10 февраля 2023 г. |
Дело N А56-10081/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Сапоткиной Т.И., Сергеевой И.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Александр" Гучинского В.А. (доверенность от 09.01.2023), от администрации муниципального образования "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области Губановой И.В. (доверенность от 09.01.2023), от государственного бюджетного учреждения Ленинградской области "Фонд имущества Ленинградской области" Шапенковой А.А. (доверенность от 09.01.2023),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Александр", администрации муниципального образования "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области и государственного бюджетного учреждения Ленинградской области "Фонд имущества Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2022 по делу N А56-10081/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Александр", адрес: 180002, Псковская обл., Псков, Дачная ул., д. 2, пом. 9, ОГРН 1186027002765, ИНН 6027188054 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации муниципального образования "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, адрес: 188664, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г.п. Токсово, Ленинградское шоссе, д. 55, лит. А, ОГРН 1054700123576, ИНН 4703083488 (далее - Администрация), ООО "Петровский канал", адрес: 194292, Санкт-Петербург, 2-й Верхний пр., д. 10, лит. А, пом. А-242, ОГРН 1217800201431, ИНН 7802919909 (далее - Компания), государственному бюджетному учреждению Ленинградской области "Фонд имущества Ленинградской области", адрес: 188643, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, Всеволожск, Колтушское шоссе, д. 138А, ОГРН 1184704004440, ИНН 4703155189 (далее - Фонд), о признании недействительным аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды земельного участка площадью 17 950 кв.м с кадастровым номером 47:07:0502056:421, расположенного по адресу: Ленинградская обл., г.п. Токсово, Холмистая ул., уч. 42, из земель, государственная собственность на которые не разграничена, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: блокированная жилая застройка, оформленного протоколом о результатах проведения открытого аукциона по лоту от 21.01.2022, а также признании недействительным заключенного между Администрацией и Компанией по результатам аукциона договора аренды.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Агентство по государственному заказу Республики Татарстан, адрес: 420021, Республика Татарстан, г. Казань, Московская ул., д. 55, пом. 510, ОГРН 1171690094630, ИНН 1655391893 (далее - Агентство), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, адрес: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, д. 138А, ОГРН 1184704004440, ИНН 4703155189 (далее - Управление Росреестра).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.05.2022 иск удовлетворен.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2022 данное решение оставлено без изменения.
В кассационных жалобах Администрация и Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просят отменить решение от 14.05.2022 и постановление от 26.09.2022, принять новый судебный акт - о прекращении производства по делу.
Администрация считает, что суды при рассмотрении дела не применили положения пункта 4 статьи 73 и пункта 4 статьи 75 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ); полагает, что Общество не приняло все необходимые меры, в том числе путем обращения к организатору торгов за разъяснениями аукционной документации, для обеспечения своего участия в аукционе; указывает на правомерность отклонения поданной Обществом заявки по мотиву непредставления им необходимых для участия в торгах документов в соответствии с положениями подпункта 1 пункта 8 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
По мнению Фонда, оснований для признания недействительными несостоявшихся торгов у судов не имелось, права Общества в случае удовлетворения иска не могут быть восстановлены.
Общество в своей кассационной жалобе просит изменить мотивировочные части решения от 14.05.2022 и постановления от 26.09.2022, дополнив их выводами о незаконности проведения аукциона в электронной форме, а также о невозможности реализовывать муниципальную услугу по предоставлению гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Токсовское городское поселение" и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на торгах без соответствующего административного регламента.
В судебном заседании представители Общества, Администрации и Фонда поддержали доводы своих кассационных жалоб.
Иные участвующие в деле лиц извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалоб.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 24.12.2021 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте https://www.torgi.gov.ru/ было опубликовано извещение N 241221/27739767/11 о проведении 24.01.2022 в 12 час. 00 мин. торгов в форме открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 47:07:0502056:421 площадью 17 950 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: блокированная жилая застройка, из земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Токсовское городское поселение, гл. Токсово, Холмистая ул., уч. 42.
Организатором торгов согласно извещению является Фонд.
Аукцион проводился на основании постановления Администрации от 15.12.2021 N 744.
Согласно извещению заявку на участие в аукционе можно было подать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте: http://sale.zakazrf.ru/, раздел Реализация имущества Агентства в период с 24.12.2021 года с 12 час. 00 мин. (МСК) до 20.01.2022 в 16 час. 00 мин. (МСК).
Порядок приема заявок на аукцион в электронной форме, в том числе порядок регистрации на электронной площадке осуществлялся в соответствии с Регламентом функционирования электронной площадки.
Как указано в извещении, заявка на участие в аукционе подается путем заполнения ее электронной формы, размещенной в открытой для доступа неограниченного круга лиц части электронной площадки, с приложением электронных образов документов, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации: 1) заявка на участие в аукционе по установленной форме в документации на проведение аукциона в электронной форме; 2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан); 3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 4) документы, подтверждающие внесение задатка.
В случае если от имени заявителя действует его представитель по доверенности, к заявке должна быть приложена такая доверенность.
Размер задатка составляет 2 575 000 руб.
Общество, приняв решение об участии в аукционе, вместе с тем не смогло подать заявку на участие в торгах по приведенной в аукционной документации форме, в связи с чем подало заявку на участие в аукционе по форме согласно приложению N 3 к административному регламенту "Предоставления муниципальной услуги "Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в собственности МО "Токсовское городское поселение", на торгах", утвержденному постановлением Администрации от 13.11.2017 N 368 (далее - Регламент).
Платежным поручением от 18.01.2022 N 3 Обществом внесен задаток в размере 2 575 000 руб.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от 21.01.2022 в установленный в сообщении срок были поданы заявки от трех заявителей, в том числе от Общества.
