29 июня 2023 г. |
Дело N А21-7727/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Савицкой И.Г., Толкунова В.М.,
при участии от акционерного общества "Россети Янтарь" Геймура А.Н. (по доверенности от 01.01.2022 N 208-21),
рассмотрев 26.06.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Россети Янтарь" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2023 по делу N А21-7727/2021
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Янтарьэнерго", адрес: 236022, Калининград, Театральная ул., д. 34, ОГРН 1023900764832, ИНН 3903007130 (в настоящее время - акционерное общество "Россети Янтарь"; далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, адрес: 236006, Калининград, Барнаульская ул., д. 4, ОГРН 1023901001552, ИНН 3905011090 (далее - Управление), от 02.07.2021 N 039/04/9.21-370/2021. Оспариваемым постановлением заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Решением от 08.11.2022 суд первой инстанции признал незаконным постановление Управления от 02.07.2021 в части размера штрафа, превышающего 300 000 руб.; в удовлетворении требований в остальной части отказал.
Постановлением апелляционного суда от 28.02.2023 решение суда первой инстанции от 08.11.2022 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество ссылается на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление и удовлетворить заявление в полном объеме.
Общество указывает на неправильное применение Управлением и судами норм законодательства об электроэнергетике, регламентирующих понятие "энергопринимающие устройства". По мнению Общества, порядок подачи акционерным обществом "Региональная энергетическая компания" (далее - Компания, АО "РЭК") заявки и необходимых сведений, указываемых в заявке, должен устанавливаться пунктом 13 (1) и разделом V Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861). В связи с непредставлением Компанией недостающих документов в указанный срок и невыполнением пунктов 9, 10 Правил N 861, Общество обоснованно аннулировало заявку АО "РЭК" от 31.07.2020 N 3672/20.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 19.06.2023 был объявлен перерыв до 9 ч 55 мин. 26.06.2023, после окончания которого судебное заседание продолжено в том же составе суда.
В силу положений статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Общества и Управления, извещенных надлежащим образом о времени и месте ее рассмотрения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по обращению АО "РЭК" от 31.07.2020 Обществом зарегистрирована заявка N 3672/20 от 31.07.2020 на технологическое присоединение ПС 110 кВ Северо-Западная, отпайка до ПС 110 кВ Северо-Западная от ВЛ 110 кВ Морская-Янтарное с отпайкой на ПС Карьер и отпайка до ПС ПО кВ Северо-Западная от ВЛ НО кВ ПС 0-9 "Светлогорская" - ПС 0-8 "Янтарный" с максимальной мощностью 12,064 МВт по II категории надежности на земельном участке с кадастровым номером 39:17:000000:1179 в Зеленоградском р-не Калининградской обл.
В качестве документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства, приложен договор аренды от 13.07.2020 N 941 земельного участка находящегося в собственности Калининградской области, с кадастровым номером 39:17:000000:1179 в целях строительства подстанции 110 кВ сроком на 3 года.
Рассмотрев указанную заявку, Общество направило в адрес Компании письмо (от 04.08.2020 N ЯЭ/5/5207) о необходимости предоставления сведений о присоединяемых ЭПУ и правоустанавливающих документах, в связи с тем, что вышеуказанный договор аренды предоставляет только право строительства электросетевого объекта ПС 110 кВ, а не ЭПУ, а указанные в заявке объекты являются объектами электросетевого хозяйства и не являются ЭПУ.
Поскольку необходимые документы и сведения Компания не направила, Общество письмом от 12.10.2020 N ЯЭ/5/6933 аннулировало заявку N 3672/20 от 31.07.2020.
По результатам проверки изложенных в обращении АО "РЭК" обстоятельств по факту нарушения пунктов 3, 11, 15 Правил N 861, выразившемся в аннулировании заявки и уклонении от заключения договора на технологическое присоединение, в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении.
