27 марта 2023 г. |
Дело N А13-6831/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Корабухиной Л.И., Соколовой С.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области Дейнека Н.И. (доверенность от 21.04.2022 N 12),
рассмотрев 27.03.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Абиогрупп" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 21.09.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2022 по делу N А13-6831/2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Абиогрупп", адрес: 162550, Вологодская обл., Шекснинский р-н, территория индустриальный парк "Шексна", стр. 2, ОГРН 1083525006949, ИНН 3525204352 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области, адрес: 162603, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Краснодонцев, д. 3, ОГРН 1043500647277, ИНН 3523011972 (далее - Инспекция), от 16.03.2022 N 485 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Партнер", адрес: 162606, Вологодская обл., г. Череповец, пр. Победы, д. 22, ОГРН 1143528009712, ИНН 3528218586 (далее - ООО "Партнер").
Решением суда первой инстанции от 21.09.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.12.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 21.09.2022 и постановление от 06.12.2022 и принять по данному делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы заявляет, что Общество соответствует всем критериям, предъявляемым Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), следовательно, имеет право на применение пониженных тарифов при уплате страховых взносов. По мнению Общества, при рассмотрении дела суды не приняли во внимание изменения (продление) сроков проведения годовых общих собраний акционерных обществ и изменение сроков представления сведений, предусмотренных Законом N 209-ФЗ. Как указывает заявитель, изменения в законодательство об акционерных обществах в части предельных сроков проведения ежегодных годовых собраний акционеров позволили Обществу провести собрание позднее ранее установленного срока, что повлекло изменение срока принятия решения о проведении общего годового собрания и даты формирования списка лиц, имеющих право на участие в общем годовом собрании акционеров. Однако регистраторы акционерных обществ, в которых было принято решение о проведении собраний позднее ранее установленной даты, лишились возможность представить сведения, предусмотренные Законом N 209-ФЗ в установленный срок. В данном случае ООО "Партнер" - регистратор, ведущий реестр акционеров Общества в соответствии с пунктом 6.1 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ, не смогло представить необходимые сведения для единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр МСП) в срок до 05.07.2022. По мнению подателя жалобы, в данном случае имеются противоречия правовых норм, что свидетельствует о наличии неустранимых сомнений и неясностей законодательства и в силу положений пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) должно толковаться в пользу плательщика страховых взносов.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
ООО "Партнер" в своем отзыве поддерживает доводы кассационной жалобы Общества. При этом третье лицо утверждает, что изменения, внесенные в Закон N 209-ФЗ Федеральным законом от 27.10.2020 N 349-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Закона Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" и Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 349-ФЗ) в части ежемесячного представления сведений в реестр МСП, по аналогии пункта 3 статьи 5 НК РФ об обратной силе актов законодательства, как устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав плательщиков страховых взносов, должны распространяться на период с августа по октябрь 2020 года.
В судебном заседании представитель Инспекции возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, приведенным в отзыве.
Общество и ООО "Партнер" надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленного Обществом 30.09.2021 уточненного расчета по страховым взносам за 2020 год, по итогам которой составила акт от 16.03.2022 N 485 и приняла решение от 16.03.2022 N 485 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением Обществу доначислено 562 933 руб. 56 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, начислено 20 912 руб. 39 коп. пеней, Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 28 146 руб. 75 коп. штрафа.
Основанием для принятия решения послужил вывод Инспекции о неправомерном применении Обществом в октябре 2020 года пониженных тарифов страховых взносов, установленных Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 102-ФЗ). Как указал налоговый орган, Общество было включено в реестр МСП с 10.08.2017, исключено из реестра МСП 10.08.2020 и вновь включено в данный реестр 10.11.2020. Поскольку держатель реестра акционеров - ООО "Партнер" направил уполномоченному органу необходимые для реестра МСП сведения в отношении Общества, соответствующие Закону N 209-ФЗ, 02.10.2020, по состоянию на 01.10.2020 Общество не было включено в реестр СМП, Инспекция пришла к выводу, что в октябре 2020 года Общество было обязано исчислить страховые взносы в соответствии с тарифами страховых взносов, установленными статьей 425 НК РФ.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области от 06.05.2022 N 07-09/05183@ апелляционная жалоба Общества на решение налогового органа оставлена без удовлетворения.
