17 мая 2023 г. |
Дело N А52-2686/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Серовой В.К., судей Боглачевой Е.В. и Кустова А.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Северо-западная инвестиционная компания" Кузнецова А.В. (доверенность от 16.01.2023), от муниципального предприятия г. Пскова "Горводоканал" Тысятова К.Ю. (доверенность от 01.08.2022),
рассмотрев 17.05.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северо-западная инвестиционная компания" на решение Арбитражного суда Псковской области от 22.11.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2023 по делу N А52-2686/2022,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие г. Пскова "Горводоканал", адрес: 180004, г. Псков, ул. Советской Армии, д. 49а, ОГРН 1026000975406, ИНН 6027047825 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Северо-западная инвестиционная компания", адрес: 180000, г. Псков, ул. Некрасова, д. 1, ОГРН 1037800102273, ИНН 7801242519 (далее - Общество), 148 136 руб. 81 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов за июль, сентябрь, октябрь, декабрь 2020 года, апрель, май, июнь, июль, сентябрь 2021 года.
Решением суда первой инстанции от 22.11.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.02.2023, иск удовлетворен полностью.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить принятые по делу судебные акты.
Податель жалобы указывает, что судами приняты без доказательства утверждения Предприятия об объемах сброшенных сточных вод в канализационные колодцы КК1 и КК3, не проверены расчеты платы.
В судебном заседании представитель Общества подтвердил доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представитель Предприятия возражал против удовлетворения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения от 26.02.2019 N 1528 (далее - Договор) Предприятие (организация водопроводно-канализационного хозяйства), осуществляющее холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать Обществу (абонент) через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную питьевую воду, а абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном настоящим договором. Также организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (в случаях, когда такие нормативы установлены), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Согласно пункту 8 Договора оплата полученной холодной воды и отведенных сточных вод производится в срок до 10-го числа месяца, следующего за расчетным.
Разделом IX Договора регламентирован порядок контроля за соблюдением абонентом нормативов допустимых сбросов сточных вод.
Согласно пункту 30 Договора сведения о нормативах допустимых сбросов абонентов (лимитах на сбросы), нормативах водоотведения по составу сточных вод и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента указываются по форме согласно приложению N 7.
Согласно пункту 33 Договора при превышении абонентом установленных нормативов по объему сточных вод абонент оплачивает объем сточных вод, отведенных в расчетном периоде с превышением установленного норматива, по тарифам на водоотведение, действующим в отношении сверхнормативных сбросов сточных вод, установленным в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".
В приложении N 2 к Договору согласованы месторасположение канализационных колодцев и границы балансовой и эксплуатационной принадлежности.
Согласно пункту 6 главы II Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 (далее - Правила N 728), периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод не может превышать 1 раза в месяц и реже 1 раза в календарный год. Согласно условиям договора контрольный отбор проб сточных вод абонента производится в любое время суток без предварительного извещения.
За период с июля 2020 года по август 2021 года Предприятие произвело отбор проб сточных вод на анализ из канализационных колодцев, установленных приложением N 2 к Договору, расположенных на сети водоотведения Общества. По результатам отборов проб Предприятие составило акты отбора проб сточных вод от 17.08.2020 N 189, от 11.09.2020 N 215, от 26.11.2020 N 271, от 01.12.2020 N 277, от 17.02.2021 N 37, от 23.03.2021 N 58, от 03.05.2021 N 95, от 21.06.2021 N 121, от 24.08.2021 N 146.
Результаты исследования проб показали содержание в сточных водах Общества превышение по загрязняющим веществам (фосфатам, ХПК, фосфату, фосфору, аммонию-иону), что является основанием для начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (ЦСВ).
По результатам проведенных анализов Предприятие выставило Обществу счета-фактуры за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверхустановленных нормативов и негативное воздействие на работу ЦСВ за спорный период на общую сумму 148 136 руб. 81 коп.
Ссылаясь на наличие у Общества задолженности по Договору, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций исковые требования удовлетворили, признав их обоснованными по праву и по размеру.
Проверив законность принятых при рассмотрении дела судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к следующим выводам.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Согласно пункту 10 статьи 7, пункту 22 статьи 2, пункту 13.1 статьи 2, части 2 статьи 30.1 Закона N 416-ФЗ, подпункту "и" пункта 35, пункту 13 Правил N 644 законодательством предусмотрены два вида показателей состава и свойств сточных вод, имеющие различную целевую направленность, и установлены два вида платы за нарушение каждого из них: - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения; - плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов.
Так, приложение N 4 к Правилам N 644 содержит Перечень веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, а приложение N 5 - Перечень максимальных допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения.
При этом нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления, а исчисление и взимание платы за их превышение - Правилами N 644 (раздел 15 Правил N 644).
Решением Псковской городской Думы от 22.09.2020 N 1301 "Об утверждении нормативов состава сточных вод для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение с использованием централизованной системы водоотведения муниципального предприятия г. Пскова "Горводоканал" на территории муниципального образования "Город Псков" установлены нормативы для города Пскова.
