29 августа 2023 г. |
Дело N А56-64408/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Соколовой С.В., Трощенко Е.И.,
при участии от Балтийской таможни представителя Мартишина И.С. (доверенность от 30.12.2022 N 06-10/0008),
рассмотрев 24.08.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Балтийской таможни на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2023 по делу N А56-64408/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Актив", адрес: 192289, Санкт-Петербург, ул. Софийская, д. 66, лит. А, пом. 404, р.м. 1, ОГРН 1097847090065, ИНН 7816462468 (далее - ООО "Актив", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) об обязании Балтийской таможни, адрес: 198184, Санкт-Петербург, Канонерский о., д. 32-А, ОГРН 1037811015879, ИНН 7830002014 (далее - Таможня), возвратить таможенные платежи, доначисленные по результатам таможенного контроля, оформленного актом проверки документов и сведений после выпуска товаров от 26.08.2021 N 10216000/015/260821/А212 по декларациям на товары (далее - ДТ) N 10216170/230120/0016130, 10216170/290120/0023100, 10216170/020620/0143427, 10216170/190221/0043737, 10216170/020421/0090360, 10216170/040220/0029648, 10216170/110220/0036598, 10216170/180220/0043165, 10216170/240320/0080044, 10216170/280420/0111701, 10216170/250620/0162730, 10216170/230720/0188094. 10216170/120820/0207406, 10216170/030920/0229120, 10216170/240920/0248839. 10216170/141020/0268260, 10216170/021120/0288536, 10216170/121120/0299030. 10216170/031220/0319700, 10216170/181220/0334985, 10216170/010221/0024317, 10216170/080221/0032167, 10216170/120321/0066081, 10216170/080621/0167525, 10216170/250621/0187204, 10216170/210721/0217805, 10216170/030821/0231388, 10216170/130821/0242258.
Решением суда первой инстанции от 13.12.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.04.2023, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и нарушение им норм процессуального права, а также на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 13.12.2022 и постановление от 10.04.2023, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, товар по коду Общероссийского классификатора продукции (ОКП) ОК 005-93 не соответствует изделиям, включенным в пункт 21 Перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 (далее - Перечень N 1042). Следовательно, Общество не подтвердило право на льготу в виде освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при ввозе товара.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просило оставить их без изменения.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы кассационной жалобы.
ООО "Актив", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Актив" ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза и с целью помещения под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" задекларировало по перечисленным выше ДТ в том числе товары "приспособления ортопедические: опоры для стояния, используются для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП, миопатии)" и "приспособления ортопедические: опоры-ходунки (средства для ходьбы) используются для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП, миопатии)".
При декларировании Общество заявило в отношении указанных товаров код 9021 10 100 0 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (утв. решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54; далее - ТН ВЭД), а также представило выданные Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) регистрационные удостоверения на медицинское изделие от 26.12.2016 N РЗН 2016/5187, от 02.12.2010 N ФСЗ 2010/08500, в которых указан код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 - 94 5150.
Товар выпущен Таможней в соответствии с заявленной таможенной процедурой и с предоставлением льготы в виде освобождения от уплаты НДС в отношении ввезенных в Российскую Федерацию медицинских изделий.
После выпуска товаров по результатам камеральной таможенной проверки Таможня пришла к выводу, что ввезенные товары не соответствуют условиям пункта 21 Перечня N 1042, поскольку в названном пункте указан код ОКП 93 9670, а спорные изделия согласно регистрационным удостоверениям имеют код ОКП 94 5150, о чем составила акт от 26.08.2021 N 10216000/015/260821/А212, приняла решение от 26.08.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, согласно которым оснований для предоставления льготы по НДС не имелось, и доначислила 5 011 356 руб. таможенных платежей.
Считая решение таможенного органа незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций посчитали позицию таможенного органа необоснованной, удовлетворили заявленные требования в полном объеме.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также сырья и комплектующих изделий для их производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (подпункт 2 пункта 1 статьи 150 НК РФ).
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, а также медицинских изделий. Положения абзаца четвертого подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31.12.2021 регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, освобождение от НДС в отношении ввозимых на территорию РФ медицинских изделий применяется при наличии регистрационных удостоверений на данные изделия, а также включении их в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации. Технические средства, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, также должны быть включены в упомянутый перечень.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 и подпунктом 2 статьи 150 НК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 утвержден Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость (Перечень N 1042).
В примечании 1 к Перечню N 1042 указано, что для целей применения раздела I настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или до 31.12.2021 государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из примечания 1 к Перечню N 1042 для освобождения от уплаты НДС при ввозе товара ввозимый товар по коду ТН ВЭД ЕАЭС и коду ОКП (или коду ОКПД2) должен быть включен в Перечень. При этом существенным фактором для освобождения от уплаты НДС при ввозе спорного товара является одновременное совпадение кода ТН ВЭД ЕАЭС и кода по ОКП (кода по ОКПД2) в рамках одного пункта Перечня.
В свою очередь, согласно примечанию 2 к Перечню N 1042 для целей применения разделов II - IV настоящего перечня необходимо руководствоваться кодом ТН ВЭД, наименованием товара с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции ОК 005-93 (ОКП) или ОК 034-2014 (ОКПД 2) (в случае, если коды указаны).
