17 февраля 2023 г. |
Дело N А26-5827/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от индивидуального предпринимателя Билькова Сергея Геннадьевича Билык О.В. (доверенность от 20.10.2022), от общества с ограниченной ответственностью "Карельский экологический оператор" Тузовой Ю.Л. (доверенность от 09.12.2022) (до перерыва), от Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Карелия Антонова Д.С. (доверенность от 02.02.2023) (до перерыва), Гнетовой Е.Г. (удостоверение от 24.01.2020) (после перерыва),
рассмотрев 06-13.02.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Билькова Сергея Геннадьевича на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.07.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2022 по делу N А26-5827/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Карельский экологический оператор" (ранее, до изменения наименования - ООО "Автоспецтранс", далее - ООО "АСТ", адрес: 185034, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Онежской флотилии, д. 26, оф. 22, ОГРН 1141001044788, ИНН 1001291523 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к индивидуальному предпринимателю Билькову Сергею Геннадьевичу, ОГРНИП 304100108500273, ИНН 100101255664 (далее - Предприниматель), о взыскании 1 770 381 руб. 26 коп. задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 01.06.2018 по 28.10.2019, 35 191 руб. 14 коп. пени за несвоевременную оплату оказанных услуг, начисленных за период с 11.12.2019 по 31.03.2022 (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия Гнетова Елена Георгиевна, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ф. Энгельса, д. 4, каб. 32-33 (1 этаж).
Решением суда первой инстанции от 11.07.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 03.10.2022, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе (с учетом дополнений) Предприниматель просит отменить состоявшиеся судебные акты и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что дополнительное соглашение от 29.10.2021 N 3 не может быть признано заключенным, поскольку в адрес Предпринимателя не поступало и им не подписывалось. Наличие контейнера у ответчика объемом 1,1 куб.м подтверждает сам истец. Объем услуг, предъявляемый ответчику, не подтвержден документально. Вывоз мусора осуществлялся в штатном режиме и продолжает оплачиваться в соответствии с условиями договора. Услуги оказывались субподрядными организациями, однако судами не было принято решение о привлечении данных организаций в качестве третьих лиц и истребовании у них доказательств в подтверждение оказания услуг ответчику в спорный период. Кроме того, суд отказал ответчику в удовлетворении ходатайства о допросе свидетелей. Ответчик неоднократно указывал, что отдельно складировал, а потом продавал макулатуру и полиэтиленовую пленку (V класс отходов). Произведенный истцом расчет долга не может быть признан корректным, поскольку произведен по нормативу для категории "промтоварный магазин" применительно ко всей площади объекта 4699, 90 кв.м и исходя из вида деятельности (функционального назначения), неправомерно примененного в расчете ко всем объектам. Суды не приняли во внимание, что на Общество распространяются требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ими не дана надлежащая оценка доводам ответчика и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Карелия. Судами не дана оценка доводам отзывов и дополнений ответчика и третьего лица, неприобщенные к материалам дела документы не возвращены ответчику и в материалах дела отсутствуют. Выставляя в более поздний период, новый счет и акт с суммами, в десятки раз превышающими первоначальные, истец злоупотребляет своими правами. К участию в деле в качестве третьих лиц должны быть привлечены Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее - Минстрой РК), Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия, поскольку обжалуемые судебные акты нарушают права и интересы данных лиц.
В судебном заседании 06.02.2023 был объявлен перерыв до 13.02.2023.
В судебном заседании представитель Предпринимателя поддержала доводы кассационной жалобы (с учетом дополнений), представитель Общества просила оставить кассационную жалобу без удовлетворения по мотивам письменных пояснений. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия и ее представитель поддержали доводы Предпринимателя по мотивам отзыва на кассационную жалобу.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "АСТ" (прежнее наименование истца), являясь единым региональным оператором по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО на территории Республики Карелия, осуществляет свою деятельность с 01.05.2018 на основании заключенного (по результатам конкурса) с Минстроем РК соглашения от 19.02.2018 об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Карелия (далее - Соглашение).
Тариф на оплату коммунальной услуги по обращению с ТКО утвержден постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 25.04.2018 N 29.
Предложение регионального оператора о заключении договоров по обращению с ТКО и текст типового договора (публичная оферта) были размещены 01.03.2018 в официальном печатном издании Республики Карелия - газете "Карелия" (за N 12 (2837)). Указанное предложение было также опубликовано на официальном сайте ООО "АСТ" http://rotko10.ru/ 23.03.2018 за номером 1794 и одновременно размещена информация о тарифе регионального оператора по обращению с ТКО.
