14 июня 2023 г. |
Дело N А66-13979/2022 |
Судья Арбитражного суда Северо-Западного округа Савицкая И.Г.,
рассмотрев 14.06.2023 без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу Административной комиссии Осташковского городского округа на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2023 по делу N А66-13979/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Эгида Осташков", адрес: 172730, Тверская обл., г. Осташков, ул. Тарасова, д. 54, пом. IV, ОГРН 1206900005509, ИНН 6913017460 (далее - Общество, ООО "Эгида Осташков"), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением об отмене постановления Административной комиссии Осташковского городского округа, адрес: 172735, Тверская обл., г. Осташков, Ленинский пр., д. 46 (далее - Административная комиссия), от 27.09.2022 N 98, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 32 Закона Тверской области от 14.07.2003 N 46-ЗО "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 46-ЗО), в виде штрафа в размере 35 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2023, заявление Общества удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Административная комиссия, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Податель жалобы не согласен с выводом судов о допущенных Административной комиссией процессуальных нарушениях в ходе привлечения Общества к административной ответственности и настаивает на том, что поскольку в целях фиксации нарушения уполномоченным должностным лицом Административной комиссии использовался программно-аппаратный комплекс "Инспектор 2.0", то в соответствии с частью 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) протокол об административном правонарушении не подлежал составлению, а постановление по делу об административном правонарушении могло быть вынесено без участия представителя Общества.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова участвующих в деле лиц в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 288.2 АПК РФ.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких оснований в ходе изучения доводов кассационной жалобы и материалов дела судом кассационной инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судами, уполномоченным должностным лицом Административной комиссии 04.08.2022 с помощью специального технического средства, имеющего функцию фото-киносъемки и видеозаписи "Инспектор 2.0", серийный номер: 00003 (свидетельство N С-Т/24-05-2022/163256070 от 24.05.2022), зафиксировано зарастание травой закрепленной за Обществом придомовой территории земельного участка с кадастровым номером 69:45:0080223:3 по адресу: г. Осташков, ул. Володарского, д. 175, что свидетельствовало о факте ненадлежащего содержания земельного участка, выразившегося в непроведении мероприятий по скосу и уборке травы (высота травы более 15 см).
Указанное обстоятельство также отражено в актах обследования территории (объекта) от 04.08.2022 N 33, 34, 35.
Полагая, что выявленное деяние свидетельствует о нарушении Обществом положений статьи 4.8, пункта 4 статьи 4.11, пункта 5 статьи 4.52 Правил благоустройства, утвержденных решением Осташковской городской Думы от 27.09.2018 N 162 (далее - Правила благоустройства), Административной комиссией вынесено постановление от 27.09.2022 N 98, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 32 Закона N 46-ЗО, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 35 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обжаловало его в судебном порядке.
Суды двух инстанций, установив существенные процедурные нарушения, допущенные Административной комиссией в рамках производства по делу об административном правонарушении, признали незаконным и отменили оспариваемое постановление.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Административной комиссии не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Пунктом 1 статьи 32 Закона N 46-ЗО определена ответственность за нарушение установленных органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области правил уборки и содержания прилегающих или закрепленных территорий.
Основанием для привлечения Общества к административной ответственности по указанной квалификации послужит вывод Административной комиссии о несоблюдении заявителем положений статьи 4.8, пункта 4 статьи 4.11, пункта 5 статьи 4.52 Правил благоустройства, а именно: непроведение мероприятий по скосу и уборке травы (при высоте травы более 15 см), что привело к зарастанию земельного участка.
Судами установлено, что административное правонарушение зафиксировано Административной комиссией с применением специального технического средства аппаратно-программного комплекса "Инспектор 2.0" (далее - АПК "Инспектор 2.0").
Полагая, что использование указанного технического средства позволяет применить особый порядок привлечения к административной ответственности, предусмотренный положениями части 1 статьи 2.6.1, части 3 статьи 28.6 КоАП РФ, Административная комиссия не оформила протокол об административном правонарушении и вынесла постановление по делу об административном правонарушении без участия представителя Общества.
