29 августа 2023 г. |
Дело N А56-29055/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
при участии от товарищества собственников жилья "Феникс" Посошникова П.С. (доверенность от 24.02.2023), от акционерного общества "Невский экологический оператор" Жамова А.Е. (доверенность от 16.12.2022),
рассмотрев 29.08.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Невский экологический оператор" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2023 по делу N А56-29055/2022,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Феникс" (191028, г. Санкт-Петербург, ул. Моховая, д. 27-29, пом. 37; ОГРН 1067847656249; ИНН 7841332783; далее - ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Невский экологический оператор" (195009, г. Санкт-Петербург, ул. Арсенальная, д. 1, корп. 2, лит. А, пом. 1Н-23(часть); ОГРН 1217800002826; ИНН 7804678913; далее - Общество) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) от 30.12.2021 N 1261250-2022/ТКО в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Моховая, д. 27-29, путем изложения пунктов 1.3, 2.2, 2.3, 3.1.1, 4.1, 4.2, 4.3, 4.4 и Приложений NN III и IV договора в редакции истца, дополнения договора пунктами 3.1.6, 3.3.10, а также в случае неисполнения решения суда о взыскании с Общества судебную неустойку в размере 5000 руб. за каждый день просрочки исполнения решения суда (с учетом уточнения исковых требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (191025, г. Санкт-Петербург, ул. Стремянная, д. 19, лит. А; ОГРН 1057810212503; ИНН 7801378679), Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (191123, г. Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 20, лит. В; ОГРН 1037828007030; ИНН 7815015523), Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга (195112, г. Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А; ОГРН 1037867000115; ИНН 7841000298) и администрация Центрального района Санкт-Петербурга (191167, г. Санкт-Петербург, Невский пр., д. 176, лит. А; ОГРН 1037843045701; ИНН 7825660628).
Решением суда первой инстанции от 21.11.2022 во включении в договор пунктов 3.1.6, 3.3.10 и приложений N N III и IV отказано, а остальные спорные пункты договора изложены в редакции ответчика.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 03.04.2023 решение суда первой инстанции отменено, разногласия сторон при заключении договора урегулированы в редакции истца следующим образом:
пункт 1.3 договора изложен в следующей редакции: "твердых коммунальных отходов - контейнеры, предоставляемые региональным оператором и расположенные на контейнерной площадке на территории дома N 27-29 по ул. Моховая в г. Санкт-Петербурге, находящемся под управлением ТСЖ "Феникс" в Приложении N 1 к настоящему договору";
пункт 2.2 договора изложен в следующей редакции: "Потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 15-ого числа месяца следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО, на основании счета и Акта оказанных услуг, направляемых оператором в адрес потребителя не позднее 5-ого числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга. Датой оплаты считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет Регионального оператора";
пункт 2.3 договора изложен в следующей редакции: "Сверка расчетов по настоящему договору проводится между региональным оператором и потребителем не реже чем один раз в квартал по инициативе одной из сторон путем составления и подписания сторонами соответствующего акта";
пункт 3.1.1 договора изложен в следующей редакции: "принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в приложении к настоящему договору, с учетом организации раздельного накопления ТКО";
договор дополнен пунктом 3.1.6 следующего содержания: "не позднее 10-го числа каждого месяца, следующего за месяцем, в котором была оказан услуга, направить в адрес потребителя счет на оплату услуг Регионального оператора по обращению с ТКО. Счет направляется по электронному документообороту";
договор дополнен пунктом 3.3.10 следующего содержания: "направить не позднее 5-ого числа каждого месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО, сведения о фактически вывезенных объемах ТКО и КГО в расчетном месяце (Акт сверки объемов, вывозимых ТКО). Сведения о фактическом объеме оказанных услуг в расчетном периоде направляются потребителем Региональному оператору по электронному документообороту";
пункт 4.1 договора изложен в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: соответствии количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО";
пункт 4.2 договора изложен в следующей редакции: "Стороны договорились, что в связи с применением Сторонами учета объема и (или) массы ТКО в соответствии количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, Региональный оператор осуществляет вывоз ТКО ежедневно";
пункт 4.3 договора изложен в следующей редакции: "Стороны определили, что объем вывозимых Региональным оператором ТКО и подлежащий оплате потребителем по настоящему договору, фиксируется в журнале вывоза ТКО/КГО, форма которого определена Приложением N III к настоящему договору";
пункт 4.4 договора изложен в следующей редакции: "Стороны определили, что в случае поступления от Потребителя заявки на дополнительные контейнеры для КГО, такие контейнеры Региональным оператором предоставляются в количестве, указанном в заявке не позднее следующего дня за днем получения заявки. Включаются в акт сверки объемов ТКО, оплачиваются в соответствии с фактическим объемом вывезенных Региональным оператором ТКО и КГО";
Приложение N III к договору - Журнал вывоза ТКО;
Приложение N IV к договору - Акт сверки объемов вывозимых ТКО".
