18 апреля 2023 г. |
Дело N А56-36282/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Гусакова Д.Б. (доверенность от 09.01.2023), от общества с ограниченной ответственностью "Эксплуатация Главстрой-СПб" Карюка А.В. (доверенность от 09.01.2023 N 3),
рассмотрев 17.04.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2022 по делу N А56-36282/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Эксплуатация Главстрой-СПб", адрес: 199034, Санкт-Петербург, наб. Лейтенанта Шмидта, д. 5/16, лит. А, ОГРН 1109847018335, ИНН 7801534550 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А, ОГРН 1037867000115, ИНН 7841000298 (далее - Инспекция), от 17.03.2022 по делу об административном правонарушении N 587/22. Оспариваемым постановлением заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Решением суда от 02.09.2022 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением от 12.12.2022 суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленные Обществом требования.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить постановление апелляционного суда, полагая законным привлечение Общества к административной ответственности постановлением от 17.03.2022. По утверждению подателя жалобы, повторное привлечение к ответственности в данном случае не имеет места, поскольку нарушения Обществом лицензионных требований были выявлены в рамках разных контрольных мероприятий, состоявшихся на основании разных распоряжений о проведении проверок по обращениям разных граждан.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.03.2022 рассмотрение кассационной жалобы было отложено на 17.04.2023.
Определением от 14.04.2023 в составе суда произведена замена, в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) судья Толкунов В.М. заменен на судью Алешкевича О.А.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Общество осуществляет управление многоквартирным домом (далее - МКД), расположенным по адресу: Санкт-Петербург, Парголово, ул. Федора Абрамова, д. 8, на основании договора управления МКД и лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД от 17.04.2015 N 78-000191.
В связи с обращением жителя спорного МКД (от 24.01.2022 вх. N ОБ-2740-1/22-0-0), указывающего на ненадлежащее соблюдение Обществом лицензионных требований при управлении данным МКД, на основании распоряжения от 11.02.2022 N 08/22/47-Р Инспекция провела 14.02.2022 с 11 ч 00 мин до 12 ч 40 мин внеплановую выездную проверку.
В ходе проверки Инспекцией выявлены и отражены с применением средств фотофиксации в акте проверки от 14.02.2022 N 08/22/47-Р нарушения Обществом пунктов 3.2.13, 3.6.22 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), выразившиеся в необеспечении уборки и вывоза снега с придомовой территории, а также в неочищении от снега и наледи площадок у входов на лестничные клетки, подъемов и ступеней.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 18.02.2022 уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении Общества протокола N 08/22/47-Р об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Постановлением Инспекции от 17.03.2022 по делу об административном правонарушении N 587/22 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Инспекции, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований исходя из наличия состава административного правонарушения, из соблюдения процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствия существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, с таким выводом суда не согласился, посчитав, что в рассматриваемом споре имеется нарушение принципа однократности привлечения к административной ответственности.
Проверив в порядке главы 35 АПК РФ правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности по управлению МКД. Объективная сторона правонарушения выражена в несоблюдении уполномоченными лицами лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению МКД.
Субъектами правонарушения выступают лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению МКД и получившие в установленном порядке лицензию на осуществление названного вида деятельности.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ); исполнение обязанностей по договору управления МКД, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ, управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровней благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ, по договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в таком доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 данного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Оспариваемым постановлением от 17.03.2022 N 587/22 Общество привлечено к административной ответственности за несоблюдение требований к зимней уборке жилищного фонда, а именно за нарушение пунктов 3.6.22 и 3.2.13 Правил N 170.
В силу пункта 3.2.13 Правил N 170 наружные площадки у входных дверей и тамбуры лестничных клеток следует систематически очищать от снега и наледи.
Согласно пункту 3.6.22 Правил N 170 снег при ручной уборке тротуаров и внутриквартальных (асфальтовых и брусчатых) проездов должен убираться полностью под скребок. При отсутствии усовершенствованных покрытий снег следует убирать под движок, оставляя слой снега для последующего его уплотнения.
Нарушение Обществом указанных требований установлено судами и подтверждается материалами дела. Суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Согласно диспозиции нормы, содержащейся в части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, ответственность наступает независимо от количества (одного или нескольких) выявленных в ходе проверки нарушений лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению МКД.
Как следует из материалов дела, на дату вынесения оспариваемого в настоящем деле постановления от 17.03.2022 N 587/22 Инспекция обладала информацией о проведении проверки МКД по адресам: Санкт-Петербург, Парголово, ул. Федора Абрамова, д. 20, корп.1, лит. А, д. 23 и корп.1, лит. А и составлении протокола от 25.02.2022 N 08/22/19 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. Апелляционный суд признал выявленные нарушения эпизодами одного правонарушения.
Привлечение Общества к ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ постановлением от 24.03.2022 N 672/22 признано законным в рамках дела N А56-40020/2022.
В рассматриваемом случае апелляционный суд, исходя из основополагающих принципов административного права пришел к выводу о том, что привлечение Общества к административной ответственности оспариваемым в рамках настоящего дела постановлением Инспекции противоречит пункту 7 части 1 статьи 24.5 и части 5 статьи 4.1 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции находит, что выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2022 по делу N А56-36282/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, на дату вынесения оспариваемого в настоящем деле постановления от 17.03.2022 N 587/22 Инспекция обладала информацией о проведении проверки МКД по адресам: Санкт-Петербург, Парголово, ул. Федора Абрамова, д. 20, корп.1, лит. А, д. 23 и корп.1, лит. А и составлении протокола от 25.02.2022 N 08/22/19 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. Апелляционный суд признал выявленные нарушения эпизодами одного правонарушения.
Привлечение Общества к ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ постановлением от 24.03.2022 N 672/22 признано законным в рамках дела N А56-40020/2022.
В рассматриваемом случае апелляционный суд, исходя из основополагающих принципов административного права пришел к выводу о том, что привлечение Общества к административной ответственности оспариваемым в рамках настоящего дела постановлением Инспекции противоречит пункту 7 части 1 статьи 24.5 и части 5 статьи 4.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 апреля 2023 г. N Ф07-362/23 по делу N А56-36282/2022