10 марта 2023 г. |
Дело N А56-35016/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
при участии от публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" Абрамовой Д.И. (доверенность от 20.07.2022 N 144-22),
рассмотрев 09.03.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.07.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2022 по делу N А56-35016/2022,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго", адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д.1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209, (далее - ПАО "Россети Ленэнерго", Общество,) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д.13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361, (далее - УФАС, Управление) от 16.03.2022 по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-323/2022 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 600 000 руб. штрафа.
Решением суда от 08.07.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.10.2022, оспариваемое постановление УФАС изменено в части назначенного Обществу административного наказания; размер штрафа снижен судом до 300 000 руб.
В кассационной жалобе ПАО "Россети Ленэнерго" просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на объективные причины, препятствующие своевременному размещению в личном кабинете информации, предусмотренной пунктом 105 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861, Правила). Кроме того, в виду обстоятельств дела податель жалобы также полагает, что судами необоснованно исключено применение статьи 2.9 КоАП РФ, признание рассматриваемого правонарушения малозначительным.
Представители УФАС, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, УФАС в ходе проверки жалобы Джафарова Фуада Намика оглы (вх N 12209 от 08.10.2021) по факту его обращения в ПАО "Россети Ленэнерго" 25.08.2021 для заключения договора о технологическом присоединении в отношении энергопринимающего устройства (ЭПУ), расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, массив Лемболово, кадастровый номер 47:07:015700:546 (заявке присвоен номер 21-052063) в рамках административного расследования выявило, что сетевая организация в нарушение пункта 105 Правил N 861 в установленный законом срок (в нашем случае - до 09.09.2021) не разместила на своем официальном сайте условия типового договора, счет, технические условия и инструкцию. Фактически такая информация была размещена только 27.10.2021.
По данному факту, Управлением в отношении Общества составлен протокол от 21.02.2022 N 047/04/9.21-323/2022 об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а постановлением УФАС от 16.03.2022 N 047/04/9.21-323/2022 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения согласно названной квалификации; ему назначено административное наказание в виде 600 000 руб. штрафа.
Не согласившись с означенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о доказанных административным органом событии и составе вмененного Обществу административного правонарушения. Суды не установили существенных нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности, а равно оснований для признания правонарушения малозначительным, освобождения общества от административной ответственности согласно статье 2.9 КоАП РФ.
Вместе с тем суды сочли возможным применение в данном случае положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и снижение назначенного Обществу административного штрафа до 300 000 руб.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении нормам материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 4 статьи 210, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 210, 211 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (пункт 3 Правил N 861).
Согласно пункту 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил.
Как предусмотрено пунктом 105 Правил N 861, в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или едином портале (в случае обеспечения сетевой организацией, в которую подается заявка, возможности реализации прав и обязанностей заявителей, возникающих в ходе осуществления процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, с использованием единого портала) в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя): условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей; счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил; технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию); инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
В данном случае судами установлено, что вопреки требованиям пункта 105 Правил N 861 Общество не разместило в установленный срок на своем официальном сайте условия типового договора, счет, технические условия и инструкцию, направив 06.09.2021 обратившемуся к нему лицу письмо N ЭСКЛ/16-01/14092 с рекомендацией обратиться по вопросу технологического присоединения его энергопринимающего устройства к ТСН "Лемболовские просторы-1". При этом, надлежащих доказательств, подтверждающих нахождение земельного участка с кадастровым номером 47:07:015700:546 в границах ТСН "Лемболовские просторы-1", в дело не представлено.
Повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Квалификация УФАС и судами совершенного Обществом административного правонарушения как повторного (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ) обусловлена обстоятельствами дела, имеющимися в деле доказательствами; в рамках кассационного производства повторность деяния не оспаривается.
Объективных причин для признания Общества (как профессионального и сильного субъекта в рамках исследованных правоотношений) невиновным у судов не имелось; нарушение Обществом пункта 105 Правил связано с непринятием им всех разумных и адекватных мер к своевременному размещению необходимой для подателя заявки информации.
Критическая оценка судами доводов Общества о наличии объективных причин, препятствующих своевременному размещению в личном кабинете информации, предусмотренной пунктом 105 Правил отвечает материалам дела, основана на объективном исследовании материалов дела, которыми подтверждается, что приложенное к заявке гражданина письмо администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" содержало информацию об отсутствии территории у ТСН "Лемболовские просторы-1".
Вывод судов о наличии события и состава вмененного Обществу правонарушения основаны на требованиях статей 1.5, 2.1, 9.21 КоАП РФ, критериях виновности юридического лица как коллективного субъекта права, обладающего иными, нежели физическое лицо, возможностями для соблюдения требований публичного правопорядка.
Назначенное Обществу и измененное судами административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ и согласуется с принципами законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Довод Общества о малозначительности правонарушения (со ссылкой на незначительность просрочки опубликования информации и отсутствие негативных последствий) надлежащим образом оценен и отклонен судами, поскольку никаких исключительных обстоятельств совершения настоящего правонарушения, свидетельствующих о малозначительности содеянного, в материалы дела не представлено. Суды мотивированно исключили возможность применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ, в виду неоднократного совершения правонарушения.
Суды правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.07.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2022 по делу N А56-35016/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вывод судов о наличии события и состава вмененного Обществу правонарушения основаны на требованиях статей 1.5, 2.1, 9.21 КоАП РФ, критериях виновности юридического лица как коллективного субъекта права, обладающего иными, нежели физическое лицо, возможностями для соблюдения требований публичного правопорядка.
Назначенное Обществу и измененное судами административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ и согласуется с принципами законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Довод Общества о малозначительности правонарушения (со ссылкой на незначительность просрочки опубликования информации и отсутствие негативных последствий) надлежащим образом оценен и отклонен судами, поскольку никаких исключительных обстоятельств совершения настоящего правонарушения, свидетельствующих о малозначительности содеянного, в материалы дела не представлено. Суды мотивированно исключили возможность применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ, в виду неоднократного совершения правонарушения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 марта 2023 г. N Ф07-23601/22 по делу N А56-35016/2022