08 августа 2023 г. |
Дело N А56-91986/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" "Колпинская" Кашириной Г.Г. (доверенность от 31.12.2022 N 26), от акционерного общества "Невский экологический оператор" Сусловой Е.А. (доверенность от 25.11.2022 N 162),
рассмотрев 02.08.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" "Колпинская" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2023 по делу N А56-91986/2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Невский экологический оператор", адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная ул., д. 1, корп. 2, лит. А, часть пом. 1Н-23, ОГРН 1217800002826, ИНН 7804678913 (далее - АО "НЭО"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Колпинская", адрес: 196641, Санкт-Петербург, пос. Металлострой, Центральная ул., д. 19, корп. 3, пом. 69-Н, оф. 11, ОГРН 1157847287949, ИНН 7817054126 (далее - Компания), 1 496 222,30 руб. задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 01.01.2022 по 31.05.2022, а также 15 307,50 руб. неустойки, начисленной за период с 11.02.2022 по 31.03.2022.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.2022 с ответчика в пользу истца взыскано 1 496 222,30 руб. задолженности и 27 962 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины; в удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2023 решение суда первой инстанции изменено в части требования о взыскании неустойки и судебных расходов: с ответчика в пользу истца взыскано 15 307,50 руб. неустойки и 31 155 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе; в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт - о взыскании 667 153,60 руб. задолженности. По мнению подателя жалобы, суды не приняли во внимание, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО не был заключен между сторонами по вине истца. Компания не согласна с расчетом стоимости услуг и полагает, что такой расчет должен производиться исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО. Согласно расчету Компании задолженность за фактически оказанные истцом услуги по обращению с ТКО составляет 667 153,60 руб.
В судебном заседании представитель ответчика поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель истца возражала против удовлетворения данной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, АО "НЭО" с 01.01.2022 является региональным оператором по обращению с ТКО на территории города федерального значения Санкт-Петербурга.
АО "НЭО" направило Компании проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 30.12.2021 N 1265995-2022/ТКО в отношении объектов, расположенных по адресам: Санкт-Петербург, п. Металлострой, Центральная ул., д. 19, корп. 3; Двинская ул., д. 8, корп. 3, стр. 1. Однако со стороны Компании договор не был подписан.
В период с 01.01.2022 по 31.05.2022 АО "НЭО" оказывало услуги по обращению с ТКО, которые не были оплачены. Согласно расчету АО "НЭО" стоимость оказанных услуг за данный период составила 1 496 222,30 руб.
АО "НЭО" направило в адрес Компании претензию от 27.06.2022 с требованием уплатить образовавшуюся задолженность.
Оставление Компанией указанной претензии без исполнения послужило основанием для обращения АО "НЭО" в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований в части взыскания 1 496 222,30 руб. задолженности.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции в указанной части, а также счел обоснованным требование АО "НЭО" о взыскании 15 307,50 руб. неустойки.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Компании не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Правоотношения в сфере обращения с отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Согласно пункту 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156), разделом I (1) которых установлен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункты 8(1) - 8(20) названных Правил).
В отношении собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домах предоставление коммунальных услуг регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), разделом раздел XV(1) которых установлены особенности осуществления коммунальной услуги по обращению с ТКО, а также порядок заключения соответствующего договора, определения объема данного вида услуги и размер платы за нее.
Предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО обеспечивается управляющей организацией, которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующим региональным оператором по обращению с ТКО, посредством заключения с региональным оператором по обращению с ТКО договора на оказание услуг по обращению с ТКО в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям (пункт 148(7) Правил N 354).
В отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации; далее - ЖК РФ), договор заключается с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в порядке, установленном в разделе I (1) Правил N 1156 (подпункт "а" пункта 8 (1) названных Правил).
Правильно применив к правоотношениям сторон положения статей 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 155, 157, 162 ЖК РФ, статей 24.6, 24.7 Закона N 89-ФЗ, пункта 148(30) Правил N 354, пунктов 8(4), 8(17), 8(18) Правил N 1156, оценив имеющиеся в деле доказательства и установив факты оказания истцом услуг по обращению с ТКО в отношении указанных многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, неоплаты оказанных услуг ответчиком, судебные инстанции обоснованно удовлетворили иск и взыскали имеющуюся задолженность и неустойку за просрочку оплаты.
Ответчик не оспаривает факт оказания истцом услуг по вывозу ТКО, а выражает несогласие с порядком расчета стоимости этих услуг, полагая, что цена оказанных услуг должна определяться расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах их накопления.
Указанный довод был рассмотрен апелляционным судом и обоснованно им отклонен.
По общему правилу, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении и нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется на основании нормативов накопления ТКО (пункты 148 (30) - 148 (38) Правил N 354).
В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к этим Правилам в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 30-р утверждены нормативы накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга для многоквартирных домов исходя из площади жилых помещений.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2021 N 929 на территории Санкт-Петербурга установлено, что оплата коммунальной услуги по обращению с ТКО, предоставленной потребителям в жилых помещениях в многоквартирных домах, осуществляется исходя из общей площади жилого помещения.
Абзацем третьим пункта 148 (30) Правил N 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9 (3) и 9(4) приложения N 2 к данным Правилам соответственно.
Согласно формуле 9(4) указанного приложения исчисление размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО производится исходя из общей площади жилого помещения на основании объема вывезенных контейнеров.
Таким образом, исходя из формулировки абзаца третьего пункта 148 (30) Правил N 354 применение формулы, установленной пунктом 9(4) указанного Приложения и предусматривающей исчисление размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО на основании объема вывезенных контейнеров, возможно только при раздельном накоплении сортированных отходов.
Вместе с тем в рассматриваемом случае ответчик доказательств раздельного учета сортированных ТКО и заключения договоров, предусматривающих указанный способ учета ТКО с установлением конкретного объема контейнеров, не представил.
В силу изложенного учет ТКО в отношении оказанной услуги правомерно осуществлен истцом расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
Согласно расчету истца стоимость оказанных услуг за период с 01.01.2022 по 31.05.2022 составила 1 496 222,30 руб.
Проверив указанный расчет и признав его обоснованным, суды пришли к правильному выводу о том, что исковые требования в указанной части подлежат удовлетворению.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций в обжалуемой части основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2023 по делу N А56-91986/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" "Колпинская" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Абзацем третьим пункта 148 (30) Правил N 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9 (3) и 9(4) приложения N 2 к данным Правилам соответственно.
Согласно формуле 9(4) указанного приложения исчисление размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО производится исходя из общей площади жилого помещения на основании объема вывезенных контейнеров.
Таким образом, исходя из формулировки абзаца третьего пункта 148 (30) Правил N 354 применение формулы, установленной пунктом 9(4) указанного Приложения и предусматривающей исчисление размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО на основании объема вывезенных контейнеров, возможно только при раздельном накоплении сортированных отходов.
...
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2023 по делу N А56-91986/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" "Колпинская" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 августа 2023 г. N Ф07-10131/23 по делу N А56-91986/2022