В случае неисполнения судебного акта с Общества в пользу ТСЖ подлежит взысканию 500 руб. судебной неустойки за каждый день просрочки исполнения судебного акта.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит постановление суда апелляционной инстанции отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, представитель ТСЖ просил в ее удовлетворении отказать.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество с 01.01.2022 на основании соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории города федерального значения Санкт-Петербурга от 02.09.2021 является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Санкт-Петербурга.
Общество 24.12.2021 направило ТСЖ, осуществляющему управление многоквартирным домом по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Моховая, д. 27-29, проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО, составленный на основании типового договора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
ТСЖ 28.12.2021 направило Обществу свой проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО, указав, что учет накопления ТКО в целях осуществления расчетов за услуги, оказываемые по договору, следует осуществлять по фактическому накоплению, исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО. Проект договора в редакции ТСЖ региональным оператором отклонен.
Обществом 02.03.2022 направило ТСЖ проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 30.12.2021 N 1261250-2022/ТКО, составленный на условиях типового договора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, с указанием на то, что учет накопления ТКО осуществляется расчетным способом, исходя из нормативов накопления.
ТСЖ, сославшись на то, что при заключении договора между сторонами возникли разногласия по указанным пунктам, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что спорные пункты договора в редакции ТСЖ противоречат законодательству, изложил их в редакции Общества, при этом отказав во включении в договор пунктов 3.1.6, 3.3.10 и приложений N III и N IV к договору.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил иск, придя к выводу о том, что ТСЖ, заявляя разногласия при заключении договора по пунктам 3.1.1, 4.1, 4.2 договора и определяя способ коммерческого учета ТКО расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, реализовало право на выбор одного из альтернативных способов учета объема ТКО для расчетов с региональным оператором.
Помимо этого апелляционный суд, установив, что остальные спорные пункты и приложения N N III и IV проекта договора в редакции ТСЖ не противоречат законодательству Российской Федерации, удовлетворил иск в данной части.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит частичному удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Согласно пункту 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (пункт 4 статьи 426 ГК РФ).
Как предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами и форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 Правил N 1156 к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с ТКО, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
Как предусмотрено частью 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с ТКО, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Особенности предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах предусмотрены в разделе XV(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 148(18) Правил N 354 заключение договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, с региональным оператором по обращению с ТКО осуществляется в порядке, указанном в пункте 148(15) настоящих Правил.
Согласно пункту 148(15) Правил N 354 при наличии разногласий по полученному от исполнителя проекту договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, их рассмотрение осуществляется в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил.
В силу пункта 24 Правил N 354 при наличии разногласий по полученному от исполнителя проекту договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) обязаны в течение 30 дней передать исполнителю в месте его нахождения по почте или иным согласованным с исполнителем способом протокол разногласий к проекту договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Исполнитель, получивший протокол разногласий к проекту договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, обязан в течение 30 дней со дня его получения известить собственника о принятии договора в его редакции либо об отклонении протокола разногласий с указанием причин отклонения.
При отклонении исполнителем протокола разногласий либо неполучении заявителем извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок собственник вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, на рассмотрение суда.
Если исполнитель уклоняется от заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, собственник вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и возмещении причиненных этим заявителю убытков.
Таким образом, потребитель вправе передать на рассмотрение суда разногласия, возникшие при заключении договора, при отклонении региональным оператором протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок.
В данном случае, как установлено судами, протокол разногласий к проекту договора ТСЖ передан Обществу в пределах указанного срока (посредством направления 28.12.2021 своего проекта договора) и региональным оператором отклонен.
На рассмотрение суда переданы разногласия, возникшие при заключении договора, в части пунктов 1.3, 2.2, 2.3, 3.1.1, 4.1, 4.2, 4.3, 4.4 договора, а также дополнения договора пунктами 3.1.6, 3.3.10 и Приложениями N N III и IV к договору.
Согласно пункту 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ, в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Правительство Российской Федерации постановлением от 03.06.2016 N 505 утвердило Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее - Правила N 505).
Согласно пункту 25 Правил N 1156 одним из существенных условий договора об оказании услуг по обращению с ТКО является способ коммерческого учета количества ТКО.
В пункте 6 Правил N 505 предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 данных Правил.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
Пунктом 15 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО также предусмотрено, что учет объема ТКО производится в соответствии с Правилами N 505 одним из следующих способов: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
В соответствии с пунктом 148(22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан: предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги (подпункт "а"); заключать с региональным оператором по обращению с ТКО договоры на оказание услуг по обращению с ТКО, за исключением случаев, указанных в пункте 148(11) настоящих Правил (подпункт "б").