Постановлением Управления от 02.07.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-370/2021 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Общество не согласилось с вынесенным постановлением и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения. Суд не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, вместе с тем посчитал возможным на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер административного штрафа, назначенного Обществу оспариваемым постановлением, до 300 000 руб.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что судебные акты подлежат отмене на основании следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Повторное совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи КоАП РФ, влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Объективная сторона данного состава административного правонарушения выражается в повторном несоблюдении требований нормативных правовых актов, регулирующих также правоотношения, связанные с технологическим присоединением к электрическим сетям энергопринимающих устройств потребителей.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) предусмотрено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер; технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом; указанный договор является публичным; технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил N 861 и наличии технической возможности технологического присоединения.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил N 861).
Согласно пункту 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 861 сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами N 861, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.
Как следует из материалов дала, Компания имеет статус сетевой организации на территории Калининградской области; целью присоединения и подключения нового объекта - проектируемой трансформаторной подстанции - является дальнейшее осуществление деятельности Компании в качестве сетевой организации.
Присоединение объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам электросетевого хозяйства другой сетевой организации осуществляется в соответствии с Правилами N 861 с учетом раздела V Правил N 861.
В силу абзаца 6 пункта 43 Правил N 861 сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора о технологическом присоединении. В случае если сетевая организация, обязанная в соответствии с названными Правилами подать заявку на технологическое присоединение, не подает ее в течение 30 дней, смежная сетевая организация вправе запросить у нее информацию и документы, указанные в пункте 13(1) Правил N 861, а также направить ей предложение о заключении договора, а сетевая организация обязана представить сведения и документы, указанные в пункте 13(1) Правил N 861, в течение 15 рабочих дней с даты получения запроса смежной сетевой организации и заключить договор в соответствии с Правилами N 861.
Таким образом, в зависимости от категории обратившегося в сетевую организацию заявителя - потребитель или смежная сетевая организация (пункты 12, 12(1), 14, 40(4), 41 - 43 Правил N 861) Правилами N 861 предусмотрен различный порядок рассмотрения заявок и заключения договоров об осуществлении технологического присоединения, равно как и перечень и объем документов и сведений, которые должны быть указаны в заявке и представлены одновременно с заявкой, также поставлены в зависимость от категории заявителя (пункты 9, 10, 13(1) Правил N 861).
В рассматриваемом случае усматривается, что заявка подана Компанией не для собственных нужд как потребителя, а в интересах третьих лиц - потребителей. Применительно к обстоятельствам дела, Компания не является потребителем электрической энергии, доказательства обратного в деле отсутствуют.
С учетом изложенного, соответствии с пунктом 43 Правил N 861 к правоотношениям Общества и Компании подлежит применению пункт 13(1) Правил N 861.
Поддерживая выводы Управления о наличии в деяниях Общества состава вмененного административного правонарушения, в том числе вины в его совершении, суды не исследовали и не дали надлежащую оценку доводам Общества о неисполнении Компанией требований пункта 13(1) Правил N 861, что в свою очередь, может свидетельствовать об отсутствии вины в совершении вмененного административного правонарушения; не установили, проверялись ли соответствующие доводы Общества административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении.
С учетом изложенного следует признать, что обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения спора, не были исследованы судами в полном объеме.
Для правильного разрешения спора требуются дополнительные исследование и установление юридически значимых обстоятельств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, установить все имеющие существенное значение для дела обстоятельства, дать правовую оценку сложившимся правоотношениям и доводам сторон, после чего, правильно применив нормы материального и процессуального права, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2023 по делу N А21-7727/2021 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае усматривается, что заявка подана Компанией не для собственных нужд как потребителя, а в интересах третьих лиц - потребителей. Применительно к обстоятельствам дела, Компания не является потребителем электрической энергии, доказательства обратного в деле отсутствуют.
С учетом изложенного, соответствии с пунктом 43 Правил N 861 к правоотношениям Общества и Компании подлежит применению пункт 13(1) Правил N 861.
Поддерживая выводы Управления о наличии в деяниях Общества состава вмененного административного правонарушения, в том числе вины в его совершении, суды не исследовали и не дали надлежащую оценку доводам Общества о неисполнении Компанией требований пункта 13(1) Правил N 861, что в свою очередь, может свидетельствовать об отсутствии вины в совершении вмененного административного правонарушения; не установили, проверялись ли соответствующие доводы Общества административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 июня 2023 г. N Ф07-5507/23 по делу N А21-7727/2021