01 февраля 2023 г. |
Дело N А66-14490/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Баженовой Ю.С., судей Сапоткиной Т.И., Сергеевой И.В.,
при участии от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Пожарова И.В. (доверенность от 09.12.2022 ),
рассмотрев 25.01.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2022 по делу N А66-14490/2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Северо-Западный промышленный железнодорожный транспорт", адрес: 190020, Санкт-Петербург, наб. Обводного кан., д. 134-136-138, лит. Ж, ОГРН 1107847234659, ИНН 7836000214 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконными уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, адрес: 170100, г. Тверь, Свободный пер., д. 2, ОГРН 1046900099828, ИНН 6901067121 (далее - Управление), от 02.09.2021 N КУВД-001/2020-25315020/4, КУВД-001/2020-25315020/5 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности в отношении сооружения - железнодорожного подъездного пути N 18 (далее - Объект), расположенного по адресу: Тверская обл., г. Кувшиново, ул. Степана Разина, и обязании Управления осуществить действия, предусмотренные Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности Общества в отношении Объекта.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное учреждение администрация муниципального образования городского поселения "Город Кувшиново", адрес: 172110, Тверская обл., г. Кувшиново, Советская ул., д. 33, ОГРН 1056918024371, ИНН 6929004308, общество с ограниченной ответственностью "Альянс", адрес: 170004, г. Тверь, ул. Борихино Поле, д. 14, оф. 1, ОГРН 1206900004783, ИНН 6950239630, акционерное общество "Каменская бумажно-картонная фабрика", адрес: 172110, Тверская обл., г. Кувшиново, Октябрьская ул., д. 5, ОГРН 1026901909902, ИНН 6929000141.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 03.08.2022 требования Общества удовлетворены.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2022 решение суда первой инстанции изменено в части распределения судебных расходов по уплате государственной пошлины: с Управления в пользу Общества взыскано 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины; резолютивная часть решения дополнена указанием на возвращение Обществу из федерального бюджета 3000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить решение от 03.08.2022 и постановление от 10.10.2022, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Суды, по мнению подателя жалобы, необоснованно применили к спорным правоотношениям положения части 2 статьи 40 Закона N 218-ФЗ, не учли отсутствие у Общества прав на земельные участки и земли, на которых расположен Объект, а также проектной и разрешительной документации, в том числе их неиспользование при подготовке технического плана Объекта, и не дали оценку тому, что технический паспорт Объекта отсканирован в неполноцветном режиме либо отсканирован с копии документа. Кроме того, Управление ссылается на представление Обществом противоречивых сведений о протяженности Объекта.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные участвующие в деле лица извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 23.11.2020 обратилось в Управление с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности в отношении Объекта.
Уведомлениями от 02.09.2021 N КУВД-001/2020-25315020/4, КУВД-001/2020-25315020/5 Управление отказало Обществу в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении Объекта в связи с тем, что земельные участки, на которых расположен Объект, находятся в собственности иных лиц либо право собственности на них не зарегистрировано; технический план не соответствует установленным требованиям, при его изготовлении не использовалась проектная и разрешительная документация, в нем выявлены противоречия по протяженности Объекта, документы отсканированы в неполноцветном режиме.
Общество, полагая указанный отказ незаконным, обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о наличии совокупности обстоятельств для удовлетворения требований Общества.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, не нашел оснований для ее удовлетворения в связи со следующим.
По смыслу статьи 198 АПК РФ во взаимосвязи с нормами статьи 201 того же Кодекса основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с государственным кадастровым учетом объектов недвижимости и государственной регистрацией прав на объекты недвижимости, регулируются Законом N 218-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 2); межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (пункт 7 в редакции, действовавшей на дату подачи Обществом документов); технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, если иное не установлено названным Законом) (пункт 7.3 в редакции, действовавшей на дату направления оспариваемых уведомлений); иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункт 8).
В силу части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в частности, в случаях, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав (пункт 5), форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона N 218-ФЗ.
Как видно из материалов дела, Общество обратилось с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в отношении железнодорожного подъездного пути N 18, 1980 года постройки в связи с созданием (образованием) объекта недвижимости (за исключением случаев ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию, изъятия земельного участка для государственных нужд), поскольку ранее в отношении него не осуществлялся кадастровый учет.
Особенности государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в связи с созданием объекта установлены статьей 40 Закона N 218-ФЗ. По смыслу части 2 данной статьи необходимым условием для осуществления первичного государственного кадастрового учета объекта и государственной регистрации прав на него является наличие у заявителя соответствующих прав на земельный участок в период создания объекта и на момент окончания его строительства.
Как установили суды, в силу действовавшего на момент начала и завершения строительства Объекта 1978 года постройки Положения о землях, предоставленных транспорту, утвержденного Постановлением ЦИК СССР от 07.02.1933 N 58/50, предусматривало безусловное предоставление земельного участка для размещения объектов железнодорожного транспорта.
Размещение железнодорожного пути, сооруженного в 1980 году, на земельном участке с нарушением требований, действовавших в период его сооружения и на момент окончания строительства, регистрирующий орган в нарушение возложенной на него частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанности не доказал.
