04 августа 2023 г. |
Дело N А21-13482/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДОМ СЕРВИС" Митиревой Т.С. (доверенность от 19.01.2023),
рассмотрев 02.08.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного предприятия Калининградской области "Единая система обращения с отходами" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2023 по делу N А21-13482/2021,
УСТАНОВИЛ:
государственное предприятие Калининградской области "Единая система обращения с отходами", адрес: 236006, Калининград, ул. Коперника, д. 2-4, пом. литер XI, ОГРН 1023900588920, ИНН 3904036510 (далее - ГПКО "ЕССО", Предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДОМ СЕРВИС", адрес: 238150, Калининградская обл., г.Черняховск, ул. Садовая, 21, А, ОГРН 1023900588920, ИНН 3904036510 (далее - Общество, управляющая компания, ответчик) о взыскании 170 300,07 руб. задолженности за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 01.01.2019 по 06.05.2021 и 65 180,72 руб. неустойки по состоянию на 30.11.2022 (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Межмуниципальная управляющая компания "Домоуправление", адрес: 238151, г.Черняховск, ул. Калинина, д.6, ОГРН 1143926008445, ИНН 3914803775 (далее - третье лицо).
Решением суда от 02.02.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.04.2023, с ответчика в пользу истца взыскано 66 575,85 руб. задолженности, 36 548,79 руб. неустойки и 3376 руб. расходов по государственной пошлине. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с судебными актами, Предприятие направило кассационную жалобу, в которой просит судебные акты изменить, приняв новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку ответчиком сверка с региональным оператором в отношении количества проживающих собственников в жилых домах не проведена и необходимые для этого документы не представлены. Относительно многоквартирного дома N 4 по улице Школьной в поселке Краснооктябрьское податель жалобы поясняет, что исключение этого дома из реестра лицензий Калининградской области на осуществление предпринимательской деятельности в сфере управления многоквартирным домом (далее- Реестр лицензий) осуществлено только 06.05.2021 согласно приказу Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее- Министерство) N ЖК-1349/пр, следовательно, до этой даты необходимость оплаты по вывозу ТКО возлагается на Общество, как управляющую компанию.
В судебном заседании представитель управляющей компании с доводами жалобы не согласился, по основаниям изложенным в отзыве.
Представители Предприятия и третьего лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на территории Калининградской области региональным оператором является ГПКО "ЕССО", действующее на основании лицензии от 08.09.2017 N (39)-4360-СТУРБ на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности и Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области, заключенного между Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области и истцом 20.06.2018.
Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 16.12.2020 N 124-05окк/20 "О внесении изменений в приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 17.12.2019 N 131-07окк/19" установлен единый тариф на услуги регионального оператора.
Следовательно, с 01.01.2019 услуги по обращению с ТКО в Калининградской области имеет право оказывать только региональный оператор - ГПКО "ЕССО" (истец).
Истец 04.03.2020 направил ответчику два экземпляра проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика.
Ответчик, подписанные экземпляры договора не возвратил.
Ссылаясь на то, что в период с 01.01.2019 по 06.05.2021 истец надлежащим образом оказал услуги по обращению с ТКО, которые ответчиком в полном объеме не оплачены и задолженность составила 170 300,07 руб., истец направил в адрес ответчика претензию с требованием оплаты задолженности.
Неудовлетворение претензии явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, сочли правомерным требование регионального оператора о наличии за ответчиком 66 575,85 руб. задолженности и 36 548,79 руб. неустойки за услуги по вывозу ТКО.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям искового производства.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
При этом частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ регламентировано, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора
Пунктом 8(11) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156, Правила обращения с ТКО), устанавливающих порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Согласно пункту 8(12) раздела I(1) Правил N 1156 в случае, если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156.
В силу пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами являются обязательными для сторон.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156. Пунктом 8(4) Правил N 1156 предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО предусмотрена пунктами 4, 8(11), 8(12) Правил N 1156.
Таким образом, заключение договора с региональным оператором является обязанностью потребителя, реализуемой им в силу закона самостоятельно, путем направления соответствующей заявки, рассматриваемой в ограниченные сроки.
При этом юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы (пункт 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Учитывая означенное правовое регулирование, суды пришли к обоснованному выводу, что договорные отношения оформляются и договор считается заключенным на условиях типового договора. Более того, как таковое отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктами 5 и 7 Правил N 1156.
Факт оказания услуг по договору подтверждается материалами дела, равно как и наличие задолженности за ответчиком в установленной судом части.
Так, истцом произведено следующее начисление задолженности:
1) За январь, февраль 2019: по дому N 16 ул. Ленина в г. Черняховске (108 человек) в сумме 16 548,3 руб., по дому N 16а ул. Ленина в г. Черняховске (108 человек) в сумме 16 548,3 руб., по дому 3/2 пер. Победы в г. Черняховске (12 человек) в сумме 1838,7 руб., по дому N 3 ул. Театральная в г. Черняховске (120 человек) в сумме 18 387 рублей, по дому N 2 ул. Театральная 2 в г. Черняховске (201 человек) в сумме 30 798,22 руб., по дому N 3 ул. Победы в г. Черняховске (55 человек) в сумме 8427,38 руб., дому N 1 ул. Победы в г. Черняховске (210 человек) в сумме 32 177,26 руб.
