10 апреля 2023 г. |
Дело N А21-984/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Васильевой Е.С., Соколовой С.В.,
рассмотрев 06.04.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торгово-производственная компания" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.09.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2022 по делу N А21-984/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Торгово-производственная компания", адрес: 238563, Калининградская обл., г. Светлогорск, Железнодорожная ул., здание 21, офис 2, ОГРН 1183926014766, ИНН 3917049813 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Калининградской областной таможни, адрес: 236016, Калининград, Артиллерийская ул., д. 26, стр. 1, ОГРН 1083925999992, ИНН 3906190003 (далее - Таможня), от 02.12.2021 N 25-20/25717 об отказе в восстановлении тарифных преференций по декларациям на товары (далее - ДТ) N 10012020/161120/0133837, 10012020/281120/0139551, об обязании восстановить тарифные преференции по названным декларациям.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 15.09.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 15.09.2022 и постановление от 06.12.2022, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, таможенный орган не принял достаточных мер для проверки сертификатов о происхождении товаров, в том числе не обратился с запросом о верификации в уполномоченный орган Малайзии, не принял мер для получения актуальных образцов подписей и оттисков печатей. Происхождение ввезенных товаров из Малайзии подтверждено, следовательно, формальные нарушения в оформлении сертификатов о происхождении товаров не могут служить основанием для отказа в применении тарифных преференций. Выявленное несоответствие оттисков печатей и подписей может служить основанием для проведения дополнительной проверки, но не для отказа в восстановлении тарифных преференций.
В отзыве на кассационную жалобу Таможня, считая решение и постановление апелляционного суда законными и обоснованными, просило оставить их без изменения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в настоящем судебном заседании.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество (покупатель, Россия) в рамках исполнения обязательств по внешнеторговому контракту от 27.06.2019 N TPK-270619-CP, заключенному с иностранной компанией "Cargill Palm Products Sdn. Bhd" (продавец, Малайзия), ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и с целью помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления задекларировало по ДТ N 10012020/161120/0133837, 10012020/281120/0139551 товар "заменитель какао-масла нетерперируемый лауринового типа: пальмоядровый стеарин, в виде твердого жира", код 1516 20 980 1 ТН ВЭД ЕАЭС.
Декларант в графе 34 названных ДТ указал код Малайзии в качестве страны происхождения товаров, при этом на момент декларирования товаров Малайзия включена в Перечень развивающихся стран-пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС, являющийся приложением N 2 к решению Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза" (далее - Перечень N 130).
Товары, классифицируемые в товарных позициях 1513, 1516 ТН ВЭД ЕАЭС, включены в Перечень товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС предоставляются тарифные преференции, утвержденный решением Совета Комиссии от 13.01.2017 N 8 (далее - Перечень N 8).
При декларировании Общество не заявило тарифных преференций в отношении ввезенных товаров, указало в графе 47 ставку ввозной таможенной пошлины - 12 %.
В дальнейшем, 12.10.2021, Общество обратилось в Таможню с заявлениями о внесении изменений (дополнений) в графы 36, 44, 47 ДТ и восстановлении тарифных преференций в отношении товара, приложив оригиналы сертификатов происхождения товаров формы "А" от 10.09.2020 N KL-202109-GCF-45493W-000624, от 09.09.2021 N KL-202109-GCF-45493W-000618, выданных уполномоченным органом Малайзии.
По результатам проверки документов и сведений после выпуска товаров Таможня установила, что представленные сертификаты заверены комбинированными печатями с фамилиями должностных лиц, отсутствующими в письме Министерства международной торговли и промышленности Малайзии, направленном в июле 2020 года в Евразийскую экономическую комиссию (акт N 10012000/025/261121/А0106).
