07 июня 2023 г. |
Дело N А66-4902/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Серовой В.К., Старченковой В.В.,
рассмотрев 06.06.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2023 по делу N А66-4902/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тверская генерация", адрес: 170003, Тверская область, город Тверь, Петербургское шоссе, дом 2, кабинет 12, ОГРН 1106906000068, ИНН 6906011179 (далее - Общество, истец), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному образованию город Тверь в лице Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, адрес: 170034, Тверская область, город Тверь, улица Ерофеева, дом 5, ОГРН 1036900087806, ИНН 6901043057 (далее - Департамент, ответчик), о взыскании 19 779 руб. 50 коп. задолженности по оплате тепловой энергии за сентябрь - ноябрь 2021 года, 3 117 руб. 99 коп. пеней, начисленных за период с 12.10.2021 по 21.10.2022, а также пеней, начисленных начиная с 22.10.2022 по день фактической уплаты задолженности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены временный управляющий Общества Игнатенко Алексей Алексеевич и Миронов Иван Павлович.
Решением суда первой инстанции от 08.11.2022 исковые требования удовлетворены частично, с Департамента в пользу Общества взыскано 1 735 руб. 90 коп. задолженности, 286 руб. 62 коп. пеней, начисленных за период с 12.10.2021 по 21.10.2022 и с 22.10.2022 по день фактической уплаты долга. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционного суда от 17.02.2023 решение суда от 08.11.2022 отменено, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права и нарушение им норм процессуального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемое постановление, оставить в силе решение суда первой инстанции. Как указывает податель жалобы, апелляционный суд неправильно применил нормы Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), часть нежилых помещений не является отапливаемой. Представленным в материалы дела актом от 12.01.2023 подтверждается, что температура в нежилых помещениях была равна +12 °C, что указывает на ненадлежащее оказание услуг теплоснабжения. По мнению Департамента, вопреки выводам апелляционного суда, представленными в материалы дела актами ответчик опроверг презумпцию отапливаемости помещений. Податель жалобы также указывает, что у Департамента отсутствуют основания для оплаты выставленных счетов в отсутствие заключенного договора.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество в отсутствие заключенного письменного договора через присоединенную сеть в период с сентября по ноябрь 2021 года осуществляло поставку тепловой энергии в нежилые помещения общей площадью 173 кв. м, расположенные по адресу: город Тверь, Петербургское шоссе, дом 58, помещение VII, являющиеся собственностью муниципального образования город Тверь.
Поскольку оплата поставленной тепловой энергии Департаментом в полном объеме и своевременно не произведена, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании задолженности и неустойки.
Удовлетворяя иск в части, суд первой инстанции исходил из того, что отапливаемыми являются комнаты (помещения) N 4 и N 6, входящие в состав спорного нежилого помещения.
Апелляционный суд, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установил, что принадлежащее Департаменту нежилое помещение является отапливаемым и удовлетворил иск в полном объеме.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с абзацем десятым пункта 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные.
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенных ему энергоресурсов (пункт 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Апелляционным судом установлено, что многоквартирный жилой дом, в котором расположены спорные нежилые помещения, присоединен к централизованной системе теплоснабжения.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 10.07.2018 N 30-П указал, что специфика многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой каждое жилое или нежилое помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, обусловливает, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии; соответственно, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом непосредственного использования этого помещения собственником или пользователем.
Одним из условий возникновения обязанности собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, оплатить коммунальную услугу по отоплению является фактическое потребление поступающей в этот дом тепловой энергии для обогрева конкретного помещения при помощи подключенного к внутридомовой инженерной системе отопления внутриквартирного оборудования и (или) теплоотдачи от расположенных в помещении элементов указанной системы (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 N 46-П).
На основании подпункта "е" пункта 4 Правил N 354, отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к названным Правилам.
Согласно "ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденному и введенному в действие приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 543-ст, "многоквартирный дом" - это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющую надземную и подземную части с соответствующими помещениями, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491), с помощью которой в многоквартирном доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.
Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота ("ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования", введен в действие приказом Росстандарта от 30.06.2015 N 823-ст).
Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).
Соответствующий правовой подход отражен в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 07.06.2019 N 308-ЭС18-25891 и от 24.06.2019 N 309-ЭС18-21578, пункте 37 Обзора судебной практики N 3(2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019.
Существенным для рассмотрения настоящего дела обстоятельством являлось бы установление факта согласованного в установленном порядке демонтажа системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляции проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначального отсутствия в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).
Однако указанные обстоятельства при рассмотрении дела апелляционным судом не установлены.
Как следует из материалов дела, общая площадь спорных нежилых помещений составляет 173 кв. м. Помещения расположены на 1 этаже жилого многоквартирного дома по адресу: город Тверь, Петербургское шоссе, дом 58.
Апелляционным судом установлено, что в представленном в материалы дела акте от 18.05.2018 отражено наличие в спорном помещении стояка отопления, а доказательств, подтверждающих, что изоляция полностью препятствовала теплоотдаче в помещение, в материалы дела не представлено.
В актах от 31.05.2022 и 12.01.2023 также зафиксировано наличие в помещениях N 4 и N 6 транзитных отопительных стояков. Эти помещения являются смежными с помещениями N 1, N 3, N 7, N 8, отделенными открывающимися дверями.
