01 июня 2023 г. |
Дело N А05-8006/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Строительный холдинг" Маркевич М.В. (доверенность от 06.06.2022),
рассмотрев 30.05.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительный холдинг" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2023 по делу N А05-8006/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Строительный холдинг", адрес: 163072, город Архангельск, проспект Советских Космонавтов, дом 178, офис 31, ОГРН 1112901013180, ИНН 2901221979 (далее - ООО "Стройхолдинг"), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Контрактному агентству Архангельской области, адрес: 163069, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18, ОГРН 1082901013580, ИНН 2901186555 (далее - Агентство), к комиссии по проведению предварительного отбора подрядных организаций Контрактного агентства Архангельской области, адрес: 163069, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18 (далее - Комиссия), о признании недействительным решения об исключении из реестра квалифицированных подрядных организаций, оформленного в виде протокола от 08.06.2022, и о возложении на ответчиков обязанности устранить нарушение прав и законных интересов заявителя, включив сведения о нем в реестр квалифицированных подрядных организаций (далее - РКПО).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области", адрес: 163000,, город Архангельск, Троицкий проспект, дом 10, этаж 2, ОГРН 1132900001574, ИНН 2901991858 (далее - Фонд).
Решением суда первой инстанции от 25.11.2022 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 14.02.2023 указанное решение отменено, в части признания недействительным решения об исключении Общества из реестра квалифицированных подрядных организаций, оформленного протоколом Комиссии от 08.06.2022, возложения на Комиссию обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем восстановления информации о заявителе в реестре квалифицированных подрядных организаций (далее - РКПО).
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит постановление суда отменить.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Иные участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Фондом было объявлено о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Архангельской области (номер закупки 202450000012200003). При подаче заявки на участие в этом электронном аукционе на площадке РОСЭЛТОРГ Общество дало согласие на выполнение работ.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 11.02.2022 этот аукцион признан несостоявшимся и заказчиком принято решение заключить договор с единственным подавшим заявку участником - Обществом.
В адрес Общества 11.02.2022 Фонд по электронной почте направил проект договора на выполнение работ по капитальному ремонту.
От Общества 01.03.2022 Фонду поступил протокол разногласий которым предлагалось установить возможность увеличения цены договора на 25%, а не на 15%, как в проекте договора; определить, что размер неустойки за просрочку исполнения обязательства, зависящий от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, следует определять на дату исполнения обязательства вместо даты дня уплаты неустойки; предложено рассмотреть возможность внесения изменений в части сроков оплаты работ.
Фонд в свою очередь 02.03.2022 письмом исх. N 07/2404 со ссылкой на Положение N 615 вернул эти два договора и протокол разногласий Обществу без своей подписи, и предложил в срок до 16 час 45 мин 03.03.2022 представить подписанный договор с изначальными условиями договора.
При этом в письме Фонд разъяснил, что Положение N 615 не предусматривает право победителей аукциона направлять в адрес организатора торгов протоколы разногласий при заключении договора, просил общество в срок до 03.03.2022 включительно до 16 час 45 мин предоставить Фонду подписанный договор N 2 на выполнение работ по капитальному ремонту с приложениями, согласно изначально направленного проекта договора
Указанное письмо получено Обществом 02.03.2022 (от 02.03.2022 вх. N 27). Общество в 16 час 09 мин 03.03.2022 вновь направило Фонду договоры с ранее направленными протоколами разногласий. Фонд 03.03.2022 телефонограммой пригласил общество к 18 час 15 мин на подписание договора с протоколом урегулирования разногласий, однако, сославшись на семейные обстоятельства, руководитель Общества, в Фонд в указанное время не явился.
Таким образом, Фонд 04.04.2022 в 10 час 00 мин составил акт об уклонении от заключения договора, а 14.04.2022 направил в Агентство об этом сведения с приложением копии акта об уклонении от заключения договора от 04.03.2022.
На основании поступившей информации Комиссией согласно подпункту "и" пункта 66 Положения N 615 принято решение об исключении Общества из РКПО, оформленное протоколом об исключении подрядных организаций из РКПО от 08.06.2022.
Общество не согласилось с решением Комиссии, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что для исключения сведений из РКПО факта уклонения от заключения контракта в отсутствие признаков недобросовестности Общества недостаточно, в связи с чем требование Общества удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции, в связи с чем его решение отменил.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Фонд на основании Закона Архангельской области от 02.07.2013 N 701-41-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области" и постановления правительства Архангельской области от 15.10.2013 N 485-пп "О некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области" является региональным оператором.
К функциям регионального оператора относится, в том числе: осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета (пункты 3, 4, 5 части 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 части 2 статьи 182 ЖК РФ предусмотрено, что региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.