Письмом от 02.12.2021 N 25-20/25717 Таможня отказала Обществу в восстановлении тарифных преференций в отношении товаров, ввезенных по ДТ N10012020/161120/0133837, 10012020/281120/0139551 в связи с несоблюдением страной, пользователем системой тарифных преференций (Малайзией) требований, предусмотренных пунктами 48 и 53 раздела VI Правил определения происхождения товаров из развивающихся стран или из наименее развитых стран, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.01.2017 N 8 (далее - Правила).
Не согласившись с таким отказом, формализованным в письме от 02.12.2021 N 25-20/25717, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно пункту 1 статьи 28 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены в соответствии с Договором о ЕАЭС.
В силу пункта 3 статьи 37 Договора о ЕАЭС (подписан в г. Астане 29.05.2014) для целей предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС из развивающихся или из наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС, применяются Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.06.2018 N 60 (далее - Правила N 60).
Малайзия включена в перечень развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130.
Ввезенный Обществом товар (заменитель какао-масла) включен в перечень товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС предоставляются тарифные преференции, утвержденный решением Совета Евразийского экономической комиссии (далее - Комиссия) от 13.01.2017 N 8.
В соответствии с пунктом 4 статьи 49 ТК ЕАЭС тарифные преференции восстанавливаются в случаях и при соблюдении условий, которые определяются Комиссией.
Документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров (пункт 6 статьи 29 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 1 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара. Требования к сертификату о происхождении товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
В соответствии с пунктом 4 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
Как указано в пункте 30 Правил N 60, в подтверждение происхождения товара в целях предоставления тарифных преференций представляется оригинал сертификата о происхождении товара. Сертификат о происхождении товара оформляется по форме согласно приложению N 1 к названным Правилам и заполняется в соответствии с требованиями согласно приложению N 2 к Правилам N 60.
В силу подпункта 12 пункта 6 Требований по заполнению сертификата о происхождении товара (приложения N 2 к Правилам N 60) в графе 11 сертификата проставляется печать уполномоченного органа (организации), а также подпись должностного лица указанного органа.
На основании подпункта 1 пункта 48 Правил N 60 страны-пользователи тарифных преференций направляют Комиссии наименования и адреса уполномоченных органов (организаций) и оригиналы образцов их оттисков печатей (в 6 экземплярах) с указанием даты начала их применения.
Тарифные преференции не предоставляются в отношении товаров, происходящих из стран-пользователей, которые не представили информацию, предусмотренную пунктами 48 и 53 настоящих Правил, либо представили информацию, не отвечающую требованиям, предусмотренным указанными пунктами (пункт 56 Правил N 60).
В рассматриваемом случае Таможня выявила несоответствие данных о должностном лице на оттисках комбинированных печатей уполномоченного органа Малайзии на сертификатах о происхождении товаров от 10.09.2020 N KL-202109-GCF-45493W-000624, от 09.09.2021 N KL-202109-GCF-45493W-000618 сведениям о должностных лицах компетентных органов Малайзии на образцах оттисков печатей, имеющихся в распоряжении таможенных органов. Данное обстоятельство Обществом не опровергнуто.
При этом суды двух инстанций отметили, что на момент ввоза товаров и регистрации деклараций оттиски печатей, полученные таможенными органами от уполномоченного органа Малайзии с письмом от 28.07.2020, являлись актуальными.
Какие-либо иные письма с образцами оттисков печатей в период с 28.07.2020 до даты декларирования товаров, а также по день обращения Общества за восстановлением тарифных преференций, проведения проверки документов и сведений и направления Таможней в адрес Общества письма от 02.12.2021 N 25-20/25717, не поступали.
Кроме того, для получения тарифных преференций в отношении своих товаров страна-пользователь системы тарифных преференций должна предоставить определенные сведения, включая оттиски печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты, а также информирует Комиссию об изменении таких сведений. Если указанные обязательства не выполнены, тарифный преференциальный режим в отношении товаров, происходящих из страны, не предоставившей соответствующие оттиски печатей или не сообщившей об их изменении, применить невозможно. Пользователем системы тарифных преференций, в первую очередь, является не декларант, а конкретная развивающаяся или наименее развитая страна.
