17 июля 2023 г. |
Дело N А56-68517/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Журавлевой О.Р., Родина Ю.А.,
при участии от федерального государственного бюджетного учреждения "Фтизиоофтальмологический санаторий "Красный вал" Министерства здравоохранения Российской Федерации представителя Макарука В.П. (доверенность от 02.06.2023),
рассмотрев 13.07.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Фтизиоофтальмологический санаторий "Красный вал" Министерства здравоохранения Российской Федерации на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2023 по делу N А56-68517/2022,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области, адрес: 194214, Санкт-Петербург, пр-кт Энгельса, д. 73, лит. А, ОГРН 1027801558223, ИНН 7802114044 (далее - Отделение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с федерального государственного бюджетного учреждения "Фтизиоофтальмологический санаторий "Красный вал" Министерства здравоохранения Российской Федерации, адрес: 188278, Ленинградская обл., санаторий Красный вал, местечко, ОГРН 1034701558649, ИНН 4710005610 (далее - Учреждение), 974 582,09 руб. ущерба.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2023 решение суда изменено, с Учреждения в пользу Отделения взыскано 484 315,60 руб. ущерба, в удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит постановление от 07.02.2023 отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, Отделение не доказало совокупность условий, при которых возможно возмещение убытков, поскольку исходя из поданных Учреждением исходных и корректирующих сведений о застрахованных лицах Отделение имело возможность выявить противоречия в представленных сведениях и уточнить данные, направив страхователю соответствующее уведомление. На момент вынесения решения о выплате пенсии с учетом индексации Отделение располагало сведениями об осуществлении пенсионерами оплачиваемой трудовой деятельности. Вывод апелляционного суда о наличии причинно-следственной связи между возникшими у истца убытками, связанными с непредставлением отчетности по форме СЗВ-М в отношении застрахованных лиц за март 2021 года, и действиями (бездействием) страхователя является необоснованным.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Отделение надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в настоящем судебном заседании.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Учреждение является страхователем в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).
Учреждение представило 01.04.2021 по телекоммуникационным каналам связи в Отделение персонифицированные сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за март 2021 года в отношении 106 застрахованных лиц, в том числе в отношении работающих сотрудников-пенсионеров.
Согласно протоколу проверки отчетности данный документ был принят органом Пенсионного фонда с указанием одной ошибки в части ФИО одного из застрахованных лиц. Данный протокол был направлен в адрес Учреждения по электронным каналам связи 01.04.2021.
Учреждение 02.04.2021 по телекоммуникационным каналам связи подало форму СЗВ-М с типом "отменяющая" в отношении тех же 106 застрахованных лиц, которая принята Отделением.
Сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за март 2021 года Учреждение представило только 22.09.2021, то есть с нарушением установленного законом срока.
Установив факт необоснованной выплаты пенсии работающим сотрудникам-пенсионерам с учетом индексации и полагая, что переплата возникла по причине несвоевременного представления Учреждением сведений по форме СЗВ-М за март 2021 года в отношении застрахованных лиц, Отделение направило в адрес Учреждения претензию о возмещении ущерба.
Поскольку претензия оставлена Учреждением без удовлетворения, Отделение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что Отделение имело возможность установить, что сотрудники-пенсионеры продолжали осуществлять трудовую деятельность в Учреждении в спорные периоды, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции с таким выводом не согласился, изучив обстоятельства дела и представленные доказательства, установил наличие причинно-следственной связи между несвоевременным представлением Учреждением сведений за март 2021 года и выплатой за период с 01.03.2021 по 30.06.2021 индексации застрахованным лицам в сумме 484 315,60 руб., в связи с чем изменил решение суда первой инстанции и удовлетворил исковые требования в части взыскания 484 315,60 руб. убытков, в остальной части требований отказал.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, соответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, исходит из следующего.
В статье 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) определен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 указанной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу пунктов 1 и 2.2 статьи Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) по форме СЗВ-М, а именно: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере плательщика застрахованного лица).
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с пунктами 12, 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
В силу части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
В рассматриваемом случае апелляционный суд, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 15, 1064, 1082 ГК РФ, пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ и статьи 28 Закона N 400-ФЗ, пришел к выводу о наличии причинно-следственной связи между несвоевременным представлением Учреждением сведений за март 2021 и понесенными Отделением расходами в виде выплаты излишних сумм пенсии работающим пенсионерам за период с 01.03.2021 по 30.06.2021.
Суд обоснованно заключил, что с учетом непредставления Учреждением сведений по форме СЗВ-М за март 2021 в срок до 15.04.2021 решение о назначении выплаты застрахованным пенсионерам правомерно принято Отделением в мае 2021 года. Получив в мае 2021 года от Учреждения сведения по форме СЗВ-М за апрель 2021 года, в том числе в отношении упомянутых лиц, Отделение с учетом установленного законом порядка имело возможность установить факт работы пенсионеров и принять решение об отмене выплат не ранее июня 2021 года и, соответственно, прекратить выплаты с 01.07.2021.
Оснований для прекращения выплат сумм пенсии с учетом индексации ранее, чем с 01.07.2021, у Отделения не имелось.
Иное, вопреки доводам подателя жалобы, из материалов дела не следует.
При таком положении апелляционный суд признал, что выплата индексации застрахованным лицам в сумме 484 315,60 руб. за период с 01.03.2021 по 30.06.2021 находится в прямой причинно-следственной связи с действиями (бездействием) страхователя, своевременно не представившего отчетность по форме СЗВ-М в отношении застрахованных лиц за март 2021 года.
Суд апелляционной инстанции при этом согласился с выводом суда первой инстанции о том, что совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на Учреждение ответственности в виде возмещения убытков, возникших за период с 01.07.2021 по 31.10.2021, Отделением не доказана. Учреждение представило в орган Пенсионного фонда в установленные сроки сведения по форме СЗВ-М за апрель, май, июнь 2021 года. С учетом полученных сведений Отделение имело возможность на основании сведений по форме СЗВ-М за апрель 2021 года, полученных в мае 2021 года, уже в июне 2021 года принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии с 01.07.2021.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении апелляционным судом норм материального права, а сводятся к оценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств дела, что не относится к компетенции суда округа.
Поскольку нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права при рассмотрении дела апелляционным судом не допущено, оснований для пересмотра обжалуемого судебного акта не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2023 по делу N А56-68517/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Фтизиоофтальмологический санаторий "Красный вал" Министерства здравоохранения Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
...
В рассматриваемом случае апелляционный суд, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 15, 1064, 1082 ГК РФ, пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ и статьи 28 Закона N 400-ФЗ, пришел к выводу о наличии причинно-следственной связи между несвоевременным представлением Учреждением сведений за март 2021 и понесенными Отделением расходами в виде выплаты излишних сумм пенсии работающим пенсионерам за период с 01.03.2021 по 30.06.2021."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 июля 2023 г. N Ф07-5793/23 по делу N А56-68517/2022