Общество и еще один заявитель не были допущены к участию в аукционе по причине непредставления заявки на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме (подпункт 1 пункта 8 статьи 39.12 ЗК РФ).
В соответствии с названным протоколом аукцион признан несостоявшимся по причине допуска до участия в нем лишь одного заявителя - Компании.
В связи с изложенным 01.02.2022 договор аренды земельного участка был заключен Администрацией с Компанией.
Общество, полагая, что форма заявки на участие в аукционе и порядок ее заполнения не соответствовали Регламенту, противоречили требованиям законодательства, обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
В обоснование своих доводов Общество также сослалось на то, что при рассмотрении дела А56-53896/2021 судами была дана оценка содержания инструкции по заполнению заявки, и в частности, было указано, что "содержание и форма Инструкции по заполнению заявки на участие в торгах действительно лишено логики, структурированности (сплошной текст на нескольких листах без отступов и абзацев), последовательности (хаотично разбросанные номера строк, граф, сведений типа...) и способно ввести в заблуждение потенциального участка торгов, спровоцировав его на совершение ошибок при заполнении заявки".
Указывая, что сформулированные таким образом требования к заявке привели к нарушению его прав, выразившемуся в недопуске его к участию в торгах, Общество просило признать торги недействительными на основании пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по мотиву необоснованного отклонения заявок участников торгов, в том числе и истца.
Суды первой и апелляционной инстанций признали требования Общества обоснованными и удовлетворили иск.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 того же Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы: 1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка; 2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан); 3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 4) документы, подтверждающие внесение задатка (пункт 1 статьи 39.12 ЗК РФ).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.12 ЗК РФ заявитель не допускается к участию в аукционе в том числе в случае непредставления им необходимых для участия в аукционе документов или представления им недостоверных сведений.
В аукционной документации к спорным торгам указано, что заявителю необходимо заполнить указанную заявку в соответствии с инструкцией по заполнению формы N 1.
Проанализировав содержание этой инструкции, представляющей собой сплошной текст на 46 листах без выдела абзацев и каких бы то ни было разделов, состоящий из указанных в разнобой под соответствующими номерами сведений с рекомендациями по их предоставлению заявителем, суды пришли к выводу, что она не позволяет однозначно определить требования организатора торгов и порядок заполнения соответствующей формы.
При этом суды установили, что Общество со своей стороны осуществило все зависящие от него меры, направленные на участие в торгах, в том числе направило заявку на участие в них по форме согласно приложению N 3 к административному Регламенту, а также перечислило задаток.
Исходя из установленных при рассмотрении дела обстоятельств суды правомерно посчитали, что в данном случае последствием необеспечения организатором торгов ясности и определенности в правилах заполнения формы заявки на участие в торгах явилось формальное отклонение заявок участников торгов, в том числе - Общества; формальное несоответствие заявки установленному требованию аукционной документации, которое не отвечает принципам ясности и определенности, не может являться безусловным основанием для отклонения заявки участника.
Поскольку указанные обстоятельства привели к недопуску Общества к участию в торгах, суды пришли к верному выводу о наличии в данном случае оснований для признания торгов, а равно и заключенного по их результатам договора, недействительными в соответствии со статьей 449 ГК РФ.
Доводы Администрации о незаконности обжалуемых судебных актов со ссылкой на неприменения судами положений Закона N 44-ФЗ несостоятельны, поскольку названным нормативным актом вопросы проведения торгов на право заключения договора аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, не регламентированы.
Аргумент Фонда относительно невозможности признания недействительными несостоявшихся торгов отклоняется судом кассационной инстанции.
По смыслу пункта 5 статьи 447 ГК РФ и пункта 19 статьи 39.12 ЗК РФ признание торгов несостоявшимися является результатом проведения таких торгов. Будучи проведенными с нарушением установленных правил (статьи 449 ГК РФ) такие торги могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица.
Применительно к доводам кассационной жалобы Общества суд кассационной инстанции отмечает следующее.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" (далее - Обзор), иск о признании публичных торгов недействительными, заявленный лицом, права и законные интересы которого не были нарушены вследствие отступления от установленного законом порядка проведения торгов, не подлежит удовлетворению.
При рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов (пункт 5 Обзора).
В данном случае нарушения прав Общества было обусловлено необоснованным отклонением поданной им заявки, а не электронной формой проведения аукциона. При таком положении оснований считать нарушенными права Общества именно вследствие использования электронной формы проведения торгов у судов не имелось.
Вопросы утверждения органами местного самоуправления административных регламентов осуществления ими тех или иных полномочий не относятся к предмету спора по настоящему делу.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационные жалобы не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2022 по делу N А56-10081/2022 оставить без изменения, а кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Александр", администрации муниципального образования "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области и государственного бюджетного учреждения Ленинградской области "Фонд имущества Ленинградской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу пункта 5 статьи 447 ГК РФ и пункта 19 статьи 39.12 ЗК РФ признание торгов несостоявшимися является результатом проведения таких торгов. Будучи проведенными с нарушением установленных правил (статьи 449 ГК РФ) такие торги могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица.
...
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" (далее - Обзор), иск о признании публичных торгов недействительными, заявленный лицом, права и законные интересы которого не были нарушены вследствие отступления от установленного законом порядка проведения торгов, не подлежит удовлетворению.
При рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов (пункт 5 Обзора)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 февраля 2023 г. N Ф07-20814/22 по делу N А56-10081/2022
Хронология рассмотрения дела:
10.02.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-20814/2022
26.09.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19631/2022
14.05.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-10081/2022
25.04.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5911/2022