Согласно пункту 148(30) Правил N 354 в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к настоящим Правилам (то есть на основании нормативов накопления ТКО).
При раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к настоящим Правилам соответственно (то есть на основании объема вывезенных контейнеров).
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2021 N 929 на территории Санкт-Петербурга установлено, что оплата коммунальной услуги по обращению с ТКО, предоставленной потребителям в жилых помещениях в многоквартирных домах, осуществляется исходя из общей площади жилого помещения.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Санкт-Петербурга утверждены распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 30-р.
Распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга от 15.06.2022 N 361-р утверждена территориальная схема обращения с отходами производства и потребления, согласно разделу 4 которой раздельное накопление ТКО осуществляется отходообразователями в соответствии с утвержденным Порядком накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления).
Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Санкт-Петербурга утвержден распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга от 01.07.2022 N 371-р (далее - Порядок N 371-р).
В соответствии с пунктом 5.1 Порядка N 371-р решение о размещении в месте накопления, входящем в состав общего имущества многоквартирного дома, контейнеров в целях осуществления раздельного накопления ТКО принимается собственниками жилых и нежилых помещений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в порядке, установленном статьями 44 и 161.1 ЖК РФ.
Согласно пункту 5.1.1 Порядка N 371-р отходообразователи до принятия решения о размещении в месте накопления, входящем в состав общего имущества многоквартирного дома, контейнеров в целях осуществления раздельного накопления ТКО, обязаны согласовать с региональным оператором систему раздельного накопления ТКО (двухпоточная или пофракционная).
Для согласования системы раздельного накопления ТКО в адрес регионального оператора направляется соответствующее обращение, с указанием предлагаемой системы раздельного накопления ТКО.
В срок не более 15 дней со дня поступления указанного обращения региональный оператор рассматривает его и направляет в адрес заявителя уведомление о возможности реализации предлагаемой системы раздельного накопления ТКО либо о необходимости применения альтернативного варианта организации системы раздельного накопления ТКО.
Как предусмотрено пунктом 5.1.2 Порядка N 371-р, решение о размещении в месте накопления, входящем в состав общего имущества многоквартирного дома, контейнеров в целях осуществления раздельного накопления ТКО, оформленное в соответствии с требованиями жилищного законодательства Российской Федерации, направляется региональному оператору не позднее 10 (десяти) дней со дня его принятия.
В силу пункта 5.1.3 Порядка N 371-р региональный оператор обеспечивает подготовку и подписание дополнительного соглашения к договору на оказание услуг по обращению с ТКО, содержащего условие о раздельном накоплении ТКО, в порядке, установленном действующим законодательством.
Осуществление раздельного накопления ТКО является обязательным с даты, указанной в дополнительном соглашении к договору на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 5.1.4 Порядка N 371-р).
Таким образом, истцу следовало согласовать систему раздельного накопления ТКО с Обществом, после чего собственники жилых и нежилых помещений в порядке, установленном статьями 44 и 161.1 ЖК РФ, вправе принять решение о размещении в месте накопления, входящем в состав общего имущества многоквартирного дома, контейнеров в целях осуществления раздельного накопления ТКО, после чего направить это решение региональному оператору.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено, что ТСЖ вопреки части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представило в материалы дела доказательства согласования с региональным оператором системы раздельного накопления ТКО, принятия собственниками жилых и нежилых помещений в установленном порядке соответствующего решения и направления его региональному оператору.
Согласно части 2 статьи 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Поскольку условие о раздельном накоплении ТКО может быть включено в договор на оказание услуг по обращению с ТКО при соблюдении положений Порядка N 371-р, изложение пунктов 3.1.1, 4.1, 4.2, 4.3, 4.4 и Приложений NN III и IV к договору в редакции истца при несоблюдении положений Порядка N 371-р по сути является обходом требований, установленных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации Санкт-Петербурга.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности исковых требований, поскольку способ учета ТКО исходя из объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, возможен только при раздельном накоплении сортированных ТКО.
В связи с этим суд первой инстанции урегулировал разногласия, возникшие при заключении договора, признав правомерным его изложение в редакции регионального оператора, что соответствует приведенным нормам и установленным по делу обстоятельствам.
При таких обстоятельствах у апелляционного суда не имелось оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции в данной части, в связи с чем постановление суда апелляционной инстанции в указанной части подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Вывод суда апелляционной инстанции о применении к рассматриваемым правоотношениям положений Правил N 505 об альтернативных способах расчета объема услуги по обращению с ТКО по выбору потребителя в рассматриваемом случае является ошибочным.
