22 марта 2023 г. |
Дело N А56-28077/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Бобарыкиной О.А. и Пастуховой М.В.,
при участии от Федерального казенного предприятия "Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" Зубко В.М. (доверенность от 26.12.2022) и Борисенко Т.Н. (доверенность от 06.07.2022), от Комитета по тарифам Санкт-Петербурга Власова А.А. (доверенность от 28.12.2022), от публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" Леонтьевского В.А. (доверенность от 03.08.2021), Целикова Д.В. (доверенность от 18.10.2021),
рассмотрев 22.03.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного предприятия "Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2022 по делу N А56-28077/2020,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное предприятие "Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации", адрес: 197342, Санкт-Петербург, ул. Торжковская, д. 5, ОГРН 1037832047384, ИНН 7814148129 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по тарифам Санкт-Петербурга, адрес: 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 14/52, лит. А, ОГРН 1037851017973, ИНН 7826692894 (далее - Комитет), и после уточнения требований просило признать незаконным решение Комитета о несоответствии заявителя критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, изложенного в извещении от 30.12.2019 N 01-14-3441/19-0-1 об отсутствии оснований для установления тарифов (далее - решение Комитета от 30.12.2019).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго", адрес: 197227, Санкт-Петербург, ул. Гаккелевская, д. 21, лит. А, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - Ленэнерго), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, адрес: 127051, Москва, ул. Садовая-Самотечная, д. 10, стр. 1, ОГРН 1127746554320, ИНН 7707780887 (далее - Министерство).
Решением суда от 27.10.2021 заявление удовлетворено: решение Комитета от 30.12.2019 признано недействительным; с Комитета в пользу Предприятия взыскано 253 000 руб. судебных расходов.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2022 решение суда от 27.10.2021 отменено, в удовлетворении заявления отказано; с Предприятия в пользу Ленэнерго взыскано 601 500 руб. судебных расходов.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит постановление от 31.10.2022 отменить, а решение суда первой инстанции от 27.10.2021 оставить в силе.
Податель жалобы не согласен с произведенной судом апелляционной инстанции оценкой доказательств, полагает, что заключение судебной экспертизы, полученное в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, является обоснованным, достоверным и объективным. По мнению Предприятия, суд апелляционной инстанции необоснованно, без указания причин не принял во внимание указанное заключение, назначил проведение повторной экспертизы и руководствовался ее выводами. Предприятие отмечает, что заключение повторной экспертизы имеет ряд недостатков.
В отзывах на кассационную жалобу Комитет и Ленэнерго просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представители Предприятия поддержали доводы, приведенные в жалобе, а представители Комитета и Ленэнерго с ними не согласились.
Министерство уведомлено о месте и времени рассмотрения дела, однако представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность постановления апелляционного суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие является владельцем объектов электросетевого хозяйства, не обладающим статусом территориальной сетевой организации.
Предприятие обратилось в Комитет с заявлением от 15.11.2019 N 1204, расчетными и обосновывающими материалами для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Предприятия на территории Санкт-Петербурга на 2020 год.
Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям утверждены постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" (далее - Критерии).
По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов решением Комитета от 30.12.2019 Предприятию отказано в установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2020 год в связи с несоответствием Предприятия следующему критерию отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям:
- владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 Критериев, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше; 35 кВ; 1 - 20 кВ; ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи.
Не согласившись решением Комитета от 30.12.2019, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление Предприятия, указав, что представленные им документы достаточны для установления тарифов; Предприятие соответствует требованиям пунктов 1 и 2 Критериев.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявления, придя к обратным выводам.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы Общества, кассационная инстанция приходит к следующему.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 23.1 названного Закона цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, подлежат государственному регулированию.
Правительство Российской Федерации утверждает правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе, сроки рассмотрения вопроса об их установлении, исчерпывающий перечень представляемой документации, порядок проведения обязательной экспертизы предложений и коллегиального принятия решений (пункт 1 статьи 24 Закона N 35-ФЗ).
Основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике определены Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила N 1178).
Согласно пункту 24 Правил N 1178 основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Пунктом 1 Критериев (в редакции, относящейся к спорному периоду) предусмотрено, что юридическое лицо должно владеть на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА.
В соответствии с пунктом 2 Критериев юридическое лицо должно владеть на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 Критериев, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше; 35 кВ; 1 - 20 кВ; ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи.
В целях подтверждения соответствия указанным Критериям Предприятие приложило к заявлению об установлении индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год предусмотренную подпунктом 16 пункта 17 Правил N 1178 схему соединений электрической сети с обозначением трансформаторных и иных подстанций, а также линий электропередачи, документы, подтверждающие соответствие Предприятия Критериям.
На основе анализа представленных документов Комитет установил несоответствие Предприятия пункту 2 Критериев, позволяющих отнести его к территориальной сетевой организации.
Суд первой инстанции по ходатайству заявителя назначил судебную экспертизу, проведение которой поручил экспертам общества с ограниченной ответственностью "Центр Энергосбережения" (далее - Центр).
Согласно экспертному заключению Центра представленные Предприятием в Комитет документы являются достаточными для установления тарифов на 2020 год, они подтверждают соответствие Предприятия пунктам 1 и 2 Критериев.
Назначая по ходатайству Ленэнерго проведение повторной экспертизы, суд апелляционной инстанции руководствовался частями 1 и 2 статьи 87 АПК РФ и тем обстоятельством, что именно Центр на основании контракта с Предприятием подготовил обосновывающие материалы по расчету тарифов на передачу электрической энергии в электрических сетях Предприятия, а также сформировал комплект документов, необходимых для расчета тарифа по передаче электроэнергии (мощности).
Согласно заключению повторной экспертизы, которую провели эксперты Федерального государственного автономного образовательного учреждения Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" в лице Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей, представленные Предприятием в Комитет документы не подтверждают соответствие заявителя пункту 2 Критериев. Данный вывод о несоответствии обоснован тем, что Предприятие на праве оперативного управления владеет линиями электропередачи общей протяженностью 46 403 м только одного класса напряжения - 110 кВ, в то время как необходимо владеть линиями электропередачи общей протяженностью не менее 15 км, не менее 2 из проектных номинальных классов напряжения, поименованных в пункте 2 Критериев.
Заключение эксперта является одним из доказательств по делу, не имеет заранее установленной силы, не носит обязательного характера и подлежит исследованию и оценке судом наравне с другими представленными доказательствами.
Изучив заключение повторной экспертизы, получив ответы экспертов на поставленные заявителем дополнительные вопросы, выслушав пояснения эксперта Трегубова А.И. в режиме веб-конференции, суд апелляционной инстанции признал заключение повторной экспертизы допустимым доказательством, подтверждающим правомерность принятого Комитетом оспариваемого решения.
Указание экспертами в заключении на то, что в заявке Предприятием указаны линии электропередач суммарной протяженностью 15 400 м, не имеющие инвентарных карточек, по которым они числились бы как самостоятельный объект, не повлияло на выводы экспертов об определении общей протяженности линий электропередачи. Протяженность линий определялась экспертами на основании актов разграничения балансовой принадлежности и анализа представленной в материалы дела нормальной схемы электрических соединений с учетом того, какое электросетевое оборудование Предприятия используется для передачи электроэнергии потребителям, то есть для ведения регулируемой деятельности.
Согласно пункту 24 Правил N 1178 в случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев, которым такое юридическое лицо не соответствует).
Признав правомерным отказ Комитета в установлении индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год ввиду несоответствия Предприятия критериям отнесения к территориальным сетевым организациям, предусмотренным в пункте 2 Критериев, суд апелляционной инстанции обоснованно отказал Предприятию в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция считает, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено. В связи с этим основания для отмены постановления и удовлетворения кассационной жалобы Предприятия отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2022 по делу N А56-28077/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федерального казенного предприятия "Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.