20 апреля 2023 г. |
Дело N А66-220/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Максимовой А.И. (доверенность от 13.03.2023 N 60), от общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая Компания Пролетарского района города Твери" Зубцова И.А. (доверенность от 11.02.2023),
рассмотрев 17.04.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства природных ресурсов и экологии Тверской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2022 по делу N А66-220/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая Компания Пролетарского района города Твери", адрес: 170004, г. Тверь, ул. Строителей, д. 8, корп. 1, комн. 23, ОГРН 1146952014747, ИНН 6950185135 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к министерству природных ресурсов и экологии Тверской области, адрес: 170042, г. Тверь, ул. Горького, д. 97, ОГРН 1066950063905, ИНН 6950015221 (далее - Министерство), обществу с ограниченной ответственностью "Тверьспецавтохозяйство", адрес: 170041, г. Тверь, Волынская ул., д. 65, ОГРН 1186952016822, ИНН 6952315887 (далее - ООО "ТСАХ"), о взыскании 822 270 руб. убытков, в том числе 487 870 руб. убытков с Министерства за счет казны Тверской области, 334 400 руб. убытков с ООО "ТСАХ".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области (далее - министерство энергетики).
Решением суда первой инстанции от 10.10.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.12.2022, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Министерство, указывая на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие их выводов представленным доказательствам и фактическим обстоятельствам спора, просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
Податель кассационной жалобы указывает, что отходы, образующиеся в результате обрезки, опиловки древесно-кустарниковых посадок, не относятся к твердым коммунальным отходам (далее - ТКО); включение отходов, образовавшихся при уходе за древесно-кустарниковой растительностью, в норматив накопления ТКО противоречит Федеральному закону от 25.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ). По мнению Министерства, порубочные остатки, образованные при благоустройстве территорий, к ТКО не относятся и должны вывозиться по договорам с лицами, обладающими соответствующей разрешительной документацией; названные отходы не являются собственностью Общества, поэтому он не может требовать возмещения убытков от министерства природных ресурсов и ООО "ТСАХ".
В судебном заседании представитель Министерства поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
В соответствии с положениями статей 156, 284 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ООО "ТСАХ" и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте ее рассмотрения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами (МКД) на территории города Твери. На придомовой территории МКД, находящихся в управлении, Общество выполняет вырубку и опиловку древесно-кустарных насаждений, в результате чего образуются древесные отходы.
Деятельность по обращению с ТКО на территории города Твери с 01.01.2019 осуществляет региональный оператор по обращению с ТКО. Функциями регионального оператора по обращению с ТКО на территории Тверской области наделено ООО "ТСАХ".
Общество направляло в адрес ООО "ТСАХ" заявки о необходимости вывоза порубочных остатков с придомовой территории МКД. Региональный оператор не осуществил вывоз отходов, образовавшихся в результате ухода за древесно-кустарными насаждениями на придомовой территории МКД, поскольку посчитал, что такие отходы не относятся к ТКО и не учитываются при утверждении нормативов накопления ТКО в Тверской области. ООО "ТСАХ" предлагало Обществу заключать договоры на вывоз порубочных остатков по нерегулируемой цене.
Письмом от 19.10.2020 N 12248 Общество запросило у Министерства разъяснения о том, учитывались ли при утверждении нормативов накопления ТКО на территории Тверской области отходы, образующиеся при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, расположенными на придомовой территории МКД.
Министерство в письме от 20.11.2020 N 5525-1 указало, что растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками в нормативе накопления ТКО не учтены.
Общество обратилось в Тверской областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа министерства природных ресурсов от 31.12.2019 N 9-нп "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Тверской области" в части установления нормативов накопления ТКО в отношении МКД.
Решением Тверского областного суда от 13.09.2021 по делу N 3а-78/2021 заявление удовлетворено. Данным судебным актом установлено, что при утверждении нормативов накопления ТКО на территории Тверской области не учитывались отходы, образовавшиеся в результате ухода за древесно-кустарниковыми насаждениями на придомовой территории МКД. Порубочные остатки относятся к ТКО и должны учитываться при формировании нормативов накопления ТКО.
В период 2019 - 2020 г. Общество понесло расходы на вывоз порубочных остатков с придомовой территории МКД, находящихся в управлении, и претензией от 15.10.2021 предложило Министерству возместить причиненные убытки.
Письмом от 23.11.2021 N 13135-02 Министерство отказало в удовлетворении претензии.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования Общества, признав их обоснованными.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Как установлено судами, следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, Общество на основании лицензии и договоров управления осуществляет деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами, расположенным в Твери.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ к обязанностям управляющей организации по договору управления многоквартирным домом относится выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Требования к содержанию общего имущества установлены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно подпункту "е" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Согласно ГОСТ Р 56195-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования" (утвержден и введен в действие с 01.07.2015 приказом Росстандарта от 27.10.2014 N 1447-ст) в перечень работ по уборке придомовой территории в летний период, в том числе входит надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода и инструкцией по их содержанию, проведение в случае необходимости санитарной или омолаживающей обрезки.
При этом вырубка, обрезка и пересадка зеленых насаждений проводятся в соответствии с действующим в муниципальном образовании порядком, на территории которого находится МКД, при наличии порубочного билета. Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников, вывозятся после окончания работ.
С учетом изложенного, работы по санитарной и омолаживающим обрезкам, выполняемые на территории МКД, являются составной частью уборки придомовой территории МКД.
Предметом иска по настоящему делу является требование о взыскании убытков - понесенных Обществом в период 2019-2021 г. расходов на вывоз порубочных остатков с придомовой территории МКД, находящихся в его управлении.
Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тверской области является ООО "ТСАХ".
В спорный период норматив накопления ТКО был установлен приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области от 15.01.2019 N 1-нп "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Тверской области" (далее - Приказ N 1-нп), приказом Министерства от 31.12.2019 N 9-нп "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Тверской области" (далее - Приказ N 9-нп).
Судами установлено, что региональный оператор не осуществил вывоз отходов, образовавшихся в результате ухода за древесно-кустарными насаждениями на придомовой территории МКД, поскольку такие отходы не относятся к ТКО и не учитываются при утверждении нормативов накопления ТКО в Тверской области.
Порядок обращения с отходами производства и потребления регламентирован Законом N 89-ФЗ и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Согласно пункту 4 Правил N 1156 обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Исходя из комплексного толкования норм федерального законодательства, а также учитывая позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в Решении от 23.09.2019 N АКПИ19-543 ТКО, отходы, образующиеся при уборке придомовой территории (смет, а также иные отходы, образующиеся при содержании зеленых насаждений), относятся к ТКО, обязанность вывоза которого обеспечивается региональным оператором в рамках утвержденного единого тарифа.
В целях определения нормативов накопления ТКО учитываются отходы, образующиеся при уборке придомовых территорий, включены в нормативы накопления ТКО (пункт 3 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 269 от 04.04.2016).
Решением Тверского областного суда от 13.09.2021 признан недействующим с даты вступления решения суда в законную силу пункт 1 раздела 1 "Домовладение" приложения к приказу N 9-нп, устанавливающий нормативы накопления ТКО в отношении МКД. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 16.12.2021 и кассационным определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 17.08.2022 по делу N 3а-78/2021 решение Тверского областного суда от 13.09.2021 оставлено без изменения.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков; при этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Реализация такого способа защиты, как возмещение убытков, возможна лишь при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности, то есть при доказанности истцом совокупности следующих условий (оснований возмещения убытков): наличия понесенных убытков и их размера, противоправности действий (бездействия) причинителя убытков, причинной связи между противоправными действиями (бездействием) и убытками. Для удовлетворения требований истца о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных фактов.
Отсутствие хотя бы одного из вышеназванных условий влечет за собой отказ суда в удовлетворении требований о возмещении убытков.
В силу пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).
Как следует из обжалуемых решения и постановления, суды первой и апелляционной инатнций ограничились констатацией доказанности истцом совокупности обстоятельств, подлежащих доказыванию в рамках рассмотрения спора о взыскании убытков.
Между тем суды не дали оценки приведенным Министерством доводам относительно отсутствия противоправности в его действиях (бездействии), а также причинной связи между противоправными действиями (бездействием) и убытками, ввиду чего не были установлены все элементы состава, необходимые для применения статьи 15 ГК РФ.
Судами не приведено правовое обоснование взыскания заявленной Обществом суммы убытков за 2019 год с регионального оператора, за последующие спорные периоды - с Министерства.
Суды необоснованно уклонились от проверки возражений ответчиков относительно размера понесенных Обществом расходов на вывоз порубочных остатков с придомовой территории МКД. Суды не приняли во внимание, что последствия признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены определены в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена".
Следует также отметить, что помимо регионального оператора и его операторов никто не вправе оказывать услуги по обращению с ТКО на определенной ему территории, указанной в соответствующей лицензии. Самопроизвольный вывоз отходов является незаконным ввиду того, что он не был согласован с региональным оператором и противоречит действующему законодательству в сфере обращения с ТКО и нарушает природоохранное законодательство.
Принятый судами расчет убытков (расходов на вывоз порубочных остатков с придомовой территории МКД) не получил должной оценки и мотивированного обоснования как по объему оказанных услуг по вывозу и утилизации веток, так и периодам их оказания.
В силу указанного по делу не установлены обстоятельства, которые имеют существенное значение и могли повлиять на результат рассмотрения спора, что привело к принятию необоснованного и преждевременного решения по существу. Суды ограничились формальной оценкой доказательств. По делу требуется дополнительное исследование и повторная оценка доказательств.
В связи с вышеизложенным обжалуемые судебные акты в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует принять во внимание изложенное, устранить отмеченные недостатки, достоверно установить юридически значимые для рассмотрения данного спора обстоятельства, полно и всесторонне исследовать представленные в материалы дела доказательства, применить подлежащие применению нормы материального права, дать надлежащую правовую оценку доводам сторон и разрешить спор в соответствии с нормами действующего законодательства.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2022 по делу N А66-220/2022 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из обжалуемых решения и постановления, суды первой и апелляционной инатнций ограничились констатацией доказанности истцом совокупности обстоятельств, подлежащих доказыванию в рамках рассмотрения спора о взыскании убытков.
Между тем суды не дали оценки приведенным Министерством доводам относительно отсутствия противоправности в его действиях (бездействии), а также причинной связи между противоправными действиями (бездействием) и убытками, ввиду чего не были установлены все элементы состава, необходимые для применения статьи 15 ГК РФ.
...
Суды необоснованно уклонились от проверки возражений ответчиков относительно размера понесенных Обществом расходов на вывоз порубочных остатков с придомовой территории МКД. Суды не приняли во внимание, что последствия признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены определены в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 апреля 2023 г. N Ф07-3438/23 по делу N А66-220/2022
Хронология рассмотрения дела:
23.09.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11389/2024
27.04.2024 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2384/2024
09.02.2024 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-220/2022
20.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3438/2023
21.12.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9729/2022
10.10.2022 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-220/2022