Таким образом, как верно указал апелляционный суд, из буквального толкования данного примечания следует, что для отнесения товара к разделу III Перечня N 1042 определяющее значение имеет код ТН ВЭД и наименование товара, а коды ОКП или ОКПД2 лишь учитываются, если они указаны.
В данном случае Общество ввезло опоры-ходунки, опоры для стояния, классифицируемые по коду 9021 10 100 0 ТН ВЭД, представив при декларировании регистрационные удостоверения на медицинские изделия от 26.12.2016 N РЗН 2016/5187, от 02.12.2010 N ФСЗ 2010/08500, в которых в отношении ввезенных товаров указан код ОКП 94 5150.
Правильность заявленного Обществом классификационного кода таможенным органом не оспаривается.
Вместе с тем Таможня полагает, что с учетом примечания 1 ввезенные товары не отвечают требованиям пункта 21 раздела I "Медицинские изделия" Перечня N 1042 "Трости, костыли, опоры (в том числе ходунки, манежи, палки-опоры)", поскольку несмотря на то, что код 9021 10 100 0 ТН ВЭД указан в названном пункте, товары также должны соответствовать коду ОКП 93 9670, а это условие не выполнено, поскольку регистрационные удостоверения от 02.12.2010 N ФСЗ 2010/08500, от 26.12.2016 N РЗН 2016/5187 выданы на товар с кодом ОКП 94 5150.
Проверяя доводы таможенного органа, суды обоснованно исходили из того, что в данном случае рассматриваемые товары подлежали проверке на соответствие условиям раздела III "Технические средства, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов", а не раздела I "Медицинские изделия" Перечня N 1042, поскольку при декларировании Общество заявило о применении льготы в виде освобождения от уплаты НДС именно в отношении ввозимых в Российскую Федерацию технических средств реабилитации инвалидов.
В пункт 29 раздела III Перечня N 1042 включены специальные средства для самообслуживания и ухода за инвалидами, к которым в числе прочего отнесено оборудование для подъема и перемещения, классифицируемое в том числе в товарной позиции 9021 ТН ВЭД. При этом в пункте 29 Перечня N 1042 (в редакции, действовавшей на момент таможенного декларирования товаров) коды ОК 005-93 (ОКП) или ОК 034-2014 (ОКПД 2) не указаны.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что ввезенные товары представляют собой приспособления ортопедические: опоры для стояния используются для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП, миопатии), опоры-ходунки (средства для ходьбы) используются для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП, миопатии), оборудованные, в том числе, упорами для таза, коленей, подлокотниками, подголовниками, боковыми поддержками туловища, фиксирующими ремнями и т.д., то есть являются специальными средствами для самообслуживания детей-инвалидов.
Данный вывод судебных инстанций таможенным органом в кассационной жалобе не опровергнут.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р "О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду" утвержден перечень технических средств реабилитации, в пункт 6 которого включены трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни.
Согласно регистрационным удостоверениям на медицинские изделия от 26.12.2016 N РЗН 2016/5187, от 02.12.2010 N ФСЗ 2010/08500 и технической документации производителя ввезенные опоры-ходунки, опоры для стояния предназначены для ухода и реабилитации детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП, миопатии).
При изложенных обстоятельствах суды обоснованно заключили, что ввезенные товары относятся к поименованным в разделе III Перечня N 1042 техническим средствам, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, и с учетом примечания 2 к Перечню N 1042 по наименованию и коду ТН ВЭД соответствуют товарам, указанным в пункте 29 названного Перечня.
Доводы, опровергающие данный вывод судов и исключающие с учетом представленных в дело доказательств отнесение спорных товаров к техническим средствам реабилитации инвалидов, Таможней в кассационной жалобе не приведены.
Таким образом, следует признать, что при декларировании товаров Общество правомерно заявило о применении льготы в виде освобождения от уплаты НДС.
Иное таможенным органом, вопреки требованиям статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ, не доказано.
Факт уплаты заявителем доначисленного по результатам таможенного контроля НДС таможенным органом не оспаривается.
Принимая во внимание изложенное и руководствуясь разъяснениями, приведенными в пунктах 33 и 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", суды обоснованно удовлетворили заявленные Обществом требования, обязав таможенный орган возвратить излишне уплаченную сумму НДС.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в двух судебных инстанциях, им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой суд округа не усматривает.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся доказательств, нормы материального применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2023 по делу N А56-64408/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно регистрационным удостоверениям на медицинские изделия от 26.12.2016 N РЗН 2016/5187, от 02.12.2010 N ФСЗ 2010/08500 и технической документации производителя ввезенные опоры-ходунки, опоры для стояния предназначены для ухода и реабилитации детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП, миопатии).
При изложенных обстоятельствах суды обоснованно заключили, что ввезенные товары относятся к поименованным в разделе III Перечня N 1042 техническим средствам, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, и с учетом примечания 2 к Перечню N 1042 по наименованию и коду ТН ВЭД соответствуют товарам, указанным в пункте 29 названного Перечня.
...
Факт уплаты заявителем доначисленного по результатам таможенного контроля НДС таможенным органом не оспаривается.
Принимая во внимание изложенное и руководствуясь разъяснениями, приведенными в пунктах 33 и 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", суды обоснованно удовлетворили заявленные Обществом требования, обязав таможенный орган возвратить излишне уплаченную сумму НДС."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 августа 2023 г. N Ф07-10944/23 по делу N А56-64408/2022