10 июля 2023 г. |
Дело N А26-2364/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Журавлевой О.Р., Родина Ю.А.,
при участии от Управления Федерального казначейства по Республике Карелия представителя Добровидовой Ю.А. (доверенность от 12.05.2023),
рассмотрев 06.07.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства здравоохранения Республики Карелия на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2023 по делу N А26-2364/2022,
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр-кт Ленина, 6, ОГРН 1021000528493, ИНН 1001040512 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) о признании недействительными пунктов 2 и 3 представления Управления Федерального казначейства по Республике Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Куйбышева, 21, ОГРН 1031000029257, ИНН 1001041918 (далее - Управление), от 31.01.2022 N 06-21-23/12-941.
Решением суда первой инстанции от 12.12.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.03.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела, а также нарушение норм материального права, просит решение от 12.12.2022 и постановление суда от 20.03.2023 отменить, и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, суды необоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований, согласование использования остатка средств субсидии на реализацию регионального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)" и реализацию государственных программ субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия по развитию системы паллиативной медицинской помощи, осуществлено в соответствии с действующими в период рассматриваемых правоотношений нормативными правовыми актами.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просило решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенный в кассационной жалобе.
Министерство надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителя в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 30.09.2021 N 374 и на основании поручения Федерального казначейства от 16.09.2021 N 07-04-05/17-22397 Управление в период с 15.11.2021 по 03.12.2021 провело в отношении Министерства внеплановую выездную проверку расходования предоставленных из федерального бюджета субсидий. По результатам проверки Управление составило акт от 15.12.2021 и направило в адрес Министерства представление об устранении выявленных нарушений от 31.01.2022 N 06-21-23/12-941.
Согласно пункту 2 названного представления Министерство в нарушение абзаца 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 2 постановления Правительства Республики Карелия от 30.12.2020 N 655-П "О порядке определения объема и условиях предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям Республики Карелия на иные цели" (далее - Постановление N 655-П), пункта 8 Общих требований к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2020 N 203 (далее - Постановление N 203), неправомерно приняло решение о разрешении использования остатка средств субсидии в размере 6 044 703,15 руб., в том числе средств федерального бюджета 5 984 256,12 руб., на те же цели в 2021 году, что привело к невозвращению неиспользованного по состоянию на 01.01.2021 остатка средств субсидии в доход федерального бюджета, как то предусмотрено пунктом 5 статьи 242 БК РФ, пунктом 4.3.7 Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию региональных проектов "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)" от 13.02.2019 N 056-08-2019-311 (пунктом 4.3.8 в редакции дополнительного соглашения от 26.12.2020 N 056-08-2019-311/3). Министерству предписано устранить в срок до 31.05.2022 нарушение путем возврата средств в доход федерального бюджета в сумме 5 984 256,12 руб. и принять меры по устранению причин и условий выявленного нарушения.
Согласно пункту 3 представления Министерство в нарушение абзаца 4 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 2 Постановления N 655-П, пункта 8 Постановления N 203, неправомерно приняло решение о разрешении использования остатка средств субсидии в размере 5 457 252,57 руб., в том числе средств федерального бюджета 5 402 665,99 руб., на те же цели в 2021 году, что привело к невозвращению неиспользованного по состоянию на 01.01.2021 остатка средств субсидии в доход федерального бюджета, как то предусмотрено пунктом 5 статьи 242 БК РФ, пунктом 4.3.6 Соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия по развитию системы паллиативной медицинской помощи от 22.12.2019 N 056-09-2020-095. Министерству предписано в срок до 31.05.2022 устранить нарушение путем возврата средств в доход федерального бюджета в сумме 5 402 665,99 руб. и принять меры по устранению причин и условий выявленного нарушения.
Посчитав пункты 2 и 3 представления незаконными, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (абзац второй пункта 1 статьи 78.1 БК РФ).
Согласно абзацу четвертому пункта 1 статьи 78.1 БК РФ порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта из бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, устанавливающие порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Общие требования к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели утверждены Постановлением N 203.
В подпунктах "а" и "б" пункта 7 Постановления N 203 предусмотрено, что в целях определения порядка осуществления контроля за соблюдением целей и условий предоставления субсидии и ответственности за их несоблюдение в правовом акте указываются:
- положение о порядке принятия органом-учредителем решения о наличии потребности в направлении неиспользованных в текущем финансовом году остатков средств субсидии на достижение целей, установленных при предоставлении субсидии (подпункт "а");
- положение о порядке и сроках принятия органом-учредителем, предоставившим субсидию, решения об использовании в текущем финансовом году поступлений от возврата ранее произведенных учреждениями выплат, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, для достижения целей, установленных при предоставлении субсидии (подпункт "б").
В соответствии с пунктом 8 Постановления N 203 при определении положения о принятии органом-учредителем решений, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 7 настоящего документа, в правовом акте предусматривается положение о предоставлении учреждением информации о наличии у учреждения неисполненных обязательств, источником финансового обеспечения которых являются неиспользованные на 1 января текущего финансового года остатки субсидий и (или) средства от возврата ранее произведенных учреждениями выплат, а также документов (копий документов), подтверждающих наличие и объем указанных обязательств учреждения (за исключением обязательств по выплатам физическим лицам).
Правительство Республики Карелия пунктом 2 Постановления N 655-П обязало уполномоченные органы принять нормативные правовые акты Республики Карелия, устанавливающие порядок определения объема и условия предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям Республики Карелия на иные цели, в соответствии с общими требованиями к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, утвержденными Постановлением N 203, со сроком вступления в силу с 01.01.2021.
