03 февраля 2023 г. |
Дело N А44-2816/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от Министерства труда и социальной защиты населения Новгородской области Захаровой Н.Е. (доверенность от 01.07.2022 N 9),
рассмотрев 30.01.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства труда и социальной защиты населения Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 03.08.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2022 по делу N А44-2816/2022,
УСТАНОВИЛ:
Министерство труда и социальной защиты населения Новгородской области, адрес: 173001, Великий Новгород, Великая ул., д. 8, ОГРН 1025300793539, ИНН 5321028800 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области, адрес: 173002, Великий Новгород, Воскресенский бульв., д. 3, ОГРН 1025300795552, ИНН 5321047553 (далее - Управление), от 11.01.2022 по делу N 053/01/17-869/2021 о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением суда первой инстанции от 03.08.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.10.2022, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие их выводов представленным доказательствам и фактическим обстоятельствам спора, просит отменить судебные акты, заявление удовлетворить.
Податель кассационной жалобы указывает, что Управление при проведении проверки вышло за пределы предоставленных нормами Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) полномочий, а предмет проверки не относится к сфере действия статьи 17 упомянутого Закона. Министерство также не согласно с выводами судов об отсутствии уважительных причин пропуска срока на обжалование.
В судебном заседании представитель Министерства поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Управления, извещенного надлежащим образом о времени и месте ее рассмотрения
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 08.10.2021 сайте Министерства по адресу http://social.novreg.ru опубликовано объявление о начале проведения конкурса для получения субсидий из областного бюджета негосударственным некоммерческим организациям социального обслуживания, предоставляющим социальные услуги, в целях финансового обеспечение затрат, связанных с предоставлением социальных услуг поставщиками социальных услуг. Социальные услуги подлежали предоставлению с 01.11.2021 до 31.12.2021.
Установлен срок подачи заявок и документов - 15.10.2021 с 08 ч 30 мин до 17 ч.
Единственным участником, подавшим заявку, стала автономная некоммерческая организация социального обслуживания населения "Центр социальной поддержки "София" (далее - Организация).
Приказом Министерства от 27.10.2021 N 759 в рамках государственной программы Новгородской области "Социальная поддержка граждан в Новгородской области на 2019 - 2025 годы", утвержденной постановлением Правительства Новгородской области от 26.06.2019 N 240, в целях финансового обеспечения затрат, связанных с предоставлением социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания, Организации предоставлена субсидия в размере 777 600 руб.
Министерство и Организация заключили соглашение от 28.10.2021 N 40-2021-02158 о предоставлении из бюджета Новгородской области субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением.
В ходе осуществления полномочий по контролю за соблюдением требований антимонопольного законодательства Управление выявило признаки нарушения Министерством части 2 статьи 17 Закона N 135-ФЗ, в связи с этим определением от 17.11.2021 в отношении Министерства возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства N 053/01/17-869/2021.
В порядке статьи 48.1 Закона N 135-ФЗ Управление составило заключение от 03.12.2021 об обстоятельствах дела N 053/01/17-869/2021, в котором сделало вывод о квалификации действий Министерства как нарушение пункта 2 части 1, части 2 статьи 17 Закона N 135-ФЗ.
По итогам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Управление приняло решение от 11.01.2022 по делу N 053/01/17-869/2021 - признало Министерство нарушившим пункт 2 части 1, часть 2 статьи 17 Закона N 135-ФЗ.
Министерство 07.04.2022 направило жалобу на решение Управления в Федеральную антимонопольную службу.
Письмом от 11.05.2022 ФАС России отказала Министерству в принятии жалобы на основании части 6 статьи 23 Закона N 135-ФЗ в связи с пропуском срока обжалования.
Полагая, что решение Управления является недействительным, Министерство обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Сделав вывод о соответствии решения Управления нормам действующего законодательства, суды отказали в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 20 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 442-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания относится организация поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев (волонтеров), осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания в субъектах Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и законами субъектов.
В части 4 статьи 30 Закона N 442-ФЗ определено, что финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.
Согласно пункту 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными данным Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами в том числе деятельности, направленной на социальное обслуживание, социальную поддержку и защиту граждан.
Пунктом 5 статьи 31.1 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий. Бюджетные ассигнования федерального бюджета на финансовую поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций (в том числе на ведение реестра социально ориентированных организаций - получателей поддержки), включая субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Некоммерческим организациям - исполнителям общественно полезных услуг указанные субсидии предоставляются на срок не менее двух лет.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в федеральном законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, государственными корпорациями (компаниями) и публично-правовыми компаниями.
Согласно абзацу третьему пункта 2 статьи 78.1 БК РФ порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства Новгородской области от 27.04.2018 N 174 утвержден Порядок предоставления в 2018 - 2025 годах субсидий негосударственным некоммерческим организациям социального обслуживания, предоставляющим социальные услуги (далее - Порядок N 174).
Порядок N 174 принят в соответствии со статьей 78.1 БК РФ, государственной программой Новгородской области "Социальная поддержка граждан в Новгородской области на 2019-2025 годы", утвержденной постановлением Правительства Новгородской области от 26.06.2019 N 240.
Согласно пункту 1.3 Порядка N 174 субсидии предоставляются по итогам конкурса на право получения в текущем финансовом году субсидии из областного бюджета, проведенного в порядке, предусмотренном означенным Порядком.
В абзаце десятом пункта 2.1 Порядка N 174 предусмотрено, что информация о проведении конкурса размещается Министерством на портале не менее чем за 5 рабочих дней до начала срока приема документов. Объявление о проведении конкурса должно содержать информацию о дате проведения конкурса, сроках приема документов, указанных в пункте 2.2 Порядка N 174, форме социального обслуживания, видах социальных услуг, количестве человек, которым должны быть предоставлены социальные услуги, сроке, в течение которого должны предоставляться социальные услуги.
