07 февраля 2023 г. |
Дело N А26-2197/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Александровой Е.Н., без проведения судебного заседания и вызова сторон кассационную жалобу Министерства экономического развития и промышленности Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.06.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2022 по делу N А26-2197/2022,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экономического развития и промышленности Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2, ОГРН 1031000003198, ИНН 1001041065, (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с индивидуального предпринимателя Минькиной Татьяны Викторовны, ОГРНИП 304100236600130, ИНН 100400586600, о взыскании 155 889,60 руб. субсидии, предоставленной на основании соглашения от 14.08.2020 N 484.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 10.06.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 10.06.2022 и постановление от 10.10.2022, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, отказывая в иске, суды не учли, что предприниматель представила недостоверные сведения о численности работающих (10 человек), нарушила требования пункт 4.3.2 соглашения от 14.08.2020 N 484, не обеспечив достижение показателя результата предоставления субсидии.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьями 286 и 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Министерство и предприниматель Минькина Т.В. заключили соглашение от 14.08.2020 N 484 о предоставлении из бюджета Республики Карелия субсидии на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в целях компенсации части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на арендную плату за пользование помещениями, не относящимися к жилищному фонду.
В соответствии с пунктом 1.1 соглашения предметом соглашения является предоставление из бюджета Республики Карелия в 2020 году субсидии на оплату фактически понесенных расходов за оказанные услуги по аренде помещений, не относящихся к жилищному фонду (договор аренды нежилого помещения от 26.07.2017 N 33, договор аренды нежилого помещения от 01.12.2014 N 19, договор аренды нежилого помещения от 29.04.2011 N 91-АП) (март - май 2020).
Размер субсидии определен в пункте 2.1 соглашения и составил 155 889, 60 руб.
Министерство перечислило названную субсидию платежным поручением от 24.08.2020 N 310910.
Согласно пункту 3.2 соглашения субсидия предоставляется при соблюдении, в том числе, условий принятия получателем обязательств по достижению установленных Министерством в соглашении значений показателей результата предоставления субсидии. В силу пункта 4.3.2 соглашения получатель обязуется обеспечить достижение значений показателей результата предоставления субсидии и соблюдение сроков их достижения, установленных в соответствии с пунктом 4.1.4.1 соглашения.
Поскольку предприниматель в заявлении о предоставлении субсидии в графе "численность работников, которым обеспечено сохранение занятости" указала 10 человек, то приложением N 1 к соглашению установлен показатель результата предоставления субсидии "численность работников, которым обеспечено сохранение занятости или не прекращение индивидуальным предпринимателем своей деятельности (в случае отсутствия работников)", плановым значением результата, показателя установлено "10 работников". Срок, на который запланировано достижение значений показателей результата предоставления субсидии, - 01.01.2021.
Предприниматель 19.01.2021 представил отчет о достижении установленных значений показателей результата предоставления субсидии по состоянию на отчетную дату 01.01.2021.
Министерство провело проверку достижения установленных соглашением значений показателей результата предоставления субсидии по состоянию на 01.01.2021, в ходе которой получило сведения из отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия (письмо от 10.03.2021 N 10-14/1785) о том, что количество застрахованных предпринимателем Минькиной Т.В. работников, в отношении которых должны быть представлены сведения индивидуального персонифицированного учета, составило 0 человек.
Предприниматель представила в Министерство в подтверждение достижения установленных соглашением значений показателей пояснительную записку и договоры оказания услуг, заключенные с индивидуальными предпринимателями.
Министерство посчитало, что договоры оказания услуг с индивидуальными предпринимателями не могут расцениваться в качестве документов, подтверждающих выполнение показателя "численность работников, которым обеспечено сохранение занятости", поскольку индивидуальные предприниматели - исполнители по договорам оказания услуг не вступают в трудовые отношения с работодателем, не находятся под его контролем и не могут быть признаны работниками в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Установив, предприниматель предоставила недостоверную информацию о численности работников в заявлении о предоставлении из бюджета Республики Карелия субсидии и нарушила пункт 4.3.2 соглашения, не обеспечив достижение значения показателя результата предоставления субсидии, Министерство направило Минькиной Т.А. требование от 06.10.2021 N 16369/18-14/МРЭ-и о возврате 155 889,60 руб. субсидии.
Поскольку требование предпринимателем в добровольном порядке не исполнено, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 данной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких оснований судом кассационной инстанции в рассматриваемом случае не установлено.
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться, в том числе, меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В части 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Республики Карелия от 23.07.2018 N 267-П утвержден Порядок предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий на реализацию дополнительных мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - Порядок).