Приказом Министерства от 11.01.2021 N 1 утвержден Порядок установления потребности (отсутствия потребности) в субсидиях, предоставленных из бюджета Республики Карелия автономным и бюджетным учреждениям Республики Карелия, подведомственным Министерству, на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), и неиспользованных по состоянию на 1 января очередного финансового года.
Вместе с тем в названном Порядке отсутствует положение о предоставлении документов (копий документов), подтверждающих наличие и объем неисполненных обязательств учреждений, источником финансового обеспечения которых являются не использованные на 1 января текущего финансового года остатки субсидий и (или) средства от возврата ранее произведенных учреждениями выплат, наличие которого предусмотрено пунктом 8 Постановления N 203, что, как верно указали суды, является нарушением абзаца 4 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ и пункта 2 Постановления N 655-П.
Суды установили, что с учетом упомянутого Порядка распоряжением Министерства от 11.01.2021 N 8-р (в редакции распоряжения Министерства от 19.04.2021 N 289-р) неиспользованный остаток средств субсидии в размере 17 775 119,42 руб. разрешен к использованию ГБУ "РМИАЦ" на те же цели в 2021 году при отсутствии у названного учреждения неисполненных обязательств на данную сумму, также неиспользованный остаток средств субсидии в размере 6 999 705,95 руб. разрешен к использованию ГБУЗ "ЦПМП" на те же цели в 2021 году при отсутствии у учреждения неисполненных подтвержденных обязательств на указанную сумму по состоянию на 01.01.2021.
Отсутствие на 01.01.2021 заключенных контрактов, как обоснованно отметили суды, свидетельствует об отсутствии на указанную дату соответствующих финансовых обязательств. Данное обстоятельство подтверждено материалами дела и Министерством не оспаривается.
Вопреки доводам подателя жалобы, не имеется оснований не применять к спорным правоотношениям нормы Постановления N 203, устанавливающие требование о предоставлении учреждением органу-учредителю, предоставившему субсидию, информации о наличии неисполненных обязательств, источником финансового обеспечения которых являются неиспользованные на 1 января текущего финансового года остатки субсидий и (или) средства от возврата ранее произведенных учреждениями выплат, а также документов (копий документов), подтверждающих наличие и объем указанных обязательств учреждения.
Принимая во внимание изложенное, Управление и суды пришли к правильному выводу о нарушении Министерством абзаца 4 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 2 Постановления N 655-П, пункта 8 Постановления N 203 при принятии в отсутствие у учреждений неисполненных подтвержденных обязательств решения о наличии у ГБУЗ "РМИАЦ" потребности в направлении неиспользованных в текущем финансовом году остатков средств субсидии в размере 17 775 119,42 руб. (что привело к невозврату ГБУЗ "РМИАЦ" остатка средств субсидии, в размере 6 044 703,15 руб. в бюджет Республики Карелия, из которых, исходя из уровня софинансирования, должны были быть возвращены Министерством в федеральный бюджет средства в размере 5 984 256,12 руб.), а также при принятии решения о наличии у ГБУЗ "ЦПМП" потребности в направлении неиспользованных в текущем финансовом году остатков средств субсидии в размере 6 999 705,95 руб. (что привело к невозврату ГБУЗ "ЦПМП" остатка средств субсидии в размере 5 457 252,57 руб. в бюджет Республики Карелия, из которых, исходя из уровня софинансирования, должны были быть возвращены Министерством в федеральный бюджет средства в размере 5 402 665,99 руб.).
Необходимость соблюдения получателем бюджетных средств принципов эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера не освобождает получателя бюджетных средств (в данном случае Министерство) от соблюдения иных требований бюджетного законодательства, в связи с чем ссылки Министерства на отсутствие нецелевого или неэффективного расходования бюджетных средств не свидетельствует об отсутствии нарушений абзаца 4 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 2 Постановления N 655-П, пункта 8 Общих требований и не свидетельствует о правомерности принятых решений о разрешении бюджетным учреждениям в использовании остатка средств субсидии.
Согласно пункту 5 статьи 242 БК РФ неиспользованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечение которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
Пунктом 4.3.7 заключенного между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Правительством Республики Карелия соглашения от 13.02.2019 N 056-08-2019-311 (пунктом 4.3.8 в редакции дополнительного соглашения от 26.12.2020 N 056-08-2019-311/3), а также пунктом 4.3.6 соглашения от 22.12.2019 N 056-09-2020-095 предусмотрена обязанность Министерства по возврату в федеральный бюджет неиспользованных по состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчетным, остатков средств субсидии в сроки, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судебных инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах, оснований не согласиться с которой суд округа не усматривает.
Дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2023 по делу N А26-2364/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства здравоохранения Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Необходимость соблюдения получателем бюджетных средств принципов эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера не освобождает получателя бюджетных средств (в данном случае Министерство) от соблюдения иных требований бюджетного законодательства, в связи с чем ссылки Министерства на отсутствие нецелевого или неэффективного расходования бюджетных средств не свидетельствует об отсутствии нарушений абзаца 4 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 2 Постановления N 655-П, пункта 8 Общих требований и не свидетельствует о правомерности принятых решений о разрешении бюджетным учреждениям в использовании остатка средств субсидии.
Согласно пункту 5 статьи 242 БК РФ неиспользованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечение которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
...
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2023 по делу N А26-2364/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства здравоохранения Республики Карелия - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 июля 2023 г. N Ф07-5968/23 по делу N А26-2364/2022