Предусмотренный Порядком N 174 конкурсный отбор является обязательным этапом для предоставления субсидии и направлен на создание условий эффективного функционирования рынка социальных услуг посредством выявления наиболее соответствующего целям предоставления субсидии хозяйствующего субъекта, то есть хозяйствующего субъекта, способного наилучшим образом оказать соответствующие услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Наряду с указанным запретом при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов или заказчиками являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также при проведении торгов в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах (часть 2 статьи 17 Закона N 135-ФЗ).
Как установлено судами, основанием для вынесения оспариваемого решения и признания Министерства нарушившим пункт 2 части 1, часть 2 статьи 17 Закона N 135-ФЗ послужил вывод антимонопольного органа о несоблюдении требований действующего законодательства при осуществлении отбора получателей субсидии.
Из материалов дела следует, что 08.10.2021 Министерство опубликовало объявление о проведении конкурсного отбора, в котором указало, что документы предоставляются участниками 15.10.2021 с 8 ч 30 мин до 17 ч по адресу: Великий Новгород, Великая ул., д. 8, каб. N 38.
Поскольку 5 рабочих дней со дня публикации объявления истекали 16.10.2021, Управление расценило действия Министерства как противоречащие Порядку N 174. Кроме того, в нарушение Порядка N 174 и Общих требований к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1492, Министерство необоснованно опубликовало конкретную дату, не установив срок предоставления заявок, предполагающий более длительные временные интервалы подачи заявок, чем 1 день.
Более того, апелляционным судом отмечено, что на момент рассмотрения дела в пункт 2.1 Порядка N 174 внесены изменения, согласно которым дата начала подачи или окончания приема заявок участников не может быть установлена ранее тридцатого календарного дня, следующего за днем размещения объявления о проведении конкурса.
В соответствие с пунктом 1.7 Порядка N 174 участники имеют право участвовать в конкурсе при условии соответствия их на первое число месяца, в котором подается заявка на предоставление субсидии на финансовое обеспечение затрат, связанных с предоставлением социальных услуг поставщиками социальных услуг (далее заявка), таким требованиям, как наличие у участника помещения, материально-технической базы, сотрудников, необходимых для предоставления социальных услуг в соответствии со стандартами предоставления социальных услуг, утвержденными Правительством Новгородской области; отсутствие у участника неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно материалам дела поданная на конкурсный отбор заявка единственного участника содержала договор аренды нежилого помещения от 12.10.2021 N 1, заключенный между Организацией и областным автономным учреждением социального обслуживания "Боровичский комплексный центр социального обслуживания" сроком на 2 месяца (до 12.12.2021). Других документов о наличии в собственности (аренде) либо на ином законном праве жилых помещений участник конкурсного отбора не представил.
Таким образом, Управление посчитало, что заявка Организации не подтверждала наличие на первое число месяца, в котором подается заявка, у участника помещений, необходимых для предоставления социальных услуг в соответствии со стандартами предоставления социальных услуг, утвержденными постановлением Правительством Новгородской области от 05.12.2014 N 596, а также наличие данных помещений на весь период оказания социальных услуг (с 01.11.2021 до 31.12.2021) для надлежащего их оказания.
Между тем Министерство заявку Организации не отклонило, создав преимущественные условия участия в конкурсном отборе для данного участника.
Данные обстоятельства учтены судами при оценке наличия в действиях Министерства нарушения пункта 2 части 1, части 2 статьи 17 Закона N 135-ФЗ.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, приняв во внимание предоставление субсидий на конкурентной основе, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отклонили доводы Министерства об отсутствии оснований для рассмотрения действий Министерства на соответствие статье 17 Закона N 135-ФЗ.
Поскольку Министерство с настоящим заявлением обратилось в арбитражный суд только 23.05.2022, суды обоснованно указали на пропуск трехмесячного срока, установленного частью 1 статьи 52 Закона N 135-ФЗ.
Рассмотрев ходатайство Министерства о восстановлении пропущенного срока на обжалование оспариваемого решения Управления, суд первой инстанции, поддержанный апелляционным судом, не нашел оснований для его удовлетворения.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, не опровергают выводов судов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 03.08.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2022 по делу N А44-2816/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства труда и социальной защиты населения Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно материалам дела поданная на конкурсный отбор заявка единственного участника содержала договор аренды нежилого помещения от 12.10.2021 N 1, заключенный между Организацией и областным автономным учреждением социального обслуживания "Боровичский комплексный центр социального обслуживания" сроком на 2 месяца (до 12.12.2021). Других документов о наличии в собственности (аренде) либо на ином законном праве жилых помещений участник конкурсного отбора не представил.
Таким образом, Управление посчитало, что заявка Организации не подтверждала наличие на первое число месяца, в котором подается заявка, у участника помещений, необходимых для предоставления социальных услуг в соответствии со стандартами предоставления социальных услуг, утвержденными постановлением Правительством Новгородской области от 05.12.2014 N 596, а также наличие данных помещений на весь период оказания социальных услуг (с 01.11.2021 до 31.12.2021) для надлежащего их оказания.
Между тем Министерство заявку Организации не отклонило, создав преимущественные условия участия в конкурсном отборе для данного участника.
Данные обстоятельства учтены судами при оценке наличия в действиях Министерства нарушения пункта 2 части 1, части 2 статьи 17 Закона N 135-ФЗ.
...
Поскольку Министерство с настоящим заявлением обратилось в арбитражный суд только 23.05.2022, суды обоснованно указали на пропуск трехмесячного срока, установленного частью 1 статьи 52 Закона N 135-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 февраля 2023 г. N Ф07-21956/22 по делу N А44-2816/2022