18 мая 2023 г. |
Дело N А21-5187/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Лущаева С.В., Соколовой С.В.,
при участии от Калининградской областной таможни Гречухиной Е.А. (доверенность от 19.12.2022 N 72),
рассмотрев 18.05.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Балтийская медицинская компания" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.10.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2023 по делу N А21-5187/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Балтийская медицинская компания", адрес: 236010, Калининград, Мира пр., д. 136, лит. Г, каб. 7В, ОГРН 1145024003882, ИНН 5024144956 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными требований Калининградской областной таможни, адрес: 236016, Калининград, Артиллерийская ул., д. 26, стр. 1, ОГРН 1083925999992, ИНН 3906190003 (далее - Таможня), о внесении изменений в сведения, заявленные в декларации на товары N 10012020/170222/3017887, обязании таможенного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата 180 302 руб. 80 коп. излишне уплаченного налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Решением суда первой инстанции от 24.10.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.01.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 24.10.2022 и постановление от 30.01.2023, принять по данному делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
Податель кассационной жалобы настаивает на правомерности применения в отношении спорных товаров налоговой льготы по уплате НДС. Заявитель полагает, что выводы судов о несоблюдении требований для освобождения от обложения НДС (при наличии в материалах дела сертификатов соответствия, инструкций по эксплуатации товаров) являются необъективными, носят формальный подход. Поскольку ввезенный товар является изделием медицинского назначения, используется в аппарате искусственной почки для проведения процедуры гемодиализа, который относится к группе продукции с кодом 94 4400 Общероссийского классификатора продукции (далее - ОКП), по мнению Общества, он, будучи принадлежностью данного аппарата и образуя с ним одну сложную вещь, подлежит отнесению к той же группе продукции 94 4400 ОКП. С учетом упразднения приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст Общероссийского классификатора продукции (ОКП) ОК 005-93 и введения в действие Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, присвоения товарам кодов ОКПД2 32.50.13.190 и 32.50.21.130 и отнесения их к товарной позиции 9018 в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), Общество полагает, что им подтверждено соответствие товаров положениям пункта 14 Перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 (далее - Перечень N 1042).
В отзыве на кассационную жалобу Таможня, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представитель таможенного органа возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, приведенным в отзыве.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в судебное заседание не направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в рамках внешнеэкономического контракта от 05.07.2021 N 08/2021, заключенного с иностранной компанией "Renal Health Organisation UK Limited" (Великобритания), Общество ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и задекларировало по декларации на товары N 10012020/170222/3017887, в том числе:
товар N 2 - "важнейшее и жизненно необходимое медицинское изделие, набор магистралей: магистраль артериальная, магистраль венозная, код ОКПД2 32.50.13.190: не военного назначения; кровопроводящие магистрали для гемодиализа, модель A363R-V849R"; товарный знак, марка и артикул отсутствуют, производитель: компания "NIPRO (THAILAND) CORPORATION LIMITED" (Таиланд); код 9018 90 500 9 ТН ВЭД ЕАЭС;
товар N 6 - "картридж медицинский, бикарбонатный DIACART, код ОКПД2 32.50.21.130, предназначен для разового использования при процедуре гемодиализа, являются частью аппарата (сменной принадлежностью)"; товарный знак, марка и артикул отсутствуют, производитель: компания "SERUMWERK BERNBURG VERTRIEBS GMBH"; код 9018 90 300 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
В графе 36 декларации на товары "Преференция" указано "ОООО-ХТ" (освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию медицинских изделий).
При декларировании товара Общество приложило к декларации на товары регистрационные удостоверения на медицинское изделие от 03.12.2007 N ФСЗ 2007/00720, от 22.05.2008 N ФСЗ 2008/01600, выданные Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, декларации о соответствии, а также сертификаты соответствия на товар от 10.02.2021 N РОСС JP.HB61.H19686, РОСС JP.HB61.H19684.
