29 мая 2023 г. |
Дело N А56-53469/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Сфера-Инвест" Бреева А.В. (доверенность от14.06.2022), от акционерного общества "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" Гутниковой А.М. (доверенность от 09.01.2023),
рассмотрев 24.05.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сфера-Инвест" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2023 по делу N А56-53469/2022,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области", адрес: 188808, Ленинградская обл., г.Выборг, ул. Кривоносова, д.13, пом. 28, ОГРН 1084704002360 (далее - Региональный оператор, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Сфера-Инвест", адрес: 199004, Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., д.4Б, пом. 7, ком. 7, ОГРН 1037800119389, ИНН 7801249680 (далее - Общество, управляющая компания, ответчик) 489 784 руб. 14 коп. задолженности за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), оказанные в период с 01.08.2021 по 31.01.2022, 28 931 руб. 80 коп. неустойки начисленной с 11.09.2021 по 27.02.2022.
Решением суда от 24.11.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.02.2023, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с судебными актами, Общество направило кассационную жалобу, в которой просит судебные акты отменить и вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
В основание своих доводов податель жалобы ссылается на отсутствие обязанности у управляющей компании обслуживающей многоквартирный дом по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, п. Бугры, ул. Нижняя, д.5, к.3 (далее - МКД) заключать договор с Региональным оператором, в виду наличия в спорный период обязанности у собственников жилых помещении по заключению прямых договоров на вывоз ТКО. Кроме того, Общество настаивает на том, что истец не доказал факты вывоза ТКО в заявленном им объеме (взаимосвязи образования жильцами вышеназванного МКД отходов и пропорционального увеличения ТКО на иных площадках), а равно, несения Региональным оператором при осуществлении названной услуги финансовых затрат.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы жалобы, а представитель Регионального оператора с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, истец является Региональным оператором по обращению с ТКО на территории Ленинградской области и осуществляет деятельность по обращению с ТКО на территории Ленинградской области на основании Соглашения, заключенного с субъектом Российской Федерации - Ленинградской областью в лице Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, от 24.04.2018 об организации деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на территории зоны деятельности "Ленинградская область". Истцу присвоен статус Регионального оператора по обращению с ТКО и определена зона деятельности- Ленинградская область.
Региональный оператор 20.03.2019, исполнив обязанность, предусмотренную пунктом 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением N 1156 (далее - Правила N 1156, Правила обращения с ТКО), разместил в официальном источнике публикации правовых актов Ленинградской области - Газета "Вести" N 21 (4499) (дополнение к оферте опубликовано 30.08.2019 Газета "Вести" N 66 (4544)), а также на своем сайте www.uko-lenobl.ru. предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.
Общество, осуществлявшее в рассматриваемый период управление общим имуществом МКД на основании договора управления МКД, заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО в адрес Регионального оператора не направило.
Поскольку заявка на заключение договора на оказание услуги по обращению с ТКО от Общества в установленные сроки в адрес истца не поступила, Региональный оператор на основании пункта 8(18) Правил N 1156 оказывал услугу по обращению с ТКО ответчику на условиях утвержденной типовой формы договора.
В соответствии с пунктом 5 типового договора, под расчетным периодом по договору понимается один месяц. Стоимость услуг по договору рассчитывается из утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора, на основании действующих правил для расчета стоимости услуги регионального оператора.
Пунктом 6 типового договора предусмотрено, что потребитель оплачивает услуги регионального оператора до десятого числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
По расчету Регионального оператора размер задолженности Общества за услуги по обращению с ТКО, оказанные в период с 01.08.2021 по 31.01.2022 в отношении спорного МКД, составил 489 784 руб. 14 коп., в связи с чем в адрес Общества направлена претензия от 14.04.2022 N УК-8300-04/22 с требованием уплатить указанную задолженность.
Оставление Обществом претензии без исполнения послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, сочли правомерным требование Регионального оператора об уплате управляющей компанией задолженности и пени за услуги по вывозу ТКО как по праву, так и размеру.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям искового производства.
