09 августа 2023 г. |
Дело N А26-10313/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 августа 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троховой М.В., судей Казарян К.Г., Кравченко Т.В.,
рассмотрев 02.08.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шевцова Андрея Карповича на определение Арбитражного суд Республики Карелия от 01.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2023 по делу N А26-10313/2021,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суд Республики Карелия от 25.04.2023 Куроптева Наталия Михайловна признана несостоятельной (банкротом); в отношении нее введена процедура реализации имущества гражданина. Финансовым управляющим должника утверждена Камаева Наталья Николаевна.
Определением от 01.03.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда о 10.05.2023, процедура реализации имущества должника завершена. Куроптева Н.М. освобождена от исполнения обязательств перед кредиторами.
В кассационной жалобе Шевцов Андрей Карпович просит отменить определение от 01.03.2023 и постановление от 10.05.2023, а дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель жалобы ссылается на то, что Куроптева Н.М. приняла на себя заведомо неисполнимые обязательства и злостно уклонялась от погашения задолженности.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалоб.
Законность определения от 01.03.2023 и постановления от 10.05.2023 проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, в связи с проведением всех мероприятий в процедуре банкротства финансовый управляющий имуществом должника обратился в суд с ходатайством о завершении процедуры реализации имущества гражданина и об освобождении должника от дальнейшего исполнения обязательств.
Рассматривая вопрос о завершении процедуры реализации имущества в отношении должника, суд первой инстанции исходил из проведения финансовым управляющим мероприятий, необходимых для завершения процедуры реализации имущества должника, отсутствия оснований для ее продления.
При этом суд посчитал возможным применить положения пункта 3 статьи 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и освободил должника от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, полагает, что нормы права применены правильно, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Согласно пункту 1 статьи 213.28 Закона о банкротстве после завершения расчетов с кредиторами финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах реализации имущества гражданина с приложением копий документов, подтверждающих продажу имущества гражданина и погашение требований кредиторов, а также реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов.
По итогам рассмотрения отчета о результатах реализации имущества должника арбитражный суд выносит определение о завершении реализации имущества гражданина (пункт 2 статьи 213.28 Закона о банкротстве).
Из представленных финансовым управляющим в материалы дела документов следует, что в ходе процедуры банкротства в третью очередь реестра включены требования в общей сумме 2 975 966 руб. 07 коп. Кредиторы первой и второй очереди не выявлены.
Финансовым управляющим направлены запросы в регистрирующие органы; имущество, подлежащее включению в конкурсную массу, не выявлено.
За счет поступивших в конкурсную массу денежных средств частично погашена кредиторская задолженность в размере 13 517 руб. 36 коп.
По результатам финансового анализа финансовый управляющий пришел к выводу о том, что должник является неплатежеспособным, восстановление платежеспособности в течении срока, предусмотренных для реабилитационных процедур, не представляется возможным. Основания для оспаривания сделок с имуществом должника не установлены.
Жалобы на ненадлежащее исполнение финансовым управляющим полномочий, предусмотренных статьями 129 и 213.9 Закона о банкротстве, в том числе по факту неоспаривания сделок должника, не поданы.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о необходимости завершения процедуры банкротства и отсутствии оснований для ее продления.
После завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (пункт 3 статьи 213.28 Закона о банкротстве).
Пунктом 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве установлен перечень признаков недобросовестного поведения гражданина, исключающих возможность использования особого порядка освобождения от погашения задолженности через процедуры банкротства.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", по общему правилу вопрос о наличии либо отсутствии обстоятельств, при которых должник не может быть освобожден от исполнения обязательств, разрешается судом при вынесении определения о завершении реализации имущества должника (абзац пятый пункта 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве).
Если обстоятельства, являющиеся основанием для принятия такого решения, будут выявлены после завершения реализации имущества должника, соответствующее судебное определение, в том числе в части освобождения от обязательств, может быть пересмотрено по заявлению конкурсного кредитора, уполномоченного органа или финансового управляющего.
В рассматриваемом случае анализ финансового состояния должника свидетельствует об отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства. Сокрытие или уничтожение принадлежащего ему имущества, равно как сообщение должником недостоверных сведений финансовому управляющему или кредитору, не установлено.
Доказательства, свидетельствующие об обратном, кредитором в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не представлены.
Вопреки доводам подателя жалобы, судами не установлены обстоятельства, объективно свидетельствующие о недобросовестном поведении должника в процедуре банкротства.
Довод о том, что должник, принимая на себя обязательства, понимал, что не сможет их исполнить, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции с учетом правовой позиции, отраженной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2022 N 307-ЭС22-12512, от 25.01.2018 N 310-ЭС17-14013, от 03.06.2019 N 305-ЭС18-26429, согласно которой принятие на себя непосильных долговых обязательств ввиду необъективной оценки собственных финансовых возможностей и жизненных обстоятельств не может являться основанием для неосвобождения от долгов. В отличие от недобросовестности неразумность поведения физического лица сама по себе таким препятствием не является. Доказательств предоставления должником при принятии на себя обязательств недостоверной информации не представлено.
При изложенных обстоятельствах дела суды пришли к обоснованному выводу о том, что должник подлежит освобождению от исполнения в дальнейшем своих обязательств перед кредиторами.
Оснований не согласиться с означенными выводами судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суд Республики Карелия от 01.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2023 по делу N А26-10313/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Шевцова Андрея Карповича - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Трохова |
Судьи |
М.В. Трохова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу разъяснений, изложенных в пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", по общему правилу вопрос о наличии либо отсутствии обстоятельств, при которых должник не может быть освобожден от исполнения обязательств, разрешается судом при вынесении определения о завершении реализации имущества должника (абзац пятый пункта 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве).
...
Довод о том, что должник, принимая на себя обязательства, понимал, что не сможет их исполнить, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции с учетом правовой позиции, отраженной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2022 N 307-ЭС22-12512, от 25.01.2018 N 310-ЭС17-14013, от 03.06.2019 N 305-ЭС18-26429, согласно которой принятие на себя непосильных долговых обязательств ввиду необъективной оценки собственных финансовых возможностей и жизненных обстоятельств не может являться основанием для неосвобождения от долгов. В отличие от недобросовестности неразумность поведения физического лица сама по себе таким препятствием не является. Доказательств предоставления должником при принятии на себя обязательств недостоверной информации не представлено."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 августа 2023 г. N Ф07-8817/23 по делу N А26-10313/2021