01 июня 2023 г. |
Дело N А21-6701/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Васильевой Е.С., Журавлевой О.Р.,
рассмотрев 25.05.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2023 по делу N А21-6701/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "УК "Содружество"", адрес: 238340, Калининградская область, г. Светлый, ул. Гагарина, д. 65, офис 420, ОГРН 1047796064425, ИНН 7705581646 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене приказа государственного учреждения - Калининградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, адрес: 236022, Калининград, Чайковского ул., д. 11, ОГРН 1023900586423, ИНН 3906010388 (далее - Учреждение), от 13.08.2021 N 435-Ф об отказе в финансовом обеспечении в 2021 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя.
постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2023, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 08.02.2023 в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена Учреждения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области, адрес: 236017, Калининград, ул. Энгельса, д. 54, ОГРН 1023900775580, ИНН 3904000514 (далее - Отделение).
В кассационной жалобе Отделение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 22.11.2022 и постановление от 08.02.2023, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, вопреки выводу судов, оспариваемый приказ является законным, поскольку Общество на момент подачи заявления о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения за полугодие 2021 не погасило 0,01 коп. задолженности, и в соответствии с пунктом 12 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.07.2021 N 467н (далее - Правила N 467н), не могло являться получателем названного финансового обеспечения. Кроме того, Отделение настаивает на пропуске Обществом срока на обращение в суд с заявлением по настоящему делу.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просило оставить решение и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, считая их законными и обоснованными.
Стороны надлежащим образом уведомлены о времени и месте заседания, своих представителей в суд не направили, в связи с чем кассационная жалоба дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьей 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки поданного Обществом 30.07.2021 заявления о финансовом обеспечении в 2021 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, приказом от 12.08.2021 N 412-Ф Учреждение согласовало направление Обществу 100 800 руб. финансового обеспечения. Названный приказ размещен на официальном сайте Учреждения.
Общество подало 08.12.2021 заявление о возмещении 100 800 руб. расходов, произведенных в пределах, разрешенных приказом от 12.08.2021 N 412-Ф.
Приказом от 13.08.2021 N 435-Ф Учреждение отказало Обществу в финансовом обеспечении в размере 100 800 руб. по причине наличия у заявителя на день подачи заявления недоимки по уплате страховых взносов.
Посчитав отказ в финансовом обеспечении незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования заявителя, не установив законных оснований для принятия оспариваемого приказа.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является самостоятельным видом социального страхования.
Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 1 Закона N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривает, в том числе, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) имеет право принимать решение о финансовом обеспечении расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, размер которых определяется ежегодно федеральным законом о бюджете Фонда на очередной финансовый год. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (подпункт 6 пункта 1 статьи 18 Закона N 125-ФЗ).
Из утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2375 Положения об особенностях возмещения расходов страхователей в 2021 году на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников следует, что объем средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер, перечень предупредительных мер, на которые страхователь затрачивает собственные средства с последующим возмещением произведенных расходов, порядок и сроки подачи и рассмотрения заявления страхователя о финансовом обеспечении предупредительных мер, перечень документов, прилагаемых к заявлению, и требования к их оформлению, а также основания для отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер определяются правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на соответствующий год. Оплата предупредительных мер осуществляется страхователем за счет собственных средств с последующим возмещением за счет средств бюджета Фонда произведенных страхователем расходов в пределах суммы, согласованной с территориальным органом Фонда на эти цели.
Правилами N 467н предусмотрено, что финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда на текущий финансовый год.
Страхователь ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер, и ежеквартально представляет в территориальный орган Фонда отчет об их использовании. После выполнения предупредительных мер, предусмотренных планом финансового обеспечения, страхователь обращается в территориальный орган Фонда по месту регистрации с заявлением о возмещении произведенных расходов на оплату предупредительных мер с представлением документов, подтверждающих произведенные расходы, не позднее 15 декабря текущего года.
Территориальный орган Фонда в течение 5 рабочих дней со дня приема от страхователя заявления о возмещении произведенных расходов на оплату предупредительных мер и документов, подтверждающих произведенные расходы, принимает решение о возмещении за счет средств бюджета Фонда расходов и производит перечисление средств на расчетный счет страхователя, указанный в этом заявлении.
Фонд осуществляет контроль за полнотой и целевым использованием сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер страхователем в соответствии с согласованным территориальным органом Фонда планом финансового обеспечения; расходы, фактически произведенные страхователем, не подтвержденные документами о целевом использовании средств либо произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, не подлежат возмещению.
Аналогичные положения были также предусмотрены действовавшими ранее и подлежащими применению к правоотношениям, возникшим до 19.09.2021, Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденными приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н (далее - Правила N 580н), и постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Согласно пункту 10 Правил N 580н территориальный орган Фонда принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер если на день подачи заявления у страхователя имеются непогашенные недоимка, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году, недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки.
Суды изучили представленную Обществом справку от 20.04.2022 N 390022004060 об отсутствии на протяжении 2021 года в том числе, и на день подачи заявления (02.08.2021), недоимки по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, сопоставив ее со сведениями Учреждения о наличии у Общества на день подачи заявления 0,01 коп. задолженности, приняли во внимание объяснения представителя Отделения и пришли к выводу, что возникновение такой задолженности обусловлено особенностями алгоритмов программных комплексов и может быть вызвано статистической погрешностью. С учетом изложенного суды правомерно заключили, что выявленная Учреждением задолженность (0,01 коп.) не может являться основанием для отказа в предоставлении запрашиваемой государственной услуги.
Суды также обоснованно отклонили доводы Отделения о пропуске заявителем срока на подачу заявления в арбитражный суд, поскольку Общество, получившее копию оспариваемого приказа 11.03.2022, подало заявление в установленный статьей 198 АПК РФ срок - 14.06.2022 с учетом праздничного дня.
Оснований полагать, что данная судами двух инстанций оценка обстоятельствам возникновения недоимки, не соответствует имеющимся в деле доказательствам, суд округа не усматривает. Кроме того, оценка доказательственной стороны спора является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций, которые в рассматриваемом случае не допустили нарушения требований главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Иное из материалов дела не следует.
Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2023 по делу N А21-6701/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отделение ФСС считает, что страхователь не имеет права на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, т. к. за ним числится задолженность по страховым взносам.
Суд, исследовав материалы дела, с доводами Отделения ФСС не согласился.
Суд установил, что возникновение задолженности в размере 0,01 коп. было обусловлено особенностями алгоритмов программных комплексов и могло быть вызвано статистической погрешностью.
Указанная задолженность не может являться основанием для отказа в предоставлении финансового обеспечения предупредительных мер.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 июня 2023 г. N Ф07-5540/23 по делу N А21-6701/2022