земельного участка с использованием иных технологических и программных средств для отображения графической информации дополнительно в качестве картографической основы могут применяться не содержащие сведения ограниченного доступа картографические материалы, в том числе включенные в картографо-геодезические фонды, в масштабе, обеспечивающем читаемость графической информации, и в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости, с учетом указанных в пункте 4 Требований материалов и сведений.
Согласно пункту 12 Требований схема расположения земельного участка в форме электронного документа формируется в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем, размещаемых на официальном сайте, а также в формате HTML. Графическая информация формируется в виде файла в формате PDF в полноцветном режиме с разрешением не менее 300 dpi, качество которого должно позволять в полном объеме прочитать (распознать) графическую информацию.
Суды, приняв во внимание положения пункта 12 Требований, а также большую площадь исходного земельного участка (22 046 713 кв.м), обоснованно указали, что в случае отражения на схеме его границ, не будет обеспечена читаемость графической информации.
Управление данные обстоятельства не опровергло.
Общество, ссылаясь на незаконность отказа Управления в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, представило в материалы дела заключение кадастрового инженера Симонова А.А., в соответствии с которым образование испрашиваемого земельного участка с условным номером 69:10:0000020:500:ЗУ1, площадью 1956 кв.м, невозможно в иных границах; чтобы исключить вклинивание, вкрапливание, изломанность границ. С одной стороны граница участка в точках н3-3-1, согласно схеме расположения на кадастровом плане территории, полностью совпадает с границей земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000020:500 и территориальной границей МО "город Тверь" и границей МО "Аввакумовское сельское поселение". Граница образуемого участка в точках 1-н1-2-н2 полностью совпадает с границей земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000020:868; образование испрашиваемого земельного участка в иных границах привело бы к чересполосице, что является существенным недостатком, препятствующим рациональному использованию и охране земель, а также нарушением требований, установленных статьей 11.9 ЗК РФ.
Доказательства, опровергающие выводы кадастрового инженера, Управление суду не представило.
Как верно указал суд апелляционной инстанции, ненаправление Обществом в адрес Управления заключения кадастрового инженера само по себе не свидетельствует о порочности данного заключения.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства, пришли к обоснованному выводу, что отказ Управления в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует требованиям действующего земельного законодательства.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили требования Общества.
Доводы Управления, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций и не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не подтверждают, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, а сводятся к иной оценке доказательств.
В рассматриваемом случае выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств и соответствуют нормам материального и процессуального права, поэтому суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 24.06.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2022 по делу N А66-5541/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Е. Филиппов |
Судьи |
А.Е. Филиппов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Общество, ссылаясь на незаконность отказа Управления в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, представило в материалы дела заключение кадастрового инженера Симонова А.А., в соответствии с которым образование испрашиваемого земельного участка с условным номером 69:10:0000020:500:ЗУ1, площадью 1956 кв.м, невозможно в иных границах; чтобы исключить вклинивание, вкрапливание, изломанность границ. С одной стороны граница участка в точках н3-3-1, согласно схеме расположения на кадастровом плане территории, полностью совпадает с границей земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000020:500 и территориальной границей МО "город Тверь" и границей МО "Аввакумовское сельское поселение". Граница образуемого участка в точках 1-н1-2-н2 полностью совпадает с границей земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000020:868; образование испрашиваемого земельного участка в иных границах привело бы к чересполосице, что является существенным недостатком, препятствующим рациональному использованию и охране земель, а также нарушением требований, установленных статьей 11.9 ЗК РФ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 января 2023 г. N Ф07-22779/22 по делу N А66-5541/2022
Хронология рассмотрения дела:
21.07.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9459/2023
27.04.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2658/2023
25.01.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-22779/2022
10.10.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7063/2022
24.06.2022 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-5541/2022