При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из следующего.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статьи 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; далее - Закон N 89-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с частью 4 той же статьи на собственников твердых коммунальных отходов возложена обязанность заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (часть 5 той же статьи). Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен Правилами N 1156, согласно пункту 8 (18) которых региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора. Потребитель в свою очередь - в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (абзац четвертый пункта 8(17) Правил N 1156).
Пунктом 8(18) Правил N 1156 предусмотрено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1.1 Правил N 1156.
Таким образом, заключение договора с региональным оператором является обязанностью потребителя, реализуемой им в силу закона самостоятельно, путем направления соответствующей заявки, рассматриваемой в ограниченные сроки.
При этом юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы (пункт 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Учитывая означенное правовое регулирование, суды пришли к обоснованному выводу, что договорные отношения оформляются и договор считается заключенным на условиях типового договора. Более того, как таковое отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктами 5 и 7 Правил N 1156.
Как было указано ранее, Региональный оператор в официальном источнике публикации правовых актов Ленинградской области - Газета "Вести" N 21 (4499) (дополнение к оферте опубликовано 30.08.2019 Газета "Вести" N 66 (4544)), а также на своем сайте www.uko-lenobl.ru. разместил предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора, который соответствует форме типового договора, утвержденного Постановлением N 1156.
Между тем, Общество, осуществлявшее в рассматриваемый период управление общим имуществом МКД, заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО в адрес Регионального оператора не направило.
Как установлено частью 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ), управляющие организации не вправе отказываться от заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 данного кодекса.
Согласно пункту 148.7 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 148(5) этих Правил, посредством заключения с региональным оператором по обращению с ТКО договора на оказание услуг по обращению с ТКО в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям.
В подпункте "б" пункта 148.22 Правил N 354 указано, что исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО (в рассматриваемом случае - управляющая компания) обязан заключать с региональным оператором по обращению с ТКО договоры на оказание услуг по обращению с ТКО.
Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "г" - "е" пункта 148(11) Правил N 354, с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала вывоза ТКО по договору на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенному управляющей организацией с региональным оператором по обращению с ТКО (пункт 148(8) Правил N 354).
Суды рассмотрели и не приняли возражения Общества, утверждавшего о необходимости заключения Региональным оператором договоров непосредственно с собственниками жилых помещений спорного МКД с более ранней даты в связи с наличием решения принятого Протоколом N 1 ООС.
Вопреки указанным доводам, Региональный оператор исполнил свою обязанность по заключению договоров на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с собственниками помещений спорного МКД в установленном нормами ЖК РФ порядке с момента получения от Общества требуемого комплекта документов (в полном объеме документы направлены письмом N 17/22 только 28.01.2022), в связи с чем не ранее начала февраля 2022 года Региональный оператор в силу закона имел право на заключение указанных договоров (при этом период с февраля 2022 года не включен в исковой период).
С учетом изложенного, в отсутствие обстоятельств, при которых допускается заключение Региональным оператором договоров на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с собственниками помещений в многоквартирном доме, обязанность заключить с региональным оператором такой договор лежит на управляющей организации такого дома.
В соответствии с частью 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ними в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов их накопления. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Вывод ответчика о недоказанности объема оказанных истцом услуг также признается несостоятельным, факт оказания услуг подтверждается материалам дела, в том числе счетами на оплату, актами оказанных услуг (том дела 1; листы 163 - 174).
Доказательства направления в адрес истца каких-либо возражений по качеству, объему и стоимости услуг, отсутствуют. При этом факт образования ТКО жителями МКД в спорный период также не оспаривался.
Приняв во внимание правовую позицию, изложенную в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978, суд округа отмечает, что образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, а, следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского договора неизбежно вызывает формирование таких отходов.
Таким образом, при констатации необходимости заключения договора на вывоз ТКО только с Региональным оператором (поскольку приобретение юридическим лицом статуса регионального оператора исключает возможность наличия на рынке оказания услуг иных лиц, осуществляющих функции регионального оператора без наделения таковым статусом с первого числа месяца, последующего за датой утверждения тарифа), суд правомерно возложил на Общество обязанность по оплате задолженности за спорный период.
