08 июня 2023 г. |
Дело N А56-28532/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Савицкой И.Г., Толкунова В.М.,
при участии от Департамента лесного комплекса Вологодской области Куклиной Т.С. (доверенность от 13.12.2022), от общества с ограниченной ответственностью "Либенкон" Жуковой Е.Н. (доверенность от 24.03.2023), от общества с ограниченной ответственностью "Великоустюгский леспромхоз" Жуковой Е.Н. (доверенность от 31.05.2023),
рассмотрев 05.06.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.02.2023 по делу N А56-28532/2022,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного комплекса Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 27, ОГРН 1053500056136, ИНН 3525151968 (далее - Департамент), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Либенкон", адрес: 190013, Санкт-Петербург, Рузовская ул., д. 8, лит. Б, часть пом. 10-Н, часть оф. 416 (пом. 468), ОГРН 1197847213277, ИНН 7838088581 (далее - Общество), о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 20.08.2008 N 02-02-16/90-2008, изложив приложения N 3, 4, 7 в новой редакции.
При рассмотрении дела Департамент неоднократно уточнял исковые требования. В заявлении от 25.07.2022 Департамент просил рассмотреть первоначально заявленные требования.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Великоустюгский леспромхоз", адрес: 192177, Санкт-Петербург, вн.тер.г. Муниципальный округ Рыбацкое, Шлиссельбургский пр., д. 39, корп. 1, лит. А, кв. 42, ОГРН 1063538016387, ИНН 3526020968 (далее - Леспромхоз).
Решением суда первой инстанции от 17.09.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.02.2023, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Департамент ссылается на наличие оснований для внесения изменений в договор аренды.
В судебном заседании представитель Департамента поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества и Леспромхоза возражала против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 20.08.2008 между Департаментом (арендодателем) и Леспромхозом (арендатором) заключен договор N 02-02-16/90-2008 аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 72 964 га, кадастровые номера лесного участка 35:10:0000000:639, 35:10:0000000:640 (далее - Договор).
Договор заключен на основания решения Департамента от 19.05.2008 N 258 о переоформлении договора аренды лесного участка в порядке приведения в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации ранее заключенного договора от 06.09.2006 N 34.
Пунктом 3 Договора установлено, что схема расположения лесного участка и его характеристики приводятся в приложениях N 1 и 2; границы лесного участка определены в кадастровых паспортах.
Арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению N 3 (пункт 4 Договора).
Арендная плата по договору аренды исчисляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310).
На дату заключения договора аренды расчетная лесосека принималась по материалам лесоустройства.
Приказом Департамента от 17.12.2008 N 641 утвержден Лесохозяйственный регламент Великоустюгского лесничества. Объем рубок ухода по мягколиственному хозяйству в целом по лесничеству незначительный, в связи с чем в 2009 году проведены работы по перерасчету допустимого объема изъятия древесины при рубках ухода за лесом на всех арендованных лесных участках Великоустюгского лесничества. Объем рубок ухода по договору аренды от 20.08.2008 N 02-02-16/90-2008 снизился с 15,97 тыс. куб. м до 11,77 тыс. куб. м.
В последующем между Обществом и Леспромхозом заключен договор от 01.02.2021 N 1/90 передачи прав и обязанностей по Договору. Права и обязанности арендатора по Договору переданы Обществу на основании акта от 01.02.2021.
Департамент направил Обществу предложение о внесении изменений в Договор.
Оставление Обществом претензии без удовлетворения послужило основанием обращения Департамента в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Департамента, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено означенным Кодексом.
В силу статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 74.1 ЛК РФ изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и Лесным кодексом Российской Федерации.
Изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр (часть 2 статьи 74.1 ЛК РФ).
Согласно части 3 статьи 74.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Действующее законодательство не допускает произвольного (свободного) изменения условий договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенных по результатам торгов.
Поскольку свободное изменение условий договора аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенных по результатам торгов, является невозможным, поэтому при рассмотрении споров о внесении изменений в подобные договоры аренды суду необходимо установить фактическое наличие обстоятельств, приведенных в статье 74.1 ЛК РФ.
Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (части 1 статей 9 и 65 АПК РФ).
Исходя из предмета и основания иска, Департамент при обращении с настоящим требованием обязан в силу части 1 статьи 65 АПК РФ представить суду доказательства, свидетельствующие о существенном изменении количественных и качественных характеристик лесного участка, переданного в аренду.
Поскольку Департамент не обосновал внесение изменений в Договор, документы об изменении лесохозяйственного регламента, послужившие основанием для изменения объема заготовки, не представил, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных им исковых требований.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.02.2023 по делу N А56-28532/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр (часть 2 статьи 74.1 ЛК РФ).
Согласно части 3 статьи 74.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
...
Поскольку свободное изменение условий договора аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенных по результатам торгов, является невозможным, поэтому при рассмотрении споров о внесении изменений в подобные договоры аренды суду необходимо установить фактическое наличие обстоятельств, приведенных в статье 74.1 ЛК РФ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 июня 2023 г. N Ф07-5634/23 по делу N А56-28532/2022