В силу части 5 статьи 182 ЖК РФ привлечение региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение положений указанной статьи Правительством Российской Федерации утверждено Положение N 615, которое определяет порядок привлечения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, (далее - региональный оператор), подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - подрядные организации), в целях повышения эффективности, результативности привлечения подрядных организаций, обеспечения гласности и прозрачности привлечения подрядных организаций, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в процессе привлечения подрядных организаций путем проведения предварительного отбора подрядных организаций, формирования реестра квалифицированных подрядных организаций и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 103 Положения N 615 участник, включенный в РКПО в соответствующем субъекте Российской Федерации и предоставивший обеспечение заявки на участие в электронном аукционе, вправе участвовать в электронных аукционах, проводимых в данном субъекте Российской Федерации, по соответствующим предмету электронного аукциона и начальной (максимальной) цене договора.
В соответствии с подпунктом 26.3 пункта 8 Положения о контрактном агентстве Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2009 N 215-пп, ведение РКПО осуществляет Агентство.
В силу пункта 16 Порядка взаимодействия контрактного агентства Архангельской области и некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области" по проведению предварительного отбора подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 13.09.2016 N 353-пп (далее - Порядок N 353-пп), для проведения предварительного отбора агентство формирует комиссию и определяет ее состав, а также порядок ее работы.
Согласно пункту 19 Порядка N 353-пп Комиссия принимает решение об исключении подрядной организации из РКПО в случае установления одного из фактов, определенных пунктом 66 Положения N 615. К одному из оснований исключения подрядной организации из РКПО отнесено уклонение участника электронного аукциона, проведенного в соответствии с разделом III настоящего Положения, от заключения договора о проведении капитального ремонта (подпункт "и").
Как отмечено в пункте 198 Положения N 615, заключение договора об оказании услуг для победителя электронного аукциона или участника электронного аукциона, заявке которого присвоен второй номер, или единственного участника электронного аукциона является обязательным.
Пунктом 199 Положения N 615 предусмотрено, что в случае если победитель электронного аукциона, или участник электронного аукциона, заявке которого присвоен второй номер, или единственный участник, допущенный к участию в электронном аукционе, или единственный участник электронного аукциона в срок, предусмотренный документацией об электронном аукционе, не представил заказчику подписанный договор о проведении капитального ремонта, переданный ему в соответствии с пунктами 165, 185, 187 и 189 настоящего Положения, и (или) не представил обеспечение исполнения обязательств по договору о проведении капитального ремонта, то победитель электронного аукциона (или участник электронного аукциона, заявке которого присвоен второй номер, или единственный участник, допущенный к участию в электронном аукционе, или единственный участник электронного аукциона) признается уклонившимся от заключения договора о проведении капитального ремонта.
Согласно пункту 200 Положения N 615 в случае уклонения такого лица от заключения договора о проведении капитального ремонта заказчиком составляется акт об уклонении победителя электронного аукциона от заключения договора о проведении капитального ремонта, в котором должны содержаться сведения о месте, дате и времени его составления, о лице, которое уклонилось от заключения договора о проведении капитального ремонта, сведения о фактах, являющихся основанием признания победителя электронного аукциона или участника электронного аукциона, заявке которого присвоен второй номер, или единственного участника, допущенного к участию в электронном аукционе, или единственного участника электронного аукциона, а также реквизиты документов, подтверждающих такие факты. Указанный акт размещается заказчиком на официальном сайте и направляется оператору электронной площадки в течение одного рабочего дня, следующего после дня его подписания. Заказчик в течение 2 рабочих дней со дня подписания указанного акта направляет заверенную заказчиком копию указанного акта лицу, признанному уклонившимся от заключения договора о проведении капитального ремонта.
Победитель электронного аукциона, участник электронного аукциона, заявке на участие в электронном аукционе которого присвоен второй номер, единственный участник, допущенный к электронному аукциону, единственный участник электронного аукциона в случае их уклонения от заключения договора о проведении капитального ремонта исключаются из РКПО в порядке, предусмотренном настоящим Положением. Сведения об указанных лицах направляются в орган по ведению реестра для включения в реестр недобросовестных подрядных организаций в порядке, предусмотренном разделом VII настоящего Положения пункт 203 Положения N 615),
В рассматриваемом деле суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ установил, что Общество, являясь единственным участником аукциона, проявил недобросовестное поведение, выразившееся в не подписании договора, настаивая на подписание договора с протоколом разногласий, улучшающим его положение, пришел к выводу о правомерном признании Общества уклонившимся от заключения договора на проведение капитального ремонта и исключение его из РКПО.
В связи с этим суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение суда первой инстанции, в удовлетворении заявления Общества отказал.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом апелляционной инстанции положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Поскольку выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2023 по делу N А05-8006/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительный холдинг" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3 части 2 статьи 182 ЖК РФ предусмотрено, что региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.
В силу части 5 статьи 182 ЖК РФ привлечение региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
...
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
...
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2023 по делу N А05-8006/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительный холдинг" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 июня 2023 г. N Ф07-6394/23 по делу N А05-8006/2022