Ссуды с таким расчетом согласились, учли сводные ведомости ответчика по лицевым счетам за 1 квартал 2019 года (в деле) и удовлетворили требования истца в сумме 61 596,05 руб.
В указанной части задолженности спора в кассационной инстанции у сторон нет.
2) За январь-май 2019 года: по дому N 18 ул. Московская в г. Черняховске (за 18 человек) в сумме 6775,37 руб. Ответчик признал требования по отношении указанного дома только в сумме 2987,89 руб. (за 13 человек), поскольку за период январь-март 2019 собственники помещений дома 28.12.2018 приняли решение о заключении прямых договоров с региональным оператором с 01.01.2019 (решение собственников передано региональному оператору 20.06.2019 вх. N 8167). Суд учел сводную ведомость по лицевым счетам за 1 квартал 2019 года, исключил одно заявление собственника, и счел обоснованной сумму в 4979,81 руб. за период с января по май 2019 года.
3) За январь 2019 года - май 2021 года: по дому N 4 ул. Школьная в пос. Краснооктябрьское Черняховского района начислена сумма 38 799,54 руб. (расчеты по дому скорректированы истцом с учетом сведений Министерства об исключении 06.05.2021 дома из перечня многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ответчик).
Ответчик по указанному дому требования не признал в полном объеме, указав, что договор управления МКД расторгнут до 01.01.2019.
Судом для оценки достоверности позиций сторон сделаны запросы в Министерство и Администрацию муниципального образования "Черняховский муниципальный округ Калининградской области" из которых следовало, что 18.10.2018 (вх. N 9849) в Администрацию от ответчика поступила информация о расторжении с 01.11.2018 договора управления с собственниками помещений названого дома и 28.10.2018 с управляющей компанией подписан акт приема-передачи технической документации. В связи прекращением договора управления, МКД с 01.11.2018 передан для обслуживания ООО МУК "Домоуправление", а с 16.06.2021 заключен договор управления с ООО "Народная управляющая компания Домоуправление N 1 г. Черняховска" (письмо Администрации от 06.05.2022 N 3803).
Согласно информации, размещенной на официальном сайте ГИС ЖКХ, в связи с расторжением договора управление домом прекращено 01.01.2019, а приказом Министерства от 06.05.2021 N ЖК-1349/пр спорный дом исключен из перечня домов, управление которыми осуществляет ответчик.
Поскольку управление домом прекращено 01.01.2019 и дом предан иной управляющей компании, образование задолженности после этой даты за ответчиком исключено. Ссылка на специфику документооборота между Администрацией и истцом в таком случае не имеет значения.
Таким образом, при констатации необходимости заключения договора на вывоз ТКО только с региональным оператором, суд правомерно возложил на управляющую компанию обязанность по оплате задолженности за спорный период только в сумме 66 575,85 руб. Исходя из доводов жалобы, иного истцом не доказано.
Поскольку факт просрочки исполнения ответчиком обязательства по оплате услуг регионального оператора доказан, истец в силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ и на основании пункта 22 типового договора (согласно которому в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки) вправе взыскать, начисленную на такую задолженность неустойку.
В связи с допущенной просрочкой, с учетом корректировки базы для расчета неустойки, а равно моратория за периоды с 05.04.2020 по 31.12.2020, с 31.03.2022 по 01.10.2022 (постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами"), судом был произведен ее перерасчет за заявленный истцом период; размер неустойки по состоянию на 30.11.2022 составил 36 548,79 руб.
Такой расчет является арифметически верным; оснований для применения статьи 333 ГК РФ судом не установлено.
Доводы кассационной жалобы, повторяющие изложенную в ходе рассмотрения дела позицию по спору, основаны на иной, отличной от изложенной в судебных актах оценки судами представленных в материалы дела доказательств и обстоятельств дела, и при этом уже были предметом исследования суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая оценка, в связи с чем, их повторение поданной в суд кассационной инстанции жалобе представляет собой требование о переоценке доказательств и обстоятельств дела, что выходит за предусмотренные частью 2 статьи 287 АПК РФ пределы компетенции суда кассационной инстанции.
При изложенных обстоятельствах, основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2023 по делу N А21-13482/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного предприятия Калининградской области "Единая система обращения с отходами" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку факт просрочки исполнения ответчиком обязательства по оплате услуг регионального оператора доказан, истец в силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ и на основании пункта 22 типового договора (согласно которому в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки) вправе взыскать, начисленную на такую задолженность неустойку.
В связи с допущенной просрочкой, с учетом корректировки базы для расчета неустойки, а равно моратория за периоды с 05.04.2020 по 31.12.2020, с 31.03.2022 по 01.10.2022 (постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами"), судом был произведен ее перерасчет за заявленный истцом период; размер неустойки по состоянию на 30.11.2022 составил 36 548,79 руб.
Такой расчет является арифметически верным; оснований для применения статьи 333 ГК РФ судом не установлено.
...
решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.02.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2023 по делу N А21-13482/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного предприятия Калининградской области "Единая система обращения с отходами" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 августа 2023 г. N Ф07-9806/23 по делу N А21-13482/2021