Предоставление тарифных преференций возможно только при соблюдении требований таможенного законодательства ЕАЭС и Правил N 60, тогда как в данном случае сертификаты о происхождении товаров от 10.09.2020 N KL-202109-GCF-45493W-000624, от 09.09.2021 N KL-202109-GCF-45493W-000618 требованиям Правил N 60 не отвечают ввиду несоответствия сведений о должностных лицах компетентного органа Малайзии на оттисках печатей сведениям о таких лицах, имеющимся в картотеке сравнительных образцов Российской национальной системы преференций и в распоряжении таможенных органов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 63 Правил N 60 таможенный орган государства-члена отказывает в предоставлении тарифных преференций без направления запроса о верификации в случае, если не соблюдены условия предоставления тарифных преференций, предусмотренные подпунктами 1, 2 и 4 пункта 22 и пунктом 30 названных Правил.
В силу подпункта 4 пункта 22 Правил N 60 тарифные преференции предоставляются в отношении товара, происходящего из страны-пользователя, если такой товар соответствует критериям определения происхождения товаров, установленным указанными Правилами, а также если страной-пользователем соблюдены требования к административному сотрудничеству, предусмотренные разделом VI названных Правил (в данный раздел входят пункты 48, 53 Правил N 60).
Доводы Общества о том, что таможенный орган не воспользовался правом направить в уполномоченный орган, выдавший сертификат о происхождении товара, запрос о верификации, обоснованно отклонены судами двух инстанций.
Как верно отметили суды, нарушение условий предоставления тарифных преференций не может быть устранено путем направления международного запроса, поскольку такой запрос не устраняет факт отсутствия образца оттиска печати, которым заверен сертификат о происхождении товара, на дату декларирования товаров, и, соответственно, на дату распространения на такие товары тарифного преференциального режима.
Согласно разделу VI Правил N 60 запрос о верификации направляется при обнаружении таможенным органом государства-члена признаков того, что представленный сертификат о происхождении товара не выдавался или документ о происхождении товара содержит недостоверные сведения, а также в целях выборочной проверки. Получение образцов оттисков печатей компетентных органов развивающихся и наименее развитых стран по инициативе страны ввоза, которая предоставляет тарифный преференциальный режим в целях содействия экономическому развитию таких стран, Правилами N 60 не предусмотрено.
При таких обстоятельствах Таможня правомерно отказала в восстановлении тарифных преференций в отношении ввезенных товаров по ДТ N 10012020/161120/0133837, 10012020/281120/0139551.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права и положений действующего процессуального законодательства не установлено. С учетом изложенного у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Излишне уплаченная подателем жалобы государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.09.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2022 по делу N А21-984/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торгово-производственная компания" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Торгово-производственная компания", адрес: 238563, Калининградская обл., г. Светлогорск, Железнодорожная ул., зд. 21, оф. 2, ОГРН 1183926014766, ИНН 3917049813, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченных по платежному поручению от 24.01.2023 N 269.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу подпункта 4 пункта 22 Правил N 60 тарифные преференции предоставляются в отношении товара, происходящего из страны-пользователя, если такой товар соответствует критериям определения происхождения товаров, установленным указанными Правилами, а также если страной-пользователем соблюдены требования к административному сотрудничеству, предусмотренные разделом VI названных Правил (в данный раздел входят пункты 48, 53 Правил N 60).
...
Согласно разделу VI Правил N 60 запрос о верификации направляется при обнаружении таможенным органом государства-члена признаков того, что представленный сертификат о происхождении товара не выдавался или документ о происхождении товара содержит недостоверные сведения, а также в целях выборочной проверки. Получение образцов оттисков печатей компетентных органов развивающихся и наименее развитых стран по инициативе страны ввоза, которая предоставляет тарифный преференциальный режим в целях содействия экономическому развитию таких стран, Правилами N 60 не предусмотрено."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 апреля 2023 г. N Ф07-2175/23 по делу N А21-984/2022