16 мая 2023 г. |
Дело N А21-5843/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Мунтян Л.Б., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ 7 Сервис" Фролова А.В. (доверенность от 20.03.2023), от государственного предприятия Калининградской области "Водоканал" Земеровой Ю.В. (доверенность от 17.11.2022),
рассмотрев 16.05.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ 7 Сервис" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.09.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2023 по делу N А21-5843/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ 7 Сервис" (236040, Калининград, ул. Подполковника Иванникова, д. 1, этаж 2, пом. 10; ОГРН 1143926018565; ИНН 3906325902; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (236007, Калининград, ул. Дмитрия Донского, д. 1; ОГРН 1163926082253; ИНН 3906999637; далее - Министерство) от 09.03.2022 N ЖК-2/264/КАС/1255-вх.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное предприятие Калининградской области "Водоканал" (236023, Калининград, Советский пр., д. 107; ОГРН 1023900591626; ИНН 3903009923; далее - Предприятие).
Решением суда первой инстанции от 22.09.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 24.01.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание содержит неправомерные требования.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы жалобы, представитель Предприятия просила в ее удовлетворении отказать.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Министерства, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Министерством на основании приказа от 28.02.2022 N ЖК486/пр в целях проверки обращения Предприятия проведена внеплановая документарная проверка соблюдения Обществом требований Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) в части ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета холодного водоснабжения, установленных в находящихся под его управлением многоквартирных домах в Калининграде по адресам: ул. Сергеева, д. 23-29, 51-57, ул. Пролетарская, д. 1-5, 7-13, 15-17, 19-21, 23-27, ул. Минская, д. 9-15, 10-16, ул. Рокоссовского, д. 17, ул. Подполковника Иванникова, д. 1А-1Б, 10-12, ул. Генерала Соммера, д. 13, 15-21, 24-30, 46-56, ул. Космическая, д. 10-20, 22-36, ул. Театральная, д. 33А-33Б, Ленинский пр., д. 6-8, 8а-8б, 13-15, 17-19, 17а-23а, 21-25, 65а-67а, 71а-73а, 75-77в, 79-79б, Ленинский пр., д. 27-31 / ул. Генерала Соммера, д. 1-7, ул. Университетская, д. 4-10, Ленинский пр., д. 35-37 / ул. Генерала Соммера, д. 2-4, Московский пр., д. 1-3, ул. Житомирская, д. 2-4, ул. Барнаульская, д. 1-3, ул. Генерала Галицкого, д. 1-3, 2-4, 19-25, ул. Черняховского, д. 20-24, 58-62, 66-68, 70-72, 74-76, 78.
В ходе проверки выявлено и отражено в акте от 09.03.2022, что Обществом в нарушение части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162, пункта 7 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 4 статьи 12, пункта 1 статьи 13, части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, подпунктов "д", "ж" пункта 10, подпунктов "и", "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491; далее - Правила N 491), подпункта "в" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416; далее - Правила N 416) в указанных многоквартирных домах не установлены и не введены в эксплуатацию коллективные (общедомовые) приборы учета холодного водоснабжения.
Об устранении данных нарушений в срок до 10.07.2022 путем обеспечения ввода в эксплуатацию (при необходимости - обеспечения установки и ввода в эксплуатацию) общедомовых приборов учета холодной воды в указанных многоквартирных домах Министерство выдало Обществу предписание от 09.03.2022 N ЖК-2/264/КАС/1255-вх.
Общество, не согласившись с предписанием Министерства, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности и обоснованности предписания, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно подпункту "в" пункта 4 Правил N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением, в частности, подготовки предложений по вопросам проведения капитального ремонта (реконструкции) многоквартирного дома, а также осуществлением действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, повышения его энергоэффективности.
В силу пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в состоянии, обеспечивающем: постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подпункт "д"), соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (подпункт "ж").
Пунктом 11 Правил N 491 предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий (подпункт "и"); обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) (подпункт "к").
Согласно части 4 статьи 12 Закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
Как предусмотрено частью 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
В силу части 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 20.09.2016 N АПЛ16-403, проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, которые обязательны в силу Закона N 261-ФЗ для собственников помещений в многоквартирном доме, становится обязательным и для управляющей компании при заключении с ней договора управления многоквартирным домом. Работы по установке приборов учета используемых энергоресурсов, как и другие мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома, в связи с чем должны осуществляться независимо от наличия решения общего собрания собственников помещений в доме о проведении этих работ. При наличии заключенного договора управления многоквартирным домом управляющая компания обязана выполнять требования подпунктов "и" и "к" пункта 11 Правил N 491 с отнесением расходов на проведение указанных мероприятий на собственников помещений в многоквартирном доме.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество, осуществляя управление указанными многоквартирными домами, не обеспечило установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды.
Ссылаясь на акты обследования многоквартирных домов на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового прибора учета холодной воды за период с февраля по март 2022 года, составленными совместно с представителем ресурсоснабжающей организации, а также на технические заключения по результатам обследования внутридомовых систем водоснабжения, Общество указывает на отсутствие технической возможности установки общедомовых приборов учета холодной воды.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.08.2020 N 485/пр утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (далее - Критерии).
В соответствии с пунктом 2 Критериев техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев: установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта (за исключением мероприятий по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов (щитов) учета в границах места установки таких приборов учета и оборудования) существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) (подпункт "а"); при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании (подпункт "б"); в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены, а в случае необходимости проведения реконструкции (ремонта) внутридомовой системы (внутриквартирного оборудования) привести их в соответствие с указанными требованиями (подпункт "в").
Исходя из этого, суды указали, что физический износ инженерных сетей сам по себе не является для управляющей организации основанием невозможности исполнения обязанностей по установке общедомовых приборов учета, поскольку в силу подпункта "а" пункта 2 Критериев невозможность установки прибора учета должна быть обусловлена проектными характеристиками многоквартирного дома, а не иными причинами.
Помимо этого, как установлено судами, акты обследования многоквартирных домов на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового прибора учета холодной воды составлены в одностороннем порядке, без присутствия представителей ресурсоснабжающей организации.
При этом в период 2013 - 2015 г.г. во всех указанных многоквартирных домах приборы учета были установлены, что свидетельствует о наличии технической возможности для их установки.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого предписания Министерства упомянутым нормам, а также об отсутствии оснований для признания прав и законных интересов заявителя нарушенными, с чем согласился и апелляционный суд.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы Общества, изложенные в жалобе, были рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие подателя жалобы с выводами судов, а также иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Обществу следует возвратить 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.09.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2023 по делу N А21-5843/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ 7 Сервис" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЖЭУ 7 Сервис" (236040, Калининград, ул. Подполковника Иванникова, д. 1, этаж 2, пом. 10; ОГРН 1143926018565; ИНН 3906325902) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 22.02.2023 N 135.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 Критериев техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев: установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта (за исключением мероприятий по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов (щитов) учета в границах места установки таких приборов учета и оборудования) существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) (подпункт "а"); при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании (подпункт "б"); в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены, а в случае необходимости проведения реконструкции (ремонта) внутридомовой системы (внутриквартирного оборудования) привести их в соответствие с указанными требованиями (подпункт "в").
Исходя из этого, суды указали, что физический износ инженерных сетей сам по себе не является для управляющей организации основанием невозможности исполнения обязанностей по установке общедомовых приборов учета, поскольку в силу подпункта "а" пункта 2 Критериев невозможность установки прибора учета должна быть обусловлена проектными характеристиками многоквартирного дома, а не иными причинами."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 мая 2023 г. N Ф07-3780/23 по делу N А21-5843/2022