Вопреки доводам подателя жалобы в рассматриваемом деле именно Департамент должен был доказать, что отсутствие фактического потребления им тепловой энергии обусловлено согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления спорного помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы отопления.
Между тем, в нарушение положений статей 9, 41, 65 АПК РФ Департамент не представил в материалы дела разрешительные документы на демонтаж и перенос системы отопления, повлекшие соответствующее изменение тепловой нагрузки, приходящейся на спорное помещение, и технические документы, основанные на факте переустройства, произведенного в установленном законодательством порядке.
Апелляционный суд также правомерно принял во внимание обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 28.10.2020 по делу N А66-15805/2019.
Установив, что поставка тепловой энергии, ее количество и стоимость документально подтверждены, доказательств оплаты в установленные сроки не представлено, апелляционный суд правомерно удовлетворил исковые требования.
Выводы апелляционного суда Департаментом не опровергнуты, доказательства, свидетельствующие об обратном, не представлены.
Доводы подателя жалобы об оказании услуг по теплоснабжению ненадлежащего качества подлежат отклонению по следующим основаниям.
Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, установлен в разделе Х Правил N 354.
Согласно пункту 105 Правил N 354 при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем, а в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "г" - "ж" пункта 17 Правил N 354, - аварийно-диспетчерскую службу, деятельность которой организована управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом.
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений. При этом если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации известно, что причины нарушения качества коммунальной услуги возникли во внутридомовых инженерных сетях, то он обязан сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений (пункт 107 Правил N 354).
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки. Если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальных услуг до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки, которая должна быть проведена в месте прохождения указанной границы. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы такой организации, если ему известно лицо, привлеченное собственниками помещений для обслуживания внутридомовых инженерных сетей, обязан незамедлительно после согласования с потребителем даты и времени проведения проверки довести эту информацию до сведения такого лица (пункт 108 Правил N 354).
Согласно пункту 109 Правил N 354 по окончании проверки составляется акт проверки. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги, а в случаях, указанных в пункте 148(54) Правил N 354, также информация, указанная в пункте 124(11) Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Акты, соответствующие требованиям приведенных норм и подтверждающие оказание коммунальной услуги ненадлежащего качества, Департамент в материалы дела не представил.
Относительно зафиксированной в акте от 12.01.2023 температуры в спорных нежилых помещениях (12°C), суд округа отмечает.
Согласно пункту 15 приложения N 1 к Правилам N 354 обеспечение нормативной температуры воздуха в жилых помещениях - не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - 31 °C и ниже, в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2000).
Указанный ГОСТ Р 51617-2000 утратил силу 30.06.2015 в связи с изданием "ГОСТ Р 51617-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами" (далее - ГОСТ Р 51617-2014), который не содержит сведений о допустимой температуре воздуха в помещениях.
Согласно пункту 7.4 ГОСТ Р 51617-2014 определение отклонений показателей внутри помещений многоквартирных домов производится в соответствии с нормативно-правовыми актами, в том числе ГОСТ 30494-96.
ГОСТ 30494-96 также утратил силу в связи с изданием "ГОСТ 30494-2011. Межгосударственный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях" (далее - ГОСТ 30494-2011).
В соответствии с пунктом 4.4 ГОСТ 30494-2011 (таблица 1) оптимальной температурой воздуха для нежилых помещений (кладовых) является 16 - 18 °C, допустимой - 12 - 22 °C.
Таким образом, представленным актом подтверждается и Департаментом не опровергнуто, что температура воздуха в спорных нежилых помещениях (12°C) на момент проведения проверки (12.01.2023) соответствовала нормативным требованиям, установленным ГОСТ 30494-2011.
Доводы Департамента об отсутствии оснований для оплаты выставленных счетов в отсутствие заключенного договора противоречит статье 210 ГК РФ и пункту 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 1998 года N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения".
Департамент не представил доказательства того, что в спорный объект тепловая энергия поставлялась не Обществом, а иным лицом, в связи с чем отсутствие между сторонами письменного договора энергоснабжения не освобождает Департамент от установленной законом обязанности оплатить потребленный ресурс.
С учетом установленных обстоятельств дела апелляционный суд правомерно удовлетворил исковые требования.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для иной оценки выводов апелляционного суда применительно к установленным им обстоятельствам дела.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении апелляционным судом норм права.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, апелляционным судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2023 по делу N А66-4902/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"ГОСТ 30494-96 также утратил силу в связи с изданием "ГОСТ 30494-2011. Межгосударственный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях" (далее - ГОСТ 30494-2011).
В соответствии с пунктом 4.4 ГОСТ 30494-2011 (таблица 1) оптимальной температурой воздуха для нежилых помещений (кладовых) является 16 - 18 °C, допустимой - 12 - 22 °C.
Таким образом, представленным актом подтверждается и Департаментом не опровергнуто, что температура воздуха в спорных нежилых помещениях (12°C) на момент проведения проверки (12.01.2023) соответствовала нормативным требованиям, установленным ГОСТ 30494-2011.
Доводы Департамента об отсутствии оснований для оплаты выставленных счетов в отсутствие заключенного договора противоречит статье 210 ГК РФ и пункту 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 1998 года N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 июня 2023 г. N Ф07-6545/23 по делу N А66-4902/2022