31 мая 2023 г. |
Дело N А56-5913/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Елагиной О.К., Пряхиной Ю.В.
при участии от акционерного общества "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" Сладковой А.В. (доверенность от 09.01.2023),
рассмотрев 31.05.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Леноблтеплоснаб" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2022 по делу N А56-5913/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Леноблтеплоснаб", адрес: 192171, Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 57, лит. В, ОГРН 1127847401780, ИНН 7811527520 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к акционерному обществу "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области", адрес: 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, ул. Кривоносова, д. 13, пом. 28, ОГРН 1084704002360, ИНН 4704077078 (далее - Компания), о понуждении к заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО; Договор) в редакции, предложенной Обществом.
Решением суда первой инстанции от 06.03.2021 Договор утвержден в редакции, предложенной Обществом, за исключением пункта 4, изложенного судом в следующей редакции: "Дата начала оказания услуг в соответствии с настоящим договором определяется датой вступления в силу судебного решения".
Постановлением апелляционного суда от 30.07.2021 решение от 06.03.2021 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.12.2021 решение от 06.03.2021 и постановление от 30.07.2021 отменены, дело направлено в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области на новое рассмотрение в ином составе суда.
При новом рассмотрении Общество уточнило свои требования, которые приняты к рассмотрению судом первой инстанции.
Таким образом Общество просило суд заключить Договор между Обществом и Компанией на условиях, сформулированных в редакции от 31.08.2020 в отношении:
наименования объекта: котельная по адресу: Ленинградская область, Волховский р-н, с. Старая Ладога, Советская ул., д. 30;
наименования ТКО: код ФККО, класс опасности для ОС;
объема ТКО: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); 7 33 100 01 72 4; 4; 2 (м/год);
смет с территории предприятия малоопасный; 7 33 390 01 71 4; 4; 0,4 (м/год); мусор и смет производственных помещений малоопасный; 7 33 210 01 72 4; 4; 0,6 (м/год);
общего объема ТКО - 3 (м/год);
места (площадки) накопления ТКО: Ленинградская область, Волховский р-н, с. Старая Ладога, ул. Советская, д. 30 (территория котельной);
периодичности вывоза: четыре раза в год: первый четверг последнего месяца квартала (последние месяца кварталов - март, июнь, сентябрь, декабрь).
Решением суда от 10.06.2022 в удовлетворении требований Общества отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 12.12.2022 решение суда от 10.06.2022 отменено.
Судом апелляционной инстанции принято решение об урегулировании разногласий по Договору между Обществом и Компанией путем обязания заключить его в редакции от 20.09.2022, предложенной Компанией. Судом распределены между сторонами расходы по государственной пошлине.
Общество в кассационном порядке обжаловало постановление апелляционного суда.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, просит изменить постановление в части "заключения договора в редакции Компании".
Податель жалобы считает, что судом апелляционной инстанции принято решение без учета его требований, заявленных при уточнении иска, касающихся определения кода ФККО, даты начала оказания услуг, сроков накопления и вывоза мусора.
В судебном заседании представитель Компании, указав на правомерность постановления апелляционного суда, просил оставить его без изменения.
Жалоба рассмотрена кассационным судом без участия представителей Общества, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Компания является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Ленинградской области.
На официальный адрес электронной почты Компании Общество 02.10.2019 в порядке, предусмотренном Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156), направило заявку в электронной форме для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно пункту 8(8) Правил N 1156 заявка потребителей и прилагаемые документы рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления. В случае, если в заявке потребителя отсутствуют необходимые сведения и (или) документы, региональный оператор в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему уведомление в письменной форме о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы. В случае, если необходимые сведения и документы не представлены в течение 15 дней со дня получения им уведомления о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, региональный оператор прекращает рассмотрение заявки потребителя и возвращает заявку с указанием причин возврата.
Как указало Общество, Компания не рассмотрела заявку в установленные законом сроки, не представила мотивированный отказ от ее принятия, не запросила недостающие документы, Договор сторонами не заключен, вывоз мусора с 01.11.2019 Компанией не производится.
Данное обстоятельство послужило Обществу основанием для обращения в арбитражный суд с иском о заключении спорного договора в судебном порядке на условиях, им предложенных.
Суд первой инстанции при новом рассмотрении дела исходя из того что заявка Общества на заключение договора не была согласована Компанией, пришел к выводу, что Договор между сторонами считается заключенным на условиях типового договора, утвержденного Постановлением N 1156 и в удовлетворении иска отказал.
Суд апелляционной инстанции посчитал требование Общества о заключении Договора подлежащим удовлетворению, но в редакции Компании, изложенной в проекте договора (с приложениями) от 20.09.2022, который поступил в канцелярию апелляционного суда в электронном виде 21.09.2022.
Суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пунктам 2, 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение 30 дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение 30 дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу пункта 1 статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Правила N 1156, предусматривают, что обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных региональным оператором с потребителями, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления (пункты 4 и 5 Правил N 1156).
Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО предусмотрена для потребителя пунктами 4, 8(11), 8(12) Правил N 1156.
В данном случае судом апелляционной инстанции установлено, что Общество обратилось к Компании с двумя заявками на заключение договоров на оказание услуг по обращению с ТКО: от 01.10.2019 N 590 и от 10.11.2021 N 576 - в отношении объектов согласно документам, приложенным к заявкам.
В пункте 8(8) Правил N 1156 указано, что заявка потребителя и документы, предусмотренные пунктом 8(7) Правил, рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления.