По результатам проведенного таможенного контроля представленных при декларировании документов и сведений таможенным органом Обществу выставлены требования от 18.02.2022 о представлении в срок до 19.02.2022 в отношении товаров N 2, 6 регистрационных удостоверений на медицинское изделие "Кровопроводящие магистрали для гемодиализа" и медицинское изделие "Картридж медицинский бикарбонатный: DiaCart" с кодом ОКП, который поименован в Перечне N 1042.
Ввиду того, что Обществом представлены регистрационные удостоверения, в которых указан код ОКП, не включенный в раздел I Перечня N 1042, Таможня пришла к выводу, что в отношении спорных товаров освобождение от уплаты НДС не применяется. Обществу выставлены требования от 18.02.2022 о внесении в срок до 20.02.2022 изменений (дополнений) в сведения, заявленные в графах 36, 44, 47 декларации на товары до выпуска товара.
Считая требования таможенного органа незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, изучив обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, пришли к выводу о неправомерности применения Обществом льготы по уплате НДС в отношении спорного товара, поэтому отказали в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции, ознакомившись с доводами кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу пункта 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 названного Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация, а также передача на территории Российской Федерации медицинских изделий отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042.
Согласно статье 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила), подлежащих обращению на территории Российской Федерации, устанавливающие порядок их государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 6 Правил документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
В силу подпункта "и" пункта 56 Правил (в редакции, действовавшей на момент выдачи представленных заявителем регистрационных удостоверений) в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается код общероссийского классификатора продукции (ОКП) для медицинского изделия.
Согласно подпункту "и" пункта 56 Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 160) в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.
Перечень N 1042 в отношении товаров, освобождаемых от налогообложения НДС, содержит наименование товара и ссылку на соответствующий код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93, а также сведения о соответствующем коде по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и ТН ВЭД ЕАЭС, которые применяются с учетом примечаний.
Из примечания 1 к Перечню N 1042 следует, что для целей применения раздела I данного перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом ЕАЭС или государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из сносок <*> <******> к Перечню N 1042, код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на код (ОКП) ОК 005-93. Код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на данный код.
Соответственно, единственным документом, достоверно подтверждающим значение кода ОКП (ОКПД 2) ввезенного товара, является его регистрационное удостоверение.
Таким образом, освобождение от уплаты НДС в отношении медицинских изделий, ввозимых в Российскую Федерацию, применяется при наличии регистрационного удостоверения на данные изделия и совпадения (соответствия) кода ОКП для медицинского изделия, указанного в регистрационном удостоверении, коду ОКП, включенному в Перечень.
В регистрационном удостоверении на медицинское изделие от 03.12.2007 N ФСЗ 2007/00720 в отношении изделия "Кровопроводящие магистрали для гемодиализа" указан код ОКП 93 9800.
В регистрационном удостоверении на медицинское изделие от 22.05.2008 N ФСЗ 2008/01600 в отношении изделия "Картридж медицинские бикарбонатный: DialCart" также указан код ОКП 93 9800.
С учетом примечания 1 к Перечню N 1042 для освобождения от уплаты НДС при ввозе товара ввозимый товар по коду ТН ВЭД ЕАЭС и коду ОКП должен быть включен в данный Перечень. При этом существенным фактором для освобождения от уплаты НДС при ввозе спорного товара является одновременное совпадение кода ТН ВЭД ЕАЭС и кода ОКП в рамках одного пункта Перечня N 1042.
Из материалов дела усматривается, что при таможенном декларировании Общество заявило в отношении товара N 2 код 9018 90 500 9 ТН ВЭД ЕАЭС, а в отношении товара N 6 - код 9018 90 300 0 ТН ВЭД ЕАЭС, при этом в регистрационных удостоверениях по этим изделиям указан один код ОКП 93 9800.
Вместе с тем в разделе I Перечня не поименованы товары, одновременно соответствующие кодам 9018 90 500 9 и 9018 90 300 0 ТН ВЭД ЕАЭС и коду ОКП 93 9800, в связи с чем суды обоснованно заключили, что Обществом не соблюдены условия примечания 1 к Перечню для целей освобождения товара от уплаты НДС.