Суды не согласились с названной позицией Административной комиссии.
В соответствии с частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного частями 3.1 - 3.4 статьи 8.2, главой 12 названного Кодекса, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенных с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, либо в случае подтверждения в соответствии с частью 2 статьи 2.6.1 данного Кодекса содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 указанного Кодекса.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце втором пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", под автоматическим режимом следует понимать работу соответствующего технического средства без какого-либо непосредственного воздействия на него человека, когда такое средство размещено в установленном порядке в стационарном положении либо на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве, осуществляет фиксацию в зоне своего обзора всех административных правонарушений, для выявления которых оно предназначено, независимо от усмотрения того или иного лица.
Установив, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что АПК "Инспектор 2.0" является таким специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме, размещенным в установленном порядке в стационарном положении и предназначенным для выявления административных правонарушений в области благоустройства территории, определенных законами субъектов Российской Федерации, суды пришли к выводу, что особый порядок привлечения к административной ответственности в данном случае не мог быть применен ответчиком.
При этом судами принято во внимание, что в соответствии с копией описания типа средства измерения АПК "Инспектор 2.0" представляет собой штатив с установленными на нем основанием, антенной, подвижной платформой с видеокамерой (для модификации Инспектор 2.0 БД), лазерным датчиком, линейкой, подпятником. В копии паспорта АПК "Инспектор 2.0" указано, что данный прибор должен находиться в стационарном положении.
Однако, имеющиеся в материях дела доказательства (акты обследования территории от 04.08.2022 N 33, 34, 35) свидетельствуют о том, что указанное техническое средство не находилось в стационарном положении и не работало в автоматическом режиме (без какого-либо непосредственного воздействия на него человеком). Как установлено судами, фотографии сняты с различных точек, то есть в процессе замеров должностное лицо Административной комиссии свободно перемещало АПК "Инспектор 2.0" и осуществляло фотофиксацию.
Кроме этого, суды установили, что фотоматериалы не содержат указание на дату и время фотофиксации правонарушения.
Согласно положениям части 2 статьи 28.2 КоАП РФ событие административного правонарушения фиксируется в протоколе, который в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях.
Поскольку в рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении Административной комиссией не составлялся, иные установленный частью 4 статьи 28.1 КоАП РФ процессуальный документы ответчиком также не выносились, суды констатировали, что дело об административном правонарушении фактически не было возбуждено, а Общество было лишено возможности реализовать свое право на защиту в предусмотренном статьей 28.2 КоАП РФ порядке.
Кроме того, суды отметили, что вынесение постановления без участия представителя Общества свидетельствует о несоблюдении Административной комиссией требований части 1 статьи 25.1 КоАП РФ, обеспечивающих гарантию прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что допущенные Административной комиссией нарушения процессуальных требований носят существенный характер, являются неустранимыми, в связи с чем признали незаконным оспариваемое постановление.
Приведенные в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию подателя жалобы с принятыми судебными актами и выводы судов не опровергают, а свидетельствуют лишь о несогласии стороны с оценкой доказательств, данной судами, что не может служить достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом вышеизложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288.2, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2023 по делу N А66-13979/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Административной комиссии Осташковского городского округа - без удовлетворения.
Судья |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку в рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении Административной комиссией не составлялся, иные установленный частью 4 статьи 28.1 КоАП РФ процессуальный документы ответчиком также не выносились, суды констатировали, что дело об административном правонарушении фактически не было возбуждено, а Общество было лишено возможности реализовать свое право на защиту в предусмотренном статьей 28.2 КоАП РФ порядке.
Кроме того, суды отметили, что вынесение постановления без участия представителя Общества свидетельствует о несоблюдении Административной комиссией требований части 1 статьи 25.1 КоАП РФ, обеспечивающих гарантию прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
...
решение Арбитражного суда Тверской области от 09.01.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2023 по делу N А66-13979/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Административной комиссии Осташковского городского округа - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 июня 2023 г. N Ф07-6921/23 по делу N А66-13979/2022