Поскольку ответчику принадлежит помещение общей площадью 4699,9 кв. м, расположенное по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, Повенецкая ул., д. 16 пом. 2, и, как следствие, он являлся потребителем услуг истца, сопряженных с обращением ТКО, истец начислил ответчику плату за данные услуги (применив порядок расчета платы по нормативу накопления) за период с июня 2018 года по 28 октября 2019 года (включительно) в общем размере 1 770 381 руб. 26 коп., выставил счета, счета-фактуры и акты на их оплату.
Поскольку ответчик оплату услуг полностью не произвел, истец обратился в суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили исковые требования.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В связи с принятием Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ) на территории Российской Федерации деятельность по обращению с ТКО осуществляется региональными операторами.
Общество на основании Соглашения является региональным оператором по обращению с ТКО с 01.05.2018 сроком на 10 лет.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами; статус регионального оператора присваивается на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с их собственниками, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
В соответствии с частью 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать их в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу части 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В силу части 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ними в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов их накопления. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Согласно пункту 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО;
б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
При расчете стоимости услуг по Договору Общество исходило из того, что учет ТКО осуществлялся на основании утвержденных нормативов накопления ТКО и документов
Порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО регулируются Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), разделом I(1) которых урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Пунктом 4 Правил N 1156 установлено, что региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ними.
Обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ними, заключенных с потребителями.
На основании пункта 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I.1 названных Правил.
Согласно пункту 8(11) указанных Правил потребитель (собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо), в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить один экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Как указано в пункте 8(15) Правил N 1156, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) названных Правил, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) названных Правил.
В силу пункта 8(18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по их обращению оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
При этом под потребителем в Правилах N 1156 понимают собственника ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ними.
Заключение договора с региональным оператором является обязанностью потребителя, реализуемой им в силу закона самостоятельно путем направления соответствующей заявки, рассматриваемой в ограниченные сроки.
Как установлено судами, 14.08.2019 Предпринимателем в адрес ООО "АСТ" была направлена заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, на основании которой сторонами в дальнейшем был заключен договор N 002-2621 ACT на оказание услуг по обращению с ТКО, с протоколом разногласий к договору от 06.09.2019 N 002-2621 ACT и протоколом урегулирования разногласий от 30.09.2019.
Сторонами заключено дополнительное соглашение от 07.10.2019 N 1 к договору, согласно которому стороны согласовали дату начала оказания услуг 01.05.2018, изменив срок действия договора на срок с 01.05.2018 по 31.12.2021.
По адресу: г. Петрозаводск, Повенецкая ул., д. 16, лит. 2 распложен оптово - розничный комплекс. Площадь помещений в пользовании ответчика составляет 4699,90 кв.м.
Ответчик настаивает, что истец не осуществлял вывоз ТКО в период с 01.05.2018 по 31.10.2019. Вместе с тем судами отмечено, что для реализации обязанности по оказанию услуги по транспортированию отходов на территории Петрозаводского городского округа Республики Карелия региональным оператором по результатам электронного аукциона был заключен договор на оказание услуг по транспортированию ТКО от 28.04.2018 N 15 аэф-18/223 с обществом с ограниченной ответственностью "Экоград - Петрозаводск" за период с 01.05.2018 по 31.12.2018. Указанный оператор по транспортированию осуществлял вывоз ТКО в 2018 году с муниципальной контейнерной площадки N 3075, расположенной по адресу: г. Петрозаводск, ул. Лизы Чайкиной, д. 24, как и с других муниципальных контейнерных площадок, расположенных рядом с ул. Повенецкая, д. 16, о чем представлены подписанные акты оказанных услуг.
С учетом условий договора от 28.04.2018 N 15 аэф-18/223 о 3-х месячном сроке хранения видеоматериалов с видеорегистраторов суды отметили, что для подачи жалобы потребителями на нарушение исполнителями графика вывоза отходов или их невывоз указанный срок хранения видеоматериалов является достаточным. Учитывая, что добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается, и что ответчик в порядке, установленном пунктами 16 и 20 договора, не заявлял за период с мая 2018 года по октябрь 2019 года о выявленных нарушениях в работе регионального оператора, оснований полагать, что истец не исполнял обязательства перед ответчиком не имеется.