В случае, если в заявке потребителя отсутствуют необходимые сведения и (или) документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) Правил N 1156, региональный оператор в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему уведомление в письменной форме о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, после чего приостанавливает рассмотрение заявки потребителя до получения недостающих сведений и документов. В случае, если недостающие сведения и (или) документы не представлены потребителем в течение 15 рабочих дней со дня получения потребителем уведомления о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, региональный оператор прекращает рассмотрение заявки потребителя и возвращает ее с указанием причин возврата.
Согласно пункту 8(10) Правил N 1156 в случае, если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) означенных Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с ТКО по форме, утвержденной Постановлением N 1156 и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
Апелляционным судом установлено, что Компания заявки Общества не рассмотрела, недостающие документы не запросила, заявки с указанием причин возврата Обществу не направила, подписанный со своей стороны договор потребителю также не направила.
В пункте 8(15) Правил N 1156 указано, что в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) данных Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) названных Правил.
Поскольку Компания не приняла меры по урегулированию разногласий по договору, не направила Обществу проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО с учетом предложений, внесенных потребителем, апелляционный суд обоснованно заключил, что договор нельзя считать заключенным в порядке пункта 8(15) Правил N 1156.
С учетом того что соответствующие проекты договора с приложениями были представлены как Компанией, так и Обществом суду уже в ходе судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что суд первой инстанции ошибочно признал Договор заключенным на условиях типового договора, и рассмотрел разногласия сторон.
Судом апелляционной инстанции установлено, что между сторонами имеются разногласия относительно редакции пунктов 4, 5, 15, 26 Договора, а также содержания приложений.
Общество предложило пункт 4 Договора изложить в следующей редакции: "Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по настоящему договору дата вступления в силу судебного акта о заключении настоящего договора".
В редакции Компании пункт 4 выглядит так: "Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в Волховском районе Ленинградской области - "01" ноября 2019 года".
Суд апелляционной инстанции признал правильной позицию Компании исходя из того, что независимо от даты заключения публичного договора, датой начала оказания услуг регионального оператора будет являться дата начала деятельности оператора в соответствующем муниципальном районе Ленинградской области.
В пункте 15 Договора Компания предложила формулу для расчета применительно к расчету на основании нормативов накопления ТКО (пункт 5.1.) и к расчету на основании объема вывезенных контейнеров (пункт 5.2). Обществом предложен пункт 15 Договора в редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом:
- расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов в отношении объектов, указанных в Приложении N 1 к настоящему договору;
- расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов в отношении объектов, указанных в Приложении N 2 к настоящему договору".
Суд апелляционной инстанции в рассматриваемом случае - исходя из того, что Общество не представило решения уполномоченных органов о согласовании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, а также подтвердило соответствие контейнерной площадки требованиям в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в отношении объектов расположенных по адресам: Ленинградская обл., Волховский р-н, г. Сясьстрой, ул. Культуры, д. 1А (склад); Ленинградская обл., Волховский р-н, дер. Кисельня, Центральная ул., д. 2 (котельная), не в полным объеме представило информацию необходимую для исчисления платы за оказание услуг, пришло к выводу, что правильной является редакция предложенная Компанией.
В соответствии с Законом N 89-ФЗ вывоз твердых коммунальных отходов осуществляется по мере накопления. Срок временного накопления твердых коммунальных отходов установлен СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", согласно которым срок временного накопления твердых коммунальных отходов определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3 суток: плюс 5 °C и выше - не более 1 суток; плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток.
Нарушения потребителем сроков временного накопления ТКО не допускается, а региональный оператор обязан обеспечить вывоз ТКО по мере их накопления.
Поскольку места накопления твердых коммунальных отходов находятся на закрытой территории Общества, то суд апелляционной инстанции посчитал допустимым вывоз ТКО региональным оператором по заявке Общества, в которой будут определены дата и время вывоза отходов.
Апелляционный суд рассмотрел разногласия сторон по спору относительно наименования ТКО и классификации производимых Обществом отходов применительно к кодам по ФККО и исходя из приведенных норм права и в силу публичного характера договора обоснованно посчитал, что в обязанности регионального оператора не входит обязанность по вывозу иных типов отходов, не относящихся к ТКО.
Проанализировав доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что из заявленных Обществом к вывозу видов мусора к ТКО относятся отходы кода 7 33 200 02 72 4 "мусор офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)", поэтому только в отношении этих отходов признал правомерными требования Общества.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции решил, что Договор подлежит заключению на условиях предложенных Компанией в проекте договора (с приложениями) от 20.09.2022, поступившем в канцелярию апелляционного суда в электронном виде 21.09.2022; требование Общества о заключении Договора суд постановил удовлетворить.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах, поэтому кассационная инстанция исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы Общества. Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2022 по делу N А56-5913/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Леноблтеплоснаб" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Судьи |
Н.Н. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку Компания не приняла меры по урегулированию разногласий по договору, не направила Обществу проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО с учетом предложений, внесенных потребителем, апелляционный суд обоснованно заключил, что договор нельзя считать заключенным в порядке пункта 8(15) Правил N 1156.
...
В соответствии с Законом N 89-ФЗ вывоз твердых коммунальных отходов осуществляется по мере накопления. Срок временного накопления твердых коммунальных отходов установлен СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", согласно которым срок временного накопления твердых коммунальных отходов определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3 суток: плюс 5 °C и выше - не более 1 суток; плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 мая 2023 г. N Ф07-1762/23 по делу N А56-5913/2020
Хронология рассмотрения дела:
31.05.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1762/2023
12.12.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-23453/2022
10.06.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-5913/20
20.12.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16829/2021
30.07.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13562/2021
06.03.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-5913/20