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В рассматриваемом случае, наличие возражений ответчика по расположению места накопления отходов не является основанием для отказа по оплате оказанных услуг.
Так, обязанность по оборудованию контейнерной площадки возложена на организацию, осуществляющую управление МКД, в соответствии со статьями 161, 162, 193 ЖК РФ, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
Данные о местах накопления ТКО внесены в соответствии с действующим законодательством в реестры мест (площадок) накопления ТКО на территории указанных муниципальных образований Ленинградской области, и отражены в Территориальной схеме, являющейся приложением N 4 и общедоступной информацией, размещенной на официальном сайте Комитета по обращению с отходами Ленинградской области waste.lenobl.ru.
Доказательств принятия всех необходимых мер для организации места накопления ТКО (ближайшего для потребителей) по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, п. Бугры, ул. Нижняя, д.5, к.3 (в том числе внесения в реестры мест/площадок накопления ТКО), Общество как управляющая компания, не представила.
Между тем, отсутствие возможности у потребителя организовать на своей территории отдельную площадку накопления отходов не лишает потребителя права пользоваться услугой и не означает, что услуга по обращению с ТКО ему не может быть оказана.
В таком случае законодательство предусматривает возможность потребителя пользоваться данной услугой на любых общественных общедоступных площадках, расчет с данным потребителем осуществляется по установленному нормативу.
В свою очередь, истец, наделенный статусом Регионального оператора, надлежащим образом исполнял свои обязанности по вывозу ТКО со всех мест (площадок) накопления ТКО на территории Ленинградской области.
Учитывая презумпцию осуществления деятельности, объективно приводящей к образованию ТКО и положения статьи 781 ГК РФ (об обязании оплатить оказанные услуги), довод ответчика о том, что он не пользовался услугами истца, судом обоснованно не принят.
Утверждение ответчика о том, что услуги по вывозу ТКО оказывались Региональным оператором через третье лицо (ИП Бородкин Д.В.), судом оценено и отклонено. В суде кассационной инстанции такая оценка не является предметом обжалования.
Поскольку факт просрочки исполнения ответчиком обязательства по оплате услуг Регионального оператора доказан, истец в силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ и на основании пункта 22 типового договора (согласно которому в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки) вправе взыскать, начисленную на такую задолженность неустойку.
В связи с допущенной просрочкой в оплате в спорный период суды правильно взыскали пени за период с 01.08.2021 по 31.01.2022 в сумме 28 931 руб. 80 коп.
Доводы кассационной жалобы, повторяющие изложенную в ходе рассмотрения дела позицию по спору, основаны на иной, отличной от изложенной в судебных актах оценки судами представленных в материалы дела доказательств и обстоятельств дела, и при этом уже были предметом исследования суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая оценка, в связи с чем, их повторение поданной в суд кассационной инстанции жалобе представляет собой требование о переоценке доказательств и обстоятельств дела, что выходит за предусмотренные частью 2 статьи 287 АПК РФ пределы компетенции суда кассационной инстанции.
При изложенных обстоятельствах, основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2023 по делу N А56-53469/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сфера-Инвест" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае, наличие возражений ответчика по расположению места накопления отходов не является основанием для отказа по оплате оказанных услуг.
Так, обязанность по оборудованию контейнерной площадки возложена на организацию, осуществляющую управление МКД, в соответствии со статьями 161, 162, 193 ЖК РФ, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
...
Учитывая презумпцию осуществления деятельности, объективно приводящей к образованию ТКО и положения статьи 781 ГК РФ (об обязании оплатить оказанные услуги), довод ответчика о том, что он не пользовался услугами истца, судом обоснованно не принят.
...
Поскольку факт просрочки исполнения ответчиком обязательства по оплате услуг Регионального оператора доказан, истец в силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ и на основании пункта 22 типового договора (согласно которому в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки) вправе взыскать, начисленную на такую задолженность неустойку."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 мая 2023 г. N Ф07-5795/23 по делу N А56-53469/2022