25 мая 2023 г. |
Дело N А42-7211/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 25 мая 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Пастуховой М.В., Старченковой В.В.,
рассмотрев 25.05.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по жилищной политике Администрации города Мурманска на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2023 по делу N А42-7211/2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Мурманская ТЭЦ", адрес: город Мурманск, улица Шмидта, дом 14, ОГРН 1055100064524, ИНН 5190141373 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Комитету по жилищной политике Администрации города Мурманска, адрес: 183038, город Мурманск, улица Профсоюзов, дом 20, ОГРН 1115190008702, ИНН 5190932826 (далее - Комитет), о взыскании 512 930 руб. 97 коп. неосновательного обогащения в виде стоимости потерь в тепловых сетях за период с 01.02.2022 по 31.05.2022 и 2634 руб. 83 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 26.03.2022 по 28.07.2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет имущественных отношений города Мурманска, Администрация города Мурманска.
Решением суда первой инстанции от 11.11.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.02.2023, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новое решение об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы считает, что Комитет является ненадлежащим ответчиком, поскольку спорные участки сетей, в которых возникли тепловые потери, Комитету на праве оперативного управления не переданы; бюджетом муниципального образования выделение Комитету денежных средств на расходы, связанные с возмещением ресурсоснабжающей организации убытков в виде потерь тепловой энергии, не предусмотрено.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Представители участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество, осуществляя функции теплоснабжающей организации на территории муниципального образования город Мурманск, в период с 01.02.2022 по 31.05.2022 поставило тепловую энергию потребителям с использованием тепловых сетей, расположенных в городе Мурманске по адресам: пер. Русанова, д. 13, д. 15; ул. Полярные Зори, д. 24, д. 28/13; ул. Сомова, д. 5, д. 7; ул. Самойловой, д. 3; ул. Софьи Перовской, д. 31/11, ул. Шабалина, д. 4; ул. Туристов, д. 11 и находящихся в муниципальной собственности.
Договор на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь в сетях муниципального образования город Мурманск не заключен.
Полагая, что муниципальное образование город Мурманск в лице Комитета обязано возместить стоимость потерь тепловой энергии, возникших в спорных тепловых сетях, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды, признав Комитет надлежащим ответчиком по заявленному иску, удовлетворили требования Общества, посчитав их обоснованными по праву и по размеру.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положений Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункта 55 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, собственник или законный владелец тепловых сетей обязан компенсировать теплоснабжающей организации потери тепловой энергии и теплоносителя, возникающие в принадлежащих ему тепловых сетях, независимо от наличия или отсутствия договора с ресурсоснабжающей организацией.
Факт нахождения спорных участков тепловых сетей в муниципальной собственности подтвержден представленными в материалы дела выписками из реестра муниципального имущества города Мурманска и из Единого государственного реестра недвижимости, установлен вступившими в законную силу судебными актами по ранее рассмотренным делам, имеющим преюдициальное значение для настоящего спора, и в ходе рассмотрения дела сторонами не оспаривался.
Признав Комитет органом, уполномоченным от имени муниципального образования компенсировать Обществу расходы, связанные с потерями тепловой энергии в тепловых сетях, входящих в состав муниципальной казны города Мурманска, суды руководствовались нормами статьи 124, пункта 2 статьи 125 ГК РФ, пунктом 1 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 3.2, 1.5, 1.6, 1.7 Положения о Комитете, утвержденного решением Совета депутатов города Мурманска от 31.05.2011 N 37-484.
Кроме того, суды учли, что правомерность привлечения Комитета в качестве ответчика по аналогичным искам Общества, подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по ранее рассмотренным делам.
Исходя из установленных по делу обстоятельств суды обоснованно удовлетворили заявленные Обществом требования, взыскав с Комитета в порядке статьи 1102 ГК РФ неосновательное обогащение в виде стоимости тепловых потерь в муниципальных сетях за период с 01.02.2022 по 31.05.2022.
Расчет стоимости тепловых потерь судами проверен и признан соответствующим Порядку определения нормативных потерь при передаче тепловой энергии, утвержденному приказом Минэнерго России от 30.12.2008 N 325. Возражений относительно правильности произведенного истцом расчета стоимости тепловых потерь ответчиком не представлено.
Поскольку доводы, приведенные в кассационной жалобе Комитета, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального или процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2023 по делу N А42-7211/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по жилищной политике Администрации города Мурманска - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.