Общество оспорило решение Инспекции в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
По общему правилу страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование исчисляются по тарифам, установленным статье 425 НК РФ.
Статьей 6 Закона N 102-ФЗ предусмотрено, что в период с 1 апреля 2020 года до 31 декабря 2020 года для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с Законом N 209-ФЗ в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода, применяются пониженные тарифы страховых взносов.
Исходя из пункта 1 статьи 3 Закона N 209-ФЗ, субъектами малого и среднего предпринимательства признаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в реестр МСП.
Условия отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства определены в статье 4 Закона N 209-ФЗ.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ одним из условий отнесения акционерного общества к субъекту малого и среднего предпринимательства, является ограничение по владению голосующими акциями, а именно: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) должны владеть суммарно не более чем 25% голосующих акций акционерного общества, а иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, - не более чем 49% голосующих акций акционерного общества.
На основании части 1 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 названного Закона, вносятся в реестр МСП в соответствии с данной статьей.
Внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в реестр МСП и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом в порядке части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 313-ФЗ) указанные в пунктах 1 - 5.1, 7 и 8 части 3 данной статьи сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Закона N 209-ФЗ (за исключением сведений о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным частью 3 статьи 4 названного Закона), вносятся в реестр МСП ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе указанных в части 4 настоящей статьи сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
Изменениями, внесенными в пункт 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ, вступившим в силу 07.11.2020 Законом N 349-ФЗ, предусмотрено ежемесячное формирование реестра МСП. В частности, сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, указанные в пунктах 1 - 5.1, 7 и 8 части 3 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ, вносятся в реестр МСП 10-го числа каждого месяца на основании указанных в частях 4 и 4.1 настоящей статьи сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1-е число месяца внесения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в реестр МСП.
Ведение реестра МСП осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах - уполномоченным органом (часть 2 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ). В качестве такого органа выступает Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России).
Как указано в пункте 4 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ, внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в реестр МСП и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 - 6.4 данной статьи.
С учетом изменений, принятых Законом N 349-ФЗ, внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в реестр МСП и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом с 10 июля по 10 декабря текущего календарного года.
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ в целях ведения реестра МСП держатели реестров акционеров акционерных обществ, которые созданы до 1 декабря года, предшествующего текущему календарному году, и в составе сведений о которых в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о соответствующем держателе реестра акционеров акционерных обществ, ежегодно до 5 июля представляют в уполномоченный орган перечень акционерных обществ, соответствующих условиям, установленным подпунктом "а" пункта 1 части 1.1 статьи 4 названного Закона (за исключением условий, установленных абзацем третьим указанного подпункта). Указанный перечень формируется держателями реестров акционеров акционерных обществ на основании имеющихся у них данных, содержащихся в списках лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров соответствующего акционерного общества, проведенном в текущем календарном году.
Судами установлено и Обществом не опровергнуто, что при формировании 10.08.2020 реестра МСП Общество было исключено уполномоченным органом из указанного реестра по причине отсутствия вышеуказанных сведений относительно Общества.
Исходя из информации, поступившей от ООО "Партнер", 03.07.2020 через сервис сайта ФНС России и по почте был направлен список эмитентов, которые соответствуют условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, но которые не провели годовые общие собрания до 03.07.2020 в связи с переносом сроков их проведения до 30.09.2020 в соответствии с Федеральным законом от 07.04.2020 N 115-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части унификации содержания годовых отчетов государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, а также в части установления особенностей регулирования корпоративных отношений в 2020 году и о приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ). В этот список было включено Общество.
Поскольку направление сообщений об акционерных обществах, которые соответствуют критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, но не провели общее годовое собрание, не предусмотрено положениями Закона N 209-ФЗ, Общество по состоянию на 10.08.2020 было исключено из реестра МСП.
Впоследствии, ввиду соответствия Обществом условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства и проведения им годового общего собрания акционеров 31.07.2020, ООО "Партнер" направило соответствующие сведения уполномоченному органу 02.10.2020. Между тем сведения были отклонены, поскольку на основании пункта 6.2 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ в целях ведения реестра МСП сведения в уполномоченный орган подаются ежегодно с 1 по 5 июля.
После вступления в силу изменений, внесенных Законом N 349-ФЗ, ООО "Партнер" 02.11.2020 направило уполномоченному органу полный список эмитентов, годовые общие собрания которых были проведены в 2020 году, включающий Общество.