При таких обстоятельствах суды обоснованно посчитали, что прохождение данного железнодорожного пути по земельным участкам, принадлежащим в настоящее время третьим лицам, не является препятствием для государственного кадастрового учета сооружения и государственной регистрации права Общества на него.
Согласно части 1 статьи 24 Закона N 218-ФЗ технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости. Технический план состоит из графической и текстовой частей. Форма технического плана, требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
В период существования спорных правоотношений действовали требования к подготовке технического плана, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.12.2015 N 953 (далее - Требования N 953).
Согласно пункту 20 Требований N 953 сведения о сооружении, за исключением сведений о местоположении такого сооружения на земельном участке и его площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого сооружения. В случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости сведения о здании или сооружении, указываются в техническом плане также на основании представленных заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 01.01.2013, и (или) утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию соответствующего объекта.
Как установлено судами, в отношении Объекта отсутствует проектная и разрешительная документация, что подтверждено представленными Обществом ответами соответствующих органов на его запросы, технический план был составлен кадастровым инженером с использованием сведений, содержащихся в техническом паспорте железнодорожного хозяйства открытого акционерного общества "Северо-Западный "Промжелдортранс", станция примыкания - Кувшиново, разработанном в 2011 году, согласованном начальником станции Кувшиново.
Суды с учетом особенностей оформления документов на железнодорожные пути необщего пользования, созданные до 1982 года, и применения к данным сооружениям специального правового регулирования в области перевозок железнодорожным транспортом, приняв во внимание, что в техническом паспорте 2011 года содержались все необходимые характеристики сооружения и отсутствуют основания считать данный технический паспорт недостоверным документом, правомерно признали, что названный технический паспорт мог быть использован для изготовления кадастровым инженером технического плана.
Суды правомерно отклонили довод Управления о противоречивости сведений технического плана в отношении протяженности Объекта со ссылкой на пункты 20, 50 Требований и с учетом пункта 41 Требований, указав, что в разделе "Характеристики объекта недвижимости" текстовой части технического плана протяженность объекта должна быть указана в соответствии с документами, на основании которых составляется технический план, в данном случае - в соответствии с техническим паспортом 2011 года, а выявленные в ходе кадастровых работ расхождения между характеристиками Объекта указанными в исходных документах, и фактическими характеристиками отображаются кадастровым инженером в разделе "Заключение кадастрового инженера".
В таком случае указание в разделе "Характеристики объекта недвижимости" протяженности объекта (464 м) по данным технического паспорта 2011 года, а в разделе "Заключение кадастрового инженера" - фактической протяженности (486 м) с приведением обоснований такого расхождения (обусловлено применением различных требований и технического оборудования в определении протяженности Объекта) не свидетельствует о несоответствии технического плана требованиям законодательства.
Ссылки Управления на нарушение Обществом порядка сканирования представленной копии технического плана подлежат отклонению, поскольку Управлением не обоснованно каким образом названное обстоятельство препятствовало установлению содержания данного документа.
При таких обстоятельствах суды правомерно применительно к положениям статей 14, 21, 24, 40 Закона N 218-ФЗ, конкретным обстоятельствам дела и характеристикам спорного объекта посчитали, что Общество представило достаточные документы для осуществления кадастрового учета Объекта 1980 года постройки, и регистрации права на него, и признали недействительным оспариваемое решение регистрирующего органа, оформленное уведомлениями от 02.09.2021.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно.
Поскольку решение суда первой инстанции было изменено апелляционным судом в части распределения судебных расходов, исходя из положений статей 180, 269, 271 АПК РФ в совокупности следует оставить в силе постановление суда апелляционной инстанции.
В связи с завершением производства в суде кассационной инстанции приостановление исполнения решения от 03.08.2022 по настоящему делу, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.12.2022, подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2022 по делу N А66-14490/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Тверской области от 03.08.2022 по делу N А66-14490/2021, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.12.2022.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 20 Требований N 953 сведения о сооружении, за исключением сведений о местоположении такого сооружения на земельном участке и его площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого сооружения. В случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости сведения о здании или сооружении, указываются в техническом плане также на основании представленных заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 01.01.2013, и (или) утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию соответствующего объекта.
...
Ссылки Управления на нарушение Обществом порядка сканирования представленной копии технического плана подлежат отклонению, поскольку Управлением не обоснованно каким образом названное обстоятельство препятствовало установлению содержания данного документа.
При таких обстоятельствах суды правомерно применительно к положениям статей 14, 21, 24, 40 Закона N 218-ФЗ, конкретным обстоятельствам дела и характеристикам спорного объекта посчитали, что Общество представило достаточные документы для осуществления кадастрового учета Объекта 1980 года постройки, и регистрации права на него, и признали недействительным оспариваемое решение регистрирующего органа, оформленное уведомлениями от 02.09.2021.
...
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Тверской области от 03.08.2022 по делу N А66-14490/2021, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.12.2022."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 февраля 2023 г. N Ф07-20829/22 по делу N А66-14490/2021
Хронология рассмотрения дела:
12.05.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2678/2023
01.02.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-20829/2022
10.10.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7992/2022
03.08.2022 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-14490/2021