Пунктом 12 Порядка предусмотрено, что комиссия в течение 30 рабочих дней со дня завершения приема документов для участия в конкурсном отборе, отборе:
проверяет соответствие субъектов малого и среднего предпринимательства, а также представленных ими документов для участия в конкурсном отборе, отборе требованиям, установленным настоящим Порядком;
оценивает субъектов малого и среднего предпринимательства, а также представленные ими документы на участие в конкурсном отборе, путем присвоения и последующего суммирования баллов по каждому из критериев оценки, установленных пунктом 14 настоящего Порядка;
оценивает субъектов малого и среднего предпринимательства, а также представленные ими документы на участие в отборе;
принимает решение о победителе конкурсного отбора, отбора, которое оформляется протоколом.
Как указано в пункте 14 Порядка, документы, поданные субъектами малого и среднего предпринимательства, оцениваются по балльной шкале, в том числе по следующим критериям:
г) количество созданных субъектом малого и среднего предпринимательства рабочих мест на дату подачи документов - 10 баллов за каждое созданное рабочее место, но не более 100 баллов.
Согласно пункту 29 Порядка получателю субсидии должно быть отказано в предоставлении субсидии в случае недостоверности представленной получателем субсидии информации.
Суды установили, что предприниматель обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении субсидии от 23.06.2020, в котором в графе "численность работников, которым обеспечено сохранение занятости" указала 10 человек.
Министерство, проверив заявку на получение субсидии, посчитало, что предприниматель соответствует требованиям, установленным Порядком для выдачи субсидии, в том числе не установило недостоверности сведений относительно количества созданных рабочих мест, и приняло решение о выдаче предпринимателю субсидии в размере 155889,60 руб.
Предприниматель 19.01.2021 представила отчет о достижении установленных значений показателей результата предоставления субсидии по состоянию на отчетную дату 01.01.2021, в котором указано плановое значение показателя - 10 и достигнутое значение результата, показателя по состоянию на отчетную дату - 10.
Предприниматель указала, что численность работников, которым обеспечено сохранение занятости, не уменьшилась и составила 10 работников, представив в договоры оказания услуг, заключенные с индивидуальными предпринимателями до подачи заявки на предоставление субсидии.
При оценке данных обстоятельств суды правомерно исходили из того, что в Приложении N 1 к соглашению установлено, что показателем результата предоставления субсидии является численность работников, которым обеспечено сохранение занятости или непрекращение индивидуальным предпринимателем своей деятельности (в случае отсутствия работников). Вместе с тем, вопреки доводам подателя жалобы, положениями Порядка и условиями соглашения не установлено, на основании каких сведений определяется количество работников получателя субсидии, а также каким образом должны быть оформлены отношения между получателем субсидии и занятыми у него лицами (по трудовому договору или гражданско-правовому договору), в связи с чем суды отклонили ссылки Министерства на нормы Трудового кодекса Российской Федерации.
Суды также учли, что при рассмотрении заявки предпринимателя Министерство не отказало в предоставлении субсидии в связи с представлением недостоверных сведений о численности работников ввиду того, что работники привлечены не по трудовым договорам и в отношении них не представлялись сведения о застрахованных лицах, между тем, Министерство имело возможность осуществить проверку соответствия получателя субсидии требованиям, установленным в Порядке.
При таком положении судебные инстанции сочли необоснованными доводы Министерства о нарушении предпринимателем пункта 32 Порядка, выразившемся в недостоверности представленной получателем информации о численности работников в заявлении о предоставлении из бюджета Республики Карелия субсидии, а также пункта 4.3.2 соглашения в части необеспечения достижения значения показателя результата предоставления субсидии. Суды также отметили, что в рассматриваемом случае субсидия была предоставлена не на компенсацию выплаты заработной платы работникам, а на компенсацию фактически понесенных расходов за аренду помещений, не относящихся к жилищному фонду, наличие которых Министерством не оспаривается.
Исходя из того, как в постановлении Правительства Республики Карелия от 23.07.2018 N 267-П определены требования, которым должны соответствовать субъекты малого им среднего предпринимательства для выдачи субсидии, и с учетом представленных предпринимателем документов, свидетельствующих о сохранении показателя занятости в отчетном периоде, суд кассационной инстанции не усматривает оснований не согласиться с выводами судов об отсутствии оснований для возврата субсидии.
Поскольку дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статей 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.06.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2022 по делу N А26-2197/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства экономического развития и промышленности Республики Карелия - без удовлетворения.
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
...
При оценке данных обстоятельств суды правомерно исходили из того, что в Приложении N 1 к соглашению установлено, что показателем результата предоставления субсидии является численность работников, которым обеспечено сохранение занятости или непрекращение индивидуальным предпринимателем своей деятельности (в случае отсутствия работников). Вместе с тем, вопреки доводам подателя жалобы, положениями Порядка и условиями соглашения не установлено, на основании каких сведений определяется количество работников получателя субсидии, а также каким образом должны быть оформлены отношения между получателем субсидии и занятыми у него лицами (по трудовому договору или гражданско-правовому договору), в связи с чем суды отклонили ссылки Министерства на нормы Трудового кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 февраля 2023 г. N Ф07-22705/22 по делу N А26-2197/2022