В силу пункта 195 Правил N 644 расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, а в случаях непредставления декларации, и случаях, предусмотренных пунктами 130 - 130(3) и 198 настоящих Правил, - на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение.
На основании пункта 2 Правил N 644 контрольный канализационный колодец - это колодец или иное сооружение (устройство), предназначенные для отбора проб сточных вод абонента, определенные в договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке сточных вод.
В соответствии с пунктом 30 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 (далее - Правила N 728), протокол исследований отобранной пробы сточных вод, составленный аккредитованной лабораторией, является единственным документальным подтверждением факта соблюдения либо нарушения абонентом декларации, нормативов состава сточных вод, требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Пунктом 33 Правил N 728 предусмотрено, что при отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, представитель абонента вправе заявить о необходимости осуществить параллельный отбор проб сточных вод.
В силу пункта 123(1) Правил N 644 кратность превышения концентрации загрязняющего вещества определяется по установленной формуле по результатам контроля состава и свойств сточных вод, проводимого на конкретном канализационном выпуске. При наличии у абонента нескольких канализационных выпусков в централизованную систему водоотведения и при отсутствии на них приборов учета сточных вод (за исключением случаев определения объемов сточных вод по данным баланса водопотребления и водоотведения) значение концентрации загрязняющего вещества определяется как усредненное значение концентрации загрязняющего вещества (показателя свойств сточных вод) по канализационным выпускам, для которых абонентом было указано в декларации либо установлено в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод нарушение установленных требований.
Из материалов дела следует, что в приложении N 2 к Договору стороны согласовали следующие контрольные колодцы: КК1, КК2, КК3. Кроме того, Общество подтвердило расположение согласованных контрольных колодцев в приложении к декларации за 2020 год. Предприятие произвело отбор проб из согласованных в Договоре колодцев.
Учитывая изложенное, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу о том, что отбор и последующий анализ проб сточных вод произведен Предприятием в соответствии с законодательством.
В соответствии с пунктом 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 настоящих Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130-130(3) настоящих Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод.
Согласно представленному в материалы дела расчету Предприятия плата за сброс Обществом загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за спорный период составила 55 038 руб. 42 коп., что соответствует пунктам 120, 123, 195 Правил N 644 и Решению Псковской городской Думы от 22.09.2020 N 1301.
При этом суды установили, что расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ произведен на основании условий Договора с учетом нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, за спорный период размер платы составил 93 098 руб. 39 коп.
В свою очередь, возражая против удовлетворения заявленных требований, Общество ссылается на неверное выполнение Предприятием расчета платы.
Общество указывает на то, что данный расчет произведен Предприятием на основании недостоверных данных об объемах сброшенной воды в разрезе каждого конкретного канализационного колодца. Общество полагает, что общая сумма задолженности составляет 59 825 руб. 67 коп.
Суды обоснованно отклонили указанные доводы Общества как необоснованные.
Так, расчет рассматриваемой платы выполнен Предприятием в соответствии с требованиями действующего законодательством.
Как установлено судами, отбор проб сточных вод произведен из согласованных контрольных колодцев КК1, КК2, КК3, проба которых не учитывалась в том случае, если такие колодцы были на подпоре и сухими, и в связи с этим фактическая концентрация загрязняющего вещества не может быть принята по усредненному значению концентрации загрязняющего вещества (показателя свойств сточных вод) по каждому из канализационных выпусков.
При этом в соответствии с пунктом 15 Договора для учета объемов поданной абоненту холодной воды и объема принятых сточных вод стороны используют приборы учета. Таким образом, фактический объем сточных вод, содержащих недопустимую концентрацию загрязняющих веществ, должен учитываться по данным прибора учета на основании акта отбора проб в рамках расчетного периода.
Согласно акту обследования сетей водоснабжения и водоотведения от 20.09.2022 (т.д. 2, л. 111) в рассматриваемом случае объекты (здания) Общества имеют канализационные выпуски в разные колодцы.
Учитывая наличие у Общества нескольких выпусков сточных вод, не оборудованных приборами учета, а также отсутствие возможности определить как усредненное значение концентрации загрязняющего вещества (показателя свойств сточных вод) по канализационным выпускам, так и точное количество сточных вод, отведенных через каждый из данных выпусков, суды пришли к обоснованному выводу, что размер платы определяется по общему объему отводимых сточных вод, который истцом надлежащим образом доказан.
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства и доводы, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о доказанности заявленных требований по праву и по размеру, и правомерно удовлетворили исковые требования.
Доводы, приведенные Обществом в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены судами.
Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены судебного акта, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств (обстоятельств, выводов судов) и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 22.11.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2023 по делу N А52-2686/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северо-западная инвестиционная компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.К. Серова |
Судьи |
В.К. Серова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 настоящих Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130-130(3) настоящих Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод.
Согласно представленному в материалы дела расчету Предприятия плата за сброс Обществом загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за спорный период составила 55 038 руб. 42 коп., что соответствует пунктам 120, 123, 195 Правил N 644 и Решению Псковской городской Думы от 22.09.2020 N 1301."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 мая 2023 г. N Ф07-5017/23 по делу N А52-2686/2022