Ссылки Общества на соответствие товара коду ОКП 94 4400, который вместе с товарной позицией 9018 ТН ВЭД ЕАЭС указан в пункте 14 Перечня N 1042, рассмотрены судами и обоснованно отклонены.
В соответствии с пунктом 14 раздела I указанного Перечня, не подлежат обложению НДС устройства для замещения функций органов и систем организма 94 4400 (приборы и аппараты для электролечения низкочастотные; аппараты для электролечения высокочастотные и квантовые; приборы и аппараты для воздействия ультрафиолетовыми и инфракрасными лучами; эндоскопы для лечения; аппараты водолечебные и бальнеологические, механотерапевтические; приборы и аппараты радиотерапевтические, рентгенотерапевтические и ультразвуковые; аппараты ингаляционного наркоза, вентиляции легких, аэрозольтерапии, компенсации и лечения кислородной недостаточности; аппараты вакуумно-нагнетательные, для вливания и ирригации; аппараты и устройства для замещения функций органов и систем организма; приборы и аппараты для лечения другие), в том числе классифицируемые в товарной позиции 9018 ТН ВЭД ЕАЭС.
Однако достоверных и достаточных доказательств соответствия спорного товара коду ОКП 94 4400, содержащемуся в Перечне N 1042, Обществом не представлено и в материалах дела отсутствуют. Согласно представленным регистрационным удостоверениям спорным товарам присвоен код 93 9800 ОКП. Произвольное изменение присвоенного в установленном законодательством порядке кода ОКП на иной код (в данном случае ОКП 94 4400) с целью приведения товара в соответствие с пунктом 14 раздела I Перечня N 1042, как верно отметили суды, является необоснованным.
Вопреки доводам кассационной жалобы, с учетом вышеприведенных положений действующего законодательства, представленные декларации о соответствии и сертификаты соответствия на товар от 10.02.2021 N РОСС JP.HB61.H19686, РОСС JP.HB61.H19684 не являются документами, подтверждающими право на применение льготы по НДС.
Сам по себе код ОКП (ОКПД2), содержащийся в тех или иных документах (декларации о соответствии, сертификате соответствия) не является основанием для применения льгот. Отмена кодов ОКП и введение в действие кодов ОКПД2 само по себе не свидетельствует о возможности применения Обществом освобождения от уплаты НДС, поскольку упраздненный приказом Госстандарта от 31.01.2014 N 14-ст код ОКП 93 9800 изначально не был льготным. Кроме того, ссылка Общества на упразднение кодов ОКП является несостоятельной, поскольку это обстоятельство не означает прекращения их использования, в частности, в целях проверки включения медицинского изделия в Перечень N 1042.
С учетом представленных регистрационных удостоверений и указаний, содержащихся в Перечне N 1042, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые требования соответствуют закону и не нарушают права Общества.
Все доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов и не опровергают их выводы, а указывают на не согласие подателя жалобы с оценкой доказательств и установленных фактических обстоятельств данного дела
Несогласие подателя жалобы с оценкой судами фактических обстоятельств дела и иное толкование норм материального права не может быть положено в обоснование отмены обжалованных судебных актов.
С учетом изложенного кассационный суд не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, поэтому кассационная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.10.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2023 по делу N А21-5187/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Балтийская медицинская компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила), подлежащих обращению на территории Российской Федерации, устанавливающие порядок их государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 6 Правил документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
В силу подпункта "и" пункта 56 Правил (в редакции, действовавшей на момент выдачи представленных заявителем регистрационных удостоверений) в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается код общероссийского классификатора продукции (ОКП) для медицинского изделия.
Согласно подпункту "и" пункта 56 Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 160) в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.
...
Ссылки Общества на соответствие товара коду ОКП 94 4400, который вместе с товарной позицией 9018 ТН ВЭД ЕАЭС указан в пункте 14 Перечня N 1042, рассмотрены судами и обоснованно отклонены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 мая 2023 г. N Ф07-4836/23 по делу N А21-5187/2022