08 февраля 2023 г. |
Дело N А66-4516/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., Константинова П.Ю., Куприяновой Е.В.,
рассмотрев 08.02.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Партнер" на решение Арбитражного суда Тверской области от 29.06.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2022 по делу N А66-4516/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Партнер", адрес: 153000, Ивановская обл., г. Иваново, ул. Красной Армии, д. 20б, оф. 4-23, ОГРН 1213700014670, ИНН 3702264955 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, адрес: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 33, ОГРН 1106952029315, ИНН 6950125150 (далее - Управление), о возложении на Управление обязанности на условиях закупочной документации заключить государственный контракт N 0136100012322000003 (далее - Контракт) на оказание услуг по продаже имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области, адрес: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 23, ОГРН 1036900080722, ИНН 6905005800 (далее - УФАС).
Решением суда от 29.06.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.10.2022, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы утверждает, что в проекте государственного контракта в закупочной документации и в Контракте, опубликованным для подписания, содержатся разные данные относительно цены. Общество также считает, что судами не применены нормы статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Кроме того, суды, нарушив нормы статьи 51 Закона N 44-ФЗ, необоснованно посчитали, что Контракт в установленный срок не подписан.
Жалоба рассмотрена кассационным судом без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени слушания дела.
Законность обжалуемых судебных актов с учетом положений части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проверяется в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Управление разместило 04.02.2022 на официальном сайте единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок извещение N 0136100012322000003 и аукционную документацию о проведении конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по продаже имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.
Начальная цена Контракта составила 100 000 руб.
В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений от 14.02.2022 N ЦПА1 было подано восемь заявок. При этом, все участники закупки понизили свои ценовые предложения.
Лучшее ценовое предложение поступило от Общества и составило 3 000 000 руб.
По результатам подведения итогов определения поставщика победителем аукциона признано Общество (протокол от 15.02.2022 N ИЭА1).
Управление 16.02.2022 разместило в ЕИС проект Контракта, а также направило его в адрес победителя.
Согласно пункту 2.3 Контракта его исполнения может обеспечиваться предоставлением исполнителем независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Закона N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет.
Общество платежным поручением от 22.02.2022 N 1 предоставило обеспечение исполнения Контракта путем внесения 15 000 руб. на счет заказчика и разместило на электронной площадке протокол разногласий, предложив указать в пункте 4.1 раздела 4, что цена Контракта составляет 5 000 000 руб.
Управление 24.02.2022 представило Обществу мотивированный отказ в удовлетворении данного протокола разногласий и повторно направило проект Контракта без изменений, с указанием цены Контракта 3 000 000 руб.
В связи с неподписанием победителем конкурса в срок до 23 часов 59 минут 25.02.2022 Контракта Управление 28.02.2022 подписало и разместило в ЕИС протокол признания участника уклонившимся от заключения Контракта.
Управление 02.03.2022 обратилось в УФАС с заявлением о включении информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от подписания Контракта. По результатам рассмотрения заявления Общество включено в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Общество, полагая, что не уклонялось от заключения Контракта, а факт его неподписания вызван необоснованным сокращением Управлением срока на его подписание, обратилось с заявленными требованиями в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, посчитав требования Общества основанными на неверном толковании положений статьи 51 Закона N 44-ФЗ, в их удовлетворении отказал.
Апелляционный суд с решением суда первой инстанции согласился, оставил его без изменения.
Изучив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Пунктом 3 части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что данный Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, в том числе бюджетным учреждением.
Согласно части 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно части 1 статьи 51 Закона N 44-ФЗ по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, с иным участником закупки не ранее чем через десять дней (если этим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 названной статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с указанным Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном этой статьей.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 означенной статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ.
Из подпункта б пункта 1 части 3 статьи 51 Закона N 44-ФЗ следует, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 этой статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Закона N 44-ФЗ (за исключением случаев, предусмотренных Законом). При этом такой участник закупки вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с означенным Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта).
В силу части 4 статьи 51 Закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 этой статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 данной статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 указанной статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные названным пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 этой статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 данной статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 названной статьи, подлежит обязательному учету.
Управление, отказывая в принятии предложений Общества, содержащихся в протоколе разногласий, указало, что в соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона N 44-ФЗ в случае, если при проведении процедуры подачи ценовых предложений подано ценовое предложение, предусматривающее снижение цены контракта либо суммы цен единиц товара, работы, услуги до половины процента начальной стоимости (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги или ниже, такая процедура проводится на право заключения контракта в порядке, предусмотренном данной частью. В соответствии с подпунктом "а" пункта 9 части 3 статьи 49 Закона N 44-ФЗ по результатам такой процедуры определяется размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта. При этом такой размер указывается в соответствии с Законом N 44-ФЗ в качестве цены контракта.
Суды первой и апелляционной инстанций, исходя из предложенной победителем аукциона цены Контракта - 5 000 000 руб., пришли к обоснованному выводу, что сумма в обеспечение Контракта им внесена в меньшем (15 000 руб.), чем необходимо, размере.
Кроме того, согласно части 5 статьи 51 Закона N 44-ФЗ не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 означенной статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 данной статьи, а именно:
- подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом N 44-ФЗ (за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом).
Поскольку Управление разместило Контракт для подписания 24.02.2022, срок подписания Контракта должен быть установлен не позднее 25.02.2022.
Следовательно, регламентированный Управлением крайний срок подписания Контракта до 23 часов 59 минут 25.02.2022, является правомерным.
А поскольку Общество не подписало Контракт в установленный срок, то в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 51 Закона N 44-ФЗ суды обоснованно расценили данный факт как уклонение от заключения Контракта.
Ввиду изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Судами правильно применены нормы материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы Общества.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 29.06.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2022 по делу N А66-4516/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Партнер" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Судьи |
Н.Н. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций, исходя из предложенной победителем аукциона цены Контракта - 5 000 000 руб., пришли к обоснованному выводу, что сумма в обеспечение Контракта им внесена в меньшем (15 000 руб.), чем необходимо, размере.
Кроме того, согласно части 5 статьи 51 Закона N 44-ФЗ не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 означенной статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 данной статьи, а именно:
- подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом N 44-ФЗ (за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом).
Поскольку Управление разместило Контракт для подписания 24.02.2022, срок подписания Контракта должен быть установлен не позднее 25.02.2022.
Следовательно, регламентированный Управлением крайний срок подписания Контракта до 23 часов 59 минут 25.02.2022, является правомерным.
А поскольку Общество не подписало Контракт в установленный срок, то в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 51 Закона N 44-ФЗ суды обоснованно расценили данный факт как уклонение от заключения Контракта.
...
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2022 по делу N А66-4516/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Партнер" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 февраля 2023 г. N Ф07-22572/22 по делу N А66-4516/2022