Суды отклонили ссылки ответчика на вывоз ТКО в спорном периоде со спорного места иной организацией.
Поскольку ответчик не направил соответствующие жалобы в июне 2018 года и в июле 2018 года и в последующие месяцы 2018 года, а также период с января 2019 года по октябрь 2019 года о неосуществлении вывоза отходов за указанные периоды, в то время как Предприниматель осуществлял деятельность и производил данные отходы, доводы ответчика о том, что истец не осуществлял вывоз отходов, признан судами двух инстанций несостоятельным.
Как следует из материалов дела, ответчик о некачественном оказании услуги сообщил истцу лишь 18, 23, 30 октября 2019 года с заявлениями о том, что у него не происходит вывоз мусора. Доказательства того, что истец в спорный период не осуществлял деятельность по вывозу ТКО с муниципальных контейнерных площадок, в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
Факт оказания услуг истцом в спорный период признан судом доказанным на основе совокупности представленных доказательств.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 14.09.2021 N 306-ЭС21-8811, указание в статье 24.6 Закона N 89-ФЗ о том, что региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, само по себе не исключает возможности представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг (статья 65 АПК РФ), подлежащих оценке при рассмотрении спора, равно не исключает и необходимость проверки судом заключения потребителем договора о вывозе ТКО с иным лицом в обход закона с целью уклонения от оплаты стоимости соответствующих услуг, размер которых определен нормативно.
Складирование ТКО должно производиться в специализированный контейнер. Судами установлено, что Предприниматель предоставил контейнер 1,1 куб.м, который не подходил для вывоза отходов, отсутствуют также допустимые доказательства, свидетельствующие о том, что складирование ТКО осуществлялось именно в "выкотной" контейнер и именно из него осуществлялся сбор и транспортировка ТКО.
В то же время в соответствии со статьей 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Размещение контейнера для накопления ТКО в помещении не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно выводам судов двух инстанций контейнер объемом 0,8 куб.м был установлен Предпринимателем только 29.10.2019 на контейнерной площадке по ул. Повенецкая, д. 16. Расчет задолженности произведен исходя из установленных нормативов накопления ТКО (до установки в октябре 2019 года специализированного контейнера). Ответчиком в материалы дела не представлены согласованные до указанного момента с региональным оператором или его контрагентами место установки контейнера, график вывоза из него ТКО.
Нормативы накопления ТКО на территории Республики Карелия утверждены приказом Минстроя РК от 23.03.2018 N 81, согласно приложению которого для предприятий торговли установлены следующие нормативы, в том числе: промтоварный магазин - 0,501 куб.м/год, 32,356 кг/год. При этом расчетной единицей, в отношении которой устанавливается норматив накопления ТКО, является 1 кв.м общей площади. В расчете иска использована общая площадь объекта ответчика согласно данным государственного реестра и осуществляемая им деятельность (категория предприятий торговли, к которой фактически относится его сфера деятельности). Расчет задолженности проверен судами и признан верным.
Согласно пункту 22 договора в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Расчет неустойки за период с 11.12.2019 по 31.03.2022 проверен судом.
Доводы непривлечении к участию в настоящем деле иных лиц не указывают о принятии обжалуемых судебных актов в отношении их субъективных прав и обязанностей по отношению к сторонам спора.
Необходимость допроса свидетелей определяется судом первой инстанции в каждом конкретном случае, в том числе исходя из подлежащих выяснению обстоятельств, противоречивости доказательств, возможности и допустимости их устранения именно показаниями свидетеля.
Ссылки ответчика на невыдачу документов из дела не относятся к проверке законности судебного решения.
Таким образом, обжалуемые судебные акты являются по существу правильными, нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено, оценка доказательств произведена с учетом требований статей 65-71 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи.
Доводы кассационной жалобы сводятся к необходимости иной оценки представленных в дело доказательств. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.07.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2022 по делу N А26-5827/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Билькова Сергея Геннадьевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Складирование ТКО должно производиться в специализированный контейнер. Судами установлено, что Предприниматель предоставил контейнер 1,1 куб.м, который не подходил для вывоза отходов, отсутствуют также допустимые доказательства, свидетельствующие о том, что складирование ТКО осуществлялось именно в "выкотной" контейнер и именно из него осуществлялся сбор и транспортировка ТКО.
В то же время в соответствии со статьей 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Размещение контейнера для накопления ТКО в помещении не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 февраля 2023 г. N Ф07-22385/22 по делу N А26-5827/2021