При формировании реестра МСП 10.11.2020 Общество включено в него.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили, что с учетом положений статьи 3 Закона N 209-ФЗ статус субъекта малого и среднего предпринимательства поставлен в зависимость от факта включения такого субъекта в реестр МСП. Следовательно, плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные Законом N 102-ФЗ, при условии внесения сведений о них в реестр МСП.
Поскольку Общество исключено из реестра МСП 10.08.2020 и включено в него впоследствии только 10.11.2020, суды расценили обоснованным вывод налогового органа, что в октябре 2020 года Общество было обязано исчислить страховые взносы в соответствии с тарифами страховых взносов, установленными статьей 425 НК РФ.
Изложенные в кассационной жалобе аргументы Общества о том, что предусмотренные законом сведения не могли быть представлены до проведения годового общего собрания акционеров, были предметом рассмотрения и оценки судов. Признавая позицию заявителя неосновательной, суды не усмотрели оснований для применения положений пункта 7 статьи 3 НК РФ.
Кассационная инстанция не находит оснований не согласится с выводами судов. У Общества не имелось оснований для неопределенности и неоднозначного понимания положений Закона N 115-ФЗ относительно изменений в датах проведения общего годового собрания и Закона N 209-ФЗ в части представления сведений для формирования реестр МСП, в связи с чем доводы заявителя о необходимости применения положений пункта 7 статьи 3 НК РФ являются несостоятельными.
Суды приняли во внимание, что Законом N 115-ФЗ до 31.12.2020 приостановлено положение о необходимости проведения общего собрания акционерного общества не позднее шестого месяца следующего года. Подпунктом 1 пункта 4 статьи 12 Закона N 115-ФЗ установлено, что годовое общее собрание акционеров в 2020 году проводится в сроки, определенные советом директоров (наблюдательным советом), но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через девять месяцев после окончания отчетного года. В настоящем деле Общество провело годовое общее собрание акционеров 31.07.2020, на котором утверждены финансовые результаты, которые необходимы для нахождения в реестре МСП. О наличии объективных препятствий для проведения собрания не позднее установленного срока для представления держателем реестра акционеров сведения уполномоченному органу в целях формирования реестра МСП Общество не заявляет.
Судами учтено, что Законом N 115-ФЗ осуществлен перенос только окончания срока проведения годовых собраний в 2020 году. При этом названным Законом не установлены изменения либо приостановления действия каких-либо норм Закона N 209-ФЗ и Налогового кодекса Российской Федерации. Соответственно, общее собрание акционеров общества могло быть проведено в пределах сроков, предусмотренных положениями Закона N 209-ФЗ. Поэтому проведение собрания акционеров 31.07.2020 в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 12 Закона N 115-ФЗ не подтверждает принятие Обществом всех мер для надлежащего подтверждения своего статуса в установленный Законом N 209-ФЗ срок.
Ссылку ООО "Партнер" на пункт 3 статьи 5 НК РФ, в котором определено, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу, кассационная инстанция считает неосновательной. Закон N 349-ФЗ к таким актам не относится.
Внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в реестр МСП и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом - ФНС России.
Законность действий уполномоченного органа по исключению Общества из реестра МСП 10.08.2020 в судебном порядке заявителем не оспаривалась.
При таком положении суды обоснованно указали, что спорный период (октябрь 2020 года) Общество не было включено в реестр МСП.
Приведенные в кассационной жалобе доводы сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования судов, получили надлежащую правовую оценку и мотивированно отклонены, не опровергают, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход спора.
При таком положении оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Общества не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 21.09.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2022 по делу N А13-6831/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Абиогрупп" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоговый орган считает, что общество неправомерно применяло пониженные тарифы страховых взносов, установленные в 2020 г. для субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку в спорный период оно было исключено из реестра МСП.
Суд, исследовав материалы дела, согласился с доводами налогового органа.
Статус субъекта малого и среднего предпринимательства зависит от факта включения лица в реестр МСП. Поэтому плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов только при условии внесения сведений о них в реестр МСП.
Поскольку общество было исключено из реестра МСП в спорный период, оно должно исчислить взносы в соответствии с общими тарифами.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 марта 2023 г. N Ф07-2417/23 по делу N А13-6831/2022