Правила N 505 регламентируют общий порядок коммерческого учета ТКО без конкретизации их собственников, тогда как в отношении ТКО, образуемых собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов установлены специальные правила, предусмотренные разделом XV(1) Правил N 354.
Как установлено судами, в пункте 1.3 договора в редакции ТСЖ указано, что ТКО подлежат складированию в контейнеры, расположенные на контейнерной площадке, предоставляемые региональным оператором.
Тот же пункт в редакции Общества содержит общее положение о том, что складирование ТКО осуществляется в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в том числе крупногабаритных отходов: в бункеры, расположенные на контейнерных площадках.
Согласно пункту 10 Правил N 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В пункте 3 типовой формы договора указаны способы складирования ТКО - мусоропроводы и мусороприемные камеры, в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором; в том числе крупногабаритных отходов - в бункеры, расположенные на контейнерных площадках, на специальных площадках складирования крупногабаритных отходов.
Таким образом, ни Правила N 1156, ни типовая форма договора не возлагают на регионального оператора обязанности по предоставлению контейнеров.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к выводу о том, что пункт 1.3 договора в редакции ТСЖ противоречит законодательству.
Отменяя решение суда в указанной части, суд апелляционной инстанции сослался на разъяснения, изложенные в письме Минстроя России от 03.04.2019 N 11696-АО/06.
Вместе с тем судом апелляционной инстанции не приведено нормы, которая возлагала бы на регионального оператора, деятельность которого является тарифицируемой, обязанности по приобретению контейнеров в каждом случае заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Исходя из этого, суд кассационной инстанции соглашается с судом первой инстанции об изложении пункта 1.3 договора в редакции ответчика.
Согласно пункту 2.2 договора в редакции ТСЖ услуги регионального оператора оплачиваются на основании счета и акта оказанных услуг, направляемых оператором в адрес потребителя не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором оказана услуга; пункт 2.3 договора в редакции ТСЖ предполагает проведение сверки расчетов сторонами не реже, чем один раз в квартал по инициативе одной из сторон.
Приняв во внимание, что указанные условия, а также условия пунктов 3.1.6 и 3.3.10 договора, предусматривающие обязанность регионального оператора по направлению счета и сведений об объемах фактически вывезенных ТКО в расчетном месяце посредством системы электронного документооборота, не противоречат законодательству, суд апелляционной инстанции урегулировал разногласия, возникшие при заключении договора, путем изложения указанных пунктов в редакции истца.
Согласно пункту 1 статьи 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено названным Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства.
Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330 ГК РФ) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
В рассматриваемом случае апелляционный суд, оценив представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, пришел к выводу о том, что судебная неустойка в размере 500 руб. на случай неисполнения судебного акта за каждый день до дня фактического его исполнения отвечает принципам справедливости и соразмерности, в достаточной мере обеспечивает стимулирование Общества к совершению действий по исполнению вступившего в законную силу судебного акта, в связи с чем удовлетворил требование истца в данной части.
Оценка соразмерности судебной неустойки и определение ее конкретного размера относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций и производится судами по результатам исследования совокупности обстоятельств и представленных в дело доказательств.
В указанной части, а также в части определения судебной неустойки выводы суда апелляционной инстанции соответствует нормам материального права, в связи с чем кассационная жалоба в данной части удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2023 по делу N А56-29055/2022 в части урегулирования разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 30.12.2021 N 1261250-2022/ТКО, путем изложения пунктов 1.3, 3.1.1, 4.1, 4.2, 4.3, 4.4 и Приложений NN III и IV к договору в редакции товарищества собственников жилья "Феникс" отменить.
В указанной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.11.2022 по тому же делу оставить в силе.
В остальной части обжалуемое постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Невский экологический оператор" - без удовлетворения.
Взыскать с товарищества собственников жилья "Феникс" (191028, г. Санкт-Петербург, ул. Моховая, д. 27-29, пом. 37; ОГРН 1067847656249; ИНН 7841332783) в пользу акционерного общества "Невский экологический оператор" (195009, г. Санкт-Петербург, ул. Арсенальная, д. 1, корп. 2, лит. А, пом. 1Н-23(часть); ОГРН 1217800002826; ИНН 7804678913) 3000 руб. судебных расходов на оплату государственной пошлины за рассмотрение дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено названным Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства.
Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330 ГК РФ) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
...
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2023 по делу N А56-29055/2022 в части урегулирования разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 30.12.2021 N 1261250-2022/ТКО, путем изложения пунктов 1.3, 3.1.1, 4.1, 4.2, 4.3, 4.4 и Приложений NN III и IV к договору в редакции товарищества собственников жилья "Феникс" отменить."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 августа 2023 г. N Ф